Новая логика и факторы развития КИС

Раздел: Информационные технологии
Автор(ы): Борис Жданов, журнал "Корпоративные системы" (№3, 2006)
размещено: 10.09.2007
обращений: 15722

Рассматривается, как за последние годы изменилась логика функционирования КИС и что является движущими силами развития систем этого класса. Показаны изменения в характере автоматизации бизнеса и как бизнес влияет на характер изменений в самой КИС. Обосновывается идея о четырех сферах — источниках развития КИС. По каждой сфере приводятся "драйверы" развития КИС, знание которых дает ключ к правильной политике по разработке ИТ-стратегии.
Современные комплексные информационные системы управления предприятием прошли долгий путь развития. С началом нового столетия начинается подъем «периода просвещения» — Slope of Enlightenment. Идеология ERP-систем, взобравшись в середине 1990-х гг. на пик раздутых ожиданий и свалившись затем в пропасть разочарований проваленных проектов, смогла на рубеже столетий выкарабкаться на пологий подъем своего развития в виде нового понимания подхода к автоматизации управления предприятием. Это привело к появлению нового класса систем — Enterprise Application Suite (EAS), или комплексные информационные системы (КИС1).

Результаты нашего исследования развития КИС были опубликованы в №1, 2005 г. Там была дана ретроспектива 30-летнего развития систем автоматизации предприятий. Было показано, какой путь прошли локальные и западные системы и их конкурентная диспозиция на рынке Украины. В №2, 2006 г. были приведены результаты инвентаризации систем КИС (всего 33 системы). Редакция также опубликовала свое видение истории развития систем автоматизации управления предприятием — см. статью «Автоматизация управления предприятием: история и эволюция» в журнале «CIO — директор информационной службы» №3, который подписчики должны получать вместе с этим номером «Корпоративных систем».

Эти и другие исследования2 дают нам возможность определить внутреннюю логику современной КИС и выявить движущие факторы развития КИС. Рассмотрим, как за последние годы изменилась логика функционирования КИС и что является движущими силами развития систем этого класса.

НОВАЯ ЛОГИКА КИС

Переход от ERP к EAS

Еще пять лет назад, когда речь шла о КИС, прежде всего имелись в виду системы класса ERP. Сегодня о них как-то забыли, и больше речь идет о комплексных информационных системах типа EAS. Рассмотрим, что же за это время изменилось «внутри» систем автоматизации уровня предприятия. За основу возьмем мнение исследовательской компании IDC, считающей, что минимальная функциональность EAS должна состоять из следующих функциональных сегментов:

  • бухучет/финансы;
  • оперативный учет/дистрибьюция;
  • специализированные отраслевые функции.

Приложение считается EAS, даже если оно будет состоять из отдельных покупных модулей, поскольку EAS создается интеграцией объединенного набора бизнес-процессов и метаданных, которые предоставляют заказчику возможность доступа к одной базе данных из единого пользовательского интерфейса. При этом каждый пользователь имеет доступ к любому функциональному модулю через единый интерфейс. Предполагается, что такая интеграция будет выполняться на современном уровне — на многопользовательских платформах, т. е. как минимум в среде клиент-сервер (именно эти принципы EAS были нами взяты за порог вступления в «Справочник журнала "Корпоративные системы"»).

Под оперативным учетом понимаются следующие функции: закупки, учет заказов, управление запасами, складской учет, планирование и распределение ресурсов. Т. е. фактически (за исключением специализированных отраслевых функций, таких как, например, производство) это основной функционал логистических операций, протекающих в рамках главной цепочки по созданию стоимости на предприятии.

К специализированным отраслевым функциям может относиться производство.

К сегменту расширенных функций EAS относятся CRM, SCM, управление персоналом и заработной платой, управление знаниями, куда входят системы извлечения данных (data mining) и анализа данных (business intelligence), системы информирования руководителя (management/executive information systems). Если SCM охватывает весь сквозной процесс управления поставками (SCA, Supply Chain Automation), тогда можно говорить о приложениях автоматизации для вертикальных рынков. В случае поставок товаров это продуктовая цепочка, например, в производстве оптовой или розничной торговли. В случае поставок сервисов речь может идти о вертикальной интеграции, например, в банковской сфере, страховании, здравоохранении.

