ERP: мифы и реальность

Раздел: Информационные технологии
Автор(ы): Александр Зубрицкий, журнал "Управление компанией" (Издается в России) (№6, 2007)
размещено: 07.04.2008
обращений: 15451

ХХI век можно смело назвать веком высоких технологий. В последнее время многие предприятия в целях приобретения новых конкурентных преимуществ используют современные информационные технологии в бизнесе, поскольку именно информация становится стержнем практически любой организованной структуры. При этом в понятие "информационные технологии" закладывается не просто оснащение предприятия двумя-тремя компьютерами, а именно внедрение комплексных дорогостоящих технологий, например интегрированных систем управления ресурсами предприятий (ERP-систем).

В ходе внедрения возникает много вопросов, нестандартных ситуаций, складываются мифы. Кто-то находит во внедряемых технологиях плюсы, кто-то — минусы, у каждого заказчика есть свое видение задачи. Рассмотрим наиболее распространенные мифы и предубеждения, с которыми приходится сталкиваться в процессе реализации проектов по внедрению ERP-систем.

Миф № 1: "У нас внедряется ERP-система"

Что должно входить в состав системы?

Под ERP понимается в данном случае стандарт MRP II (Manufacturing Resource Planning), принятый APICS (American Production and Inventory Control Society), а также функциональность, дополняющая финансовый контур системы.

Программный продукт класса MRP II, согласно стандартам, утвержденным APICS, включает следующие 16 функций:

  1. Sales and Operation Planning — планирование продаж и производства;
  2. Demand Management — управление спросом;
  3. Master Production Scheduling — составление плана производства;
  4. Material Requirement Planning — планирование потребностей в сырье и материалах;
  5. Bill of Materials — спецификации продукции;
  6. Inventory Transaction Subsystem — складская подсистема;
  7. Scheduled Receipts Subsystem — отгрузка готовой продукции;
  8. Shop Flow Control — управление производством на цеховом уровне;
  9. Capacity Requirement Planning — планирование производственных мощностей;
  10. Input/output control — контроль входа/выхода;
  11. Purchasing — материально-техническое снабжение;
  12. Distribution Resource Planning — планирование запасов сбытовой сети;
  13. Tooling Planning and Control — планирование и управление инструментальными средствами;
  14. Financial Planning — финансовое планирование;
  15. Simulation — моделирование;
  16. Performance Measurement — оценка результатов деятельности.

Проанализировав результаты 50 ERP-проектов, реализованных на российских предприятиях, можно убедиться в том, что зачастую внедряется лишь ограниченное число "учетных" модулей (рис. 1). Практически во всех проектах используются модули финансового учета, учета продаж, закупок и управления складами. Однако модули MRP, CRP, MPS внедрены лишь в одном проекте из пяти, хотя они представляют особую ценность для растущего производственного предприятия.

Внедренные модули ERP систем в 50 проектах

Реальность № 1. Даже если внедряемая система формально соответствует стандарту MRP II, в большинстве проектов внедрение ограничено несколькими "учетными" модулями. Другими словами, заказчик получает учетную систему вместо ERP-системы.

Миф № 2: "Благодаря ERP продажи уже завтра вырастут вдвое"

Внедрение ERP, несомненно, повышает ценность предприятия. Вы сможете увидеть скрытые резервы, уменьшать себестоимость продукции, оптимизировать затраты. Однако важно помнить, что такая система, в первую очередь, инструмент. Использовать его нужно в соответствии с разработанной стратегией развития предприятия.

Если ваша стратегическая задача удвоить выручку, необходимо разработать все необходимые мероприятия для этого, к примеру:

  • начать выходить на новые рынки;
  • повысить качество продукции;
  • уменьшить стоимость продукции;
  • провести рекламную кампанию;
  • прочее.

ERP систему в таком случае нужно рассматривать как инструмент, позволяющий:

  • уменьшить стоимость продукции за счет оптимизации производства и контроля над расходами и затратами;
  • улучшить качество продукции за счет использования утвержденных маршрутов и спецификации, закупки сырья у проверенных поставщиков и т. д.

Заказчику надо четко представлять, что он ожидает получить в результате внедрения. Нет ничего хуже размытых формулировок целей проекта. Изменение целей может привести к остановке внедрения. Но уточнение целей, их детализация в ходе работ естественны и полезны.

Что считать уточнением целей, а что изменением? Допустим, при старте проекта мы определили следующую цель: время обработки заказа клиента не должно превышать 25 мин. В ходе проекта цель может быть детализирована следующим образом:

  • время составления заказа — 5 мин;
  • время передачи на склад — 5 мин;
  • складская обработка — 10 мин;
  • распечатка документов — 5 мин.

Если же в ходе проекта выяснилось, что нам не важно время обработки заказов клиентов, а есть острая необходимость в оптимизации складских остатков, произойдет изменение целей проекта.

Реальность № 2. Если у проекта по внедрению ERP-системы отсутствуют цели или они сформулированы недостаточно четко, если задачи проекта расходятся со стратегическими целями предприятия, то внедрение ERP-системы неминуемо приведет к безрезультатным финансовым и временным затратам. Таким образом, на старте проекта крайне важно правильно определить его цели.

Миф № 3: "Бизнес-процессы моей компании самые совершенные"

Часто приходится встречаться с руководителями среднего звена, которые занимают жесткую позицию: "Мы много лет работали таким образом, нам незачем менять свои бизнес-процессы". Эта фраза приводит в уныние любого консультанта по внедрению. "Их не нужно изменять или совершенствовать. Все, что нужно от внедренца, — перенести бизнес-процессы нашего предприятия в ERP-систему", — считает такой руководитель. Он пытается заставить консультанта скопировать существующий бизнес-процесс в систему, даже если это приведет к нарушению логики работы целого модуля или всей системы.

Чем дольше не совершенствовался какой-либо бизнес-процесс на предприятии, тем выше вероятность, что совершенствовать его необходимо. В идеале на современном предприятии должна существовать специальная служба, занимающаяся совершенствованием бизнес-процессов.

Реальность № 3. Если копировать существующие бизнес-процессы, не анализируя, как они вписываются в цели проекта, то достижение целей такого проекта будет весьма проблематичным.

Миф № 4: "Самые совершенные бизнес-процессы — в ERP-системе"

"Мы купили ERP-систему, чтобы она научила нас правильно работать. Мы готовы сломать существующие и внедрить у себя самые передовые процессы в том виде, в каком они реализованы в базовом функционале ERP-системы. Это позволит нам стать лидером отрасли". Так, несколько утрируя, можно обозначить еще одно распространенное заблуждение.

ERP-система — не коробочный продукт. И не может им быть. Если бы можно было стать лидером в своей отрасли, только внедрив ERP-систему, то все ваши конкуренты давно бы поступили именно так (см. миф № 2).

Большинство бизнес-процессов, включенных в стандартный функционал, подходит большинству предприятий, условно говоря, на 80%. Остальные 20% требуется усовершенствовать при внедрении.

Может показаться, что мифы № 3 и № 4 противоречат друг другу