Хотя термины ERP и EAS часто употребляются как синонимы, с точки зрения главной задачи автоматизации они, строго говоря, означают разный подход к автоматизации. Если ERP нацелен на управление ресурсами предприятия, то EAS (по минимуму) — на управление главными бизнес-процессами. В последнее время системы автоматизации управления предприятием еще более дистанцируются от ERP, теперь расширенная система класса EAS называется Business Suite — комплекс программ для автоматизации бизнеса.

Разумеется, переход от ERP к EAS не был одномоментным и сразу осознанным. Под давлением бизнес-среды происходило эволюционное перерождение концепции ERP в EAS. Причем концепция ERP не отвергнута полностью, часть ее перешла в EAS в качественно новом виде. Можно сказать, что на умении управлять ресурсами базируется управление цепочкой создания стоимости, а информация о клиентах, которая вычленяется в звеньях этой цепочки, становится основой для управления клиент-ориентированностью.

Влияние бизнеса на КИС

Как видим, по сравнению с ERP-системами принципы автоматизации кардинально меняются. Теперь автоматизация строится не только на управлении видами ресурсов, а прежде всего вокруг управления цепочкой процессов по созданию стоимости. Как представляется, это изменение в принципах автоматизации вызвано следующими обстоятельствами. ERP своими корнями уходит в те времена, когда доминирующими еще оставались бизнес-парадигмы, ориентированные на экономию дефицитных ресурсов, операционную эффективность и нацеленные на массовый рынок товаров.

Сегодня в бизнес-среде другие приоритеты, что связано с рядом причин. Во-первых, благодаря глобализации по многим видам ресурсов дефицита уже нет. Во-вторых, массовый рынок по большинству позиций перенасыщен предложениями из-за перепроизводства товаров.

Чтобы вырваться из «болота» перепроизводства, компании стремятся быть лидером по продукту — для этого им следует научиться быстро создавать новые потребительские стоимости. Это можно сделать, если взять под контроль все звенья цепочки создания этой стоимости. Именно этим требованиям и отвечает базовая функциональность EAS. Для быстроты создания новых товаров EAS должна обладать «гибкостью», чего не требовалось от ERP. Это значит, изменения EAS должны коснуться и архитектуры ее построения. И мы видим, что индустрия EAS сейчас озабочена этой проблемой.

Вывод нового продукта на рынок — это большие затраты средств, и нет гарантии, что потребитель отнесется к новому продукту компании более лояльно, чем к продукту ее конкурента. Тогда борьба переключается с борьбы за лидерство по продукту на борьбу за лояльность клиента как таковую. Оказалось, что удержать своего клиента компании обходится гораздо дешевле, чем приобрести нового. Удержать клиента помогает его сопровождение по некоторым (в идеале — по всем) этапам жизненного цикла продукта. Нередко это обходится дешевле, чем вывод нового продукта.

Нужно уметь управлять своими отношениями с клиентами. В этом помогут системы управления отношениями с заказчиком — CRM-системы, поэтому к EAS стала «прикручиваться» клиент-ориентированность — расширенные функции CRM.

Как видим, внутренние изменения КИС обусловлены главным образом внешними причинами — бизнес-средой.

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КИС

Иерархия факторов

Как же связать исторические факты и внутреннюю логику развития КИС? Ведь приведенные в историческом контексте факты могут показаться стихийным набором случайных явлений. И это отчасти так, поскольку развитием КИС «руководит» стихия рынка. В то же время факты — это явления, отражающие данную во времени сущность КИС и логику ее эволюции.

Если рассмотреть всю совокупность фактов (явлений) развития КИС с перспективы единства исторического и логического развития сущности КИС, то можно увидеть, что это развитие обусловлено не столько случайными обстоятельствами (хотя и они имеют место), сколько диалектикой взаимодействия между развитием процесса и одним из инструментов поддержки этого процесса. Под процессом следует понимать бизнес (или в общем плане бизнес-среду со множеством взаимодействующих бизнесов), а под одним из его инструментов (а есть и много других) — будем понимать КИС. Если пропустить сплав фактов через магнит с полюсами Б («бизнес») и К (КИС-инструмент), то из этого сплава к каждому полюсу магнита притянется по две сферы факторов, являющихся движущими силами развития КИС.

    Б.1. Первая (и главная) сфера факторов, влияющих на КИС, относится к бизнес-среде и ее развитию.

    Б.2. Так как назначением КИС является автоматизация бизнеса, то в немалой степени на ее развитие влияет сфера факторов, зависящая от жизненного цикла развития самого объекта автоматизации (уровень развития бизнеса).

    К.1. Поскольку КИС-инструмент — это сложная система, то характер развития КИС определяется сферой факторов, вытекающих из общесистемных законов эволюции сложных систем вне связи с их природой.

    К.2. И лишь теперь следует обратить внимание на природу самого инструмента — из чего он «сделан»? Понятно, что инструмент КИС относится к информационным технологиям, и на него будет влиять сфера факторов, вытекающих из ИТ.

Разумеется, факторы, обусловленные этими четырьмя сферами, влияющими на тенденции КИС, не являются абсолютно ортогональными, в некоторых случаях они довольно сильно взаимообусловлены. В то же время, если исходить из принципа «от общего к частному», то можно установить разграничение в уровнях «первопричинности» возникновения факторов развития КИС. Представим свою точку зрения на данную проблематику.

Влияние особенностей новой парадигмы бизнеса (Б.1)

Рассмотрим, как же на КИС влияет развитие бизнес-среды.

Еще пару десятилетий тому назад главной целью производства был товар. Клиент на производстве воспринимался опосредовано — через усредненный набор функций и свойств товаров массового потребления. Клиент довольствовался тем, что было на рынке. Тогда в условиях дефицита ресурсов разделение труда, организованное на основе функциональной специализации, обеспечивало экономию ресурсов, вовлеченных в производство. Именно на ресурсы, на производство, т. е. вовнутрь предприятия, и была ориентирована иерархическая организационная структура. В тот период и зарождаются системы класса ERP, предназначенные для планирования ресурсов предприятия, которые основывались на учетных функциях. Архитектура ERP отвечала требованиям функционально-иерархической организации труда, господствовавшей в то время, и была направлена в основном на учет ресурсов.

Сегодня клиент из безликого массового потребителя становится желанным, индивидуально обслуживаемым заказчиком. Теперь цель производства — удовлетворение его потребностей. Предприятие ориентируется вовне — на клиента, а не на внутренние ресурсы. В развитых странах основные ресурсы (деньги, сырье, производственные мощности и персонал) в условиях глобализации, по большей части, не являются дефицитом. С организационной точки зрения предприятие рассматривается как система процессов, ориентированных на поддержку главного процесса бизнеса — удовлетворение потребностей клиента. Координация как горизонтальных взаимоотношений между подразделениями, так и внешних связей становится более важным и критичным параметром эффективности, чем традиционно вертикальное управление (субординация) и учет ресурсов. Соответственно, современная КИС должна строиться на основе новой парадигмы — на управлении бизнес-процессами.

Бизнес-процессы предприятия, стыкуясь с процессами контрагентов предприятия, группируются в сквозную цепочку создания стоимости. Если такая цепочка начинается от процессов получения сырья и заканчивается процессами удовлетворения конечного потребителя, то эта интеграция называется вертикальной. В условиях такой деятельности от предприятия требуется не только координация внутренних процессов между собой, но и их координация с внешними процессами. При этом существенно увеличивается двунаправленный поток информации, проходящий через границы предприятия. Возникает необходимость в стандартизации правил бизнес-взаимодействия.

В условиях клиент-ориентированности меняются приоритеты не только в операционной деятельности предприятия, в тактическом планировании, но и в его стратегическом развитии. Возрастание конкуренции требует увеличить динамику внутренней среды предприятия с целью ее быстрой адаптации к меняющимся условиям внешней среды, в том числе и за счет мобильности внутренней среды. Жесткая иерархическая модель предприятия не может обеспечить гибкость управления. Процессная же модель управления хорошо подходит для обеспечения непрерывного мониторинга процессов и, соответственно, проактивного управления ими. Если раньше стратегия разрабатывалась исходя из внутренних (в основном ресурсных) возможностей предприятия, то теперь она разрабатывается исходя из предположения о будущих потребностях клиентов.

Какие же главные («бизнесовые») тенденции развития современных КИС обуславливают приведенные выше особенности новой парадигмы ведения бизнеса? При рассмотрении тенденций необходимо иметь в виду, что ресурсно-ориентированная ERP не отбрасывается, все ее «достижения» становятся базисом для процессно-ориентированной КИС. Говоря философски, «старая» ERP переходит в «новую» КИС в снятом виде.

Исходя из изложенного представления о потребностях развития бизнес-среды, можно сделать вывод о том, что современные КИС будут расширять и углублять функционал по следующим направлениям:

  • поддержка бизнес-процессов;
  • поддержка интеграции процессов;
  • управление внутренними процессами;
  • интеграция процессов по внешним связям;
  • мониторинг и координация внешних процессов;
  • управление (обработка, анализ, мониторинг) больших потоков управленческой информации;
  • стандартизация внутреннего и внешнего взаимодействия;
  • гибкость настройки процессов;
  • поддержка мобильности;
  • Интернет — удаленные пользователи, электронный бизнес;
  • поддержка клиент-ориентированной стратегии предприятия;
  • средства индивидуализации клиента в системе (поддержка в системе клиент-ориентированности — CRM, BI, DW).

Жизненный цикл автоматизации компании-заказчика (Б.2)

Опыт автоматизации заказчик приобретает постепенно, по мере прохождения разных этапов жизненного цикла освоения КИС. На первых этапах, как правило, автоматизируются учетные задачи. По мере роста опыта автоматизации и, соответственно, понимания ее возможностей, а также накопления первичных данных становится востребованной автоматизация управленческих задач, начиная с анализа накопленных данных и на его основе планирования работ. Если предприятие уже прошло критическую точку автоматизации в смысле осознания ее возможностей, то оно может заменить устаревшую систему автоматизации и сразу перейти на другую, перепрыгнув первые этапы внедрения и выйдя на большой объем автоматизируемого функционала. В этом случае понадобится перенос данных в новую систему.

Иногда рост компании сопровождается образованием филиалов. При филиальной архитектуре становятся востребованными средства удаленного доступа и консолидации данных. Если при этом КИС добавляется к уже существующим системам автоматизации или организация представляет собой вновь образованный холдинг, то становится актуальной интеграция разнородных (унаследованных) систем. Рост компании нужно сопровождать масштабированием КИС. Размер предприятия обуславливает объем, глубину автоматизации и динамику изменений.

Исходя из жизненного цикла автоматизации предприятий и его особенностей, дальнейшее развитие КИС будет идти по пути развития следующих направлений:

  • консолидация данных;
  • анализ данных;
  • поддержка новых видов деятельности;
  • поддержка новых видов управленческих задач;
  • развитие средств переноса данных;
  • развитие средств интеграции унаследованных систем;
  • масштабирование решений;
  • улучшение удаленного доступа.

Факторы развития сложных систем (К.1)

Для тиражирования продукта инженерные специальности дают знания о том, как для этого провести унификацию, типизацию, стандартизацию элементов и структуры продукта. Например, для тиражируемых КИС можно было бы, во-первых, выявить несколько типичных предприятий и, во-вторых, в них идентифицировать общий функционал — то (оптимальное, эталонное, т. е. правильное с методологической точки зрения) ядро, которое ложится в основу архитектуры КИС. На практике же развитие КИС идет от стихии рынка, поскольку оно обусловлено потребностями заказчиков — за какой функционал они готовы платить, тот в первую очередь и автоматизируют. Система начинается с автоматизации конкретных потребностей первых заказчиков (именно первых, а не типичных). Нет никакой гарантии того, что эти первые заказчики являются эталоном для тиражирования передового опыта. Поэтому в основе системы оказывается не эталонное, оптимальное ядро, а проекция опыта первых заказчиков.

Тем не менее разработчики заявляют, что в системе заложена референтная модель, в которой за основу взят передовой опыт многих предприятий, и объявляют его лучшей практикой. Это означает, что этот опыт сформирован, по большому счету, лучшей стихией рынка. И это объективно — от этого никуда не деться.

Рудименты этого опыта при подстройке под нужды новых заказчиков тиражируются. И наступает такой момент, когда подстройка под каждого заказчика становится обременительна из-за накопленных стихийно-рыночных улучшении и архитектурных ограничений, восходящих к первым заказчикам. Охват новых заказчиков приводит, во-первых, к развитию систем «в ширину» (за счет охвата все большего числа новых функций) и, во-вторых, ее развития «в глубину» (за счет более глубокой специализации функций). А эти два фактора приводят к большому росту сложности системы, что затрудняет ее настройку и поддержку, препятствует интеграции разнородных элементов.

Нацеленность на разнокачественность функционала приводит к издержкам универсализма — избыточности и общей неэффективности. Для уменьшения возникших проблем необходима функциональная модуляризация и предметная специализация. Это решается за счет дробления на функционально-ориентированные модули и создания отраслевых решений. Однако теперь необходимо прилагать усилия, чтобы предметно-функциональная дифференциация сильно «не разбежалась», поэтому нужно постоянно поддерживать компромисс отраслевых направлений развития системы в рамках развития общей платформы.

Для уменьшения сложности и поддержки компромисса время от времени необходима модернизация платформы. Функционально-предметная сегментация требует разработки специализированных методик внедрения и, соответственно, специализации внедренческого персонала.

С точки зрения сложных систем основные тенденции можно обозначить следующим образом:

  • легкость настройки;
  • совершенствование средств моделирования;
  • углубление поддержки модульного подхода;
  • развитие средств интеграции и интероперабельности;
  • развитие специализированных (в т. ч. и отраслевых) решений;
  • периодическая модернизация общей платформы;
  • разработка специальных методик внедрения;
  • специальное обучение персонала — его сертификация.

Влияние ИТ (К.1)

Что же можно отнести к факторам развития КИС, зависящим от чисто «айтишного» направления? Сюда можно отнести традиционные проблемы собственно ИТ:

  • многоуровневая архитектура — отделение бизнес-слоя от ИТ-слоя;
  • Service Oriented Architecture — легкость сборки ПО;
  • интранет — сопровождение из одной точки;
  • отраслевая стандартизация средств описания бизнес-процессов.

Не маловато ли для ИТ? Впрочем, читатель может составить другие перечни факторов исходя из своего понимания их иерархии. Ведь приведенный подход не претендует на всеобщность, скорее, это лишь предмет для обсуждения, поскольку возможны и другие основания выбора и приоритеты факторов. Автор надеется, что заинтересованные в обсуждении этой темы читатели представят свою точку зрения.

ВЫВОДЫ

С помощью фактов мы установили, каким функционалом, пройдя историческое развитие, может обладать современная КИС. Факты также дали основания увидеть изменения в характере автоматизации бизнеса и то, как бизнес влияет на характер изменений в самой КИС. Это позволило вскрыть новую логику развития этих систем — ориентированную на управление цепочкой создания стоимости. Анализ функционала и логики КИС позволил выявить факторы развития КИС.

Было установлено, что главными являются факторы развития бизнес-среды. Затем проявляются особенности жизненного цикла развития автоматизации предприятия и его специфика. Следующими по важности идут общесистемные факторы. И лишь потом идут собственно ИТ-факторы.

Разумеется, и первые три группы факторов также имеют свою ИТ-форму реализации. Однако в этих случаях сущностные первопричины перемен в развитии КИС лежат за пределами информационных технологий как таковых. ИТ лишь инструментально «обслуживают» эти причины, предлагая новые формы и возможности. Понятно, что диалектика процесса и его инструмента — бизнеса и ИТ — позволяют инновационным формам ИТ влиять на существенные характеристики бизнеса.

Какую же практическую пользу нам дает такая иерархия факторов развития КИС? Знание первопричин позволяет понимать, что ИТ — это лишь форма реализации сути бизнес-парадигмы, управленческих подходов, проявления общесистемных тенденций. Это значит, что содержание автоматизации и форма этой автоматизации должны соответствовать друг другу. Это значит, что, исходя из особенностей конкретного бизнеса, его масштаба и перспективы развития, для него можно выбрать критически важный набор факторов, влияющих на КИС. Это значит, что, используя КИС как инструмент, нужно знать критически важные факторы этого инструмента, чтобы правильно им пользоваться. Что важно, факторы эти выбираются с точки зрения бизнеса и инструмента для бизнеса, а не ИТ как такового.

Об авторе:

    Борис Жданов — канд. техн. наук, главный редактор журнала «Корпоративные системы».


    1 Когда в контексте не имеет значение, EAS или ERP, будем использовать КИС. EAS будем использовать для напоминания об отличиях от ERP.

    2 «Промышленные предприятия: два пути автоматизации». — 2005. — № 1.
    «Справочник журнала «Корпоративные системы» по КИС, АСУ, ERP». — 2006. — № 2.
    «MRPII-компетенция ERP-систем в Украине». — 2004. — № 5.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Искусственный интеллект на практике. 50 кейсов успешных компанийИскусственный интеллект на практике. 50 кейсов успешных компаний
Основы глубокого обучения. Создание алгоритмов для искусственного интеллекта следующего поколенияОсновы глубокого обучения. Создание алгоритмов для искусственного интеллекта следующего поколения
Искусственный интеллект: современный подход (AIMA-2)Искусственный интеллект: современный подход (AIMA-2)



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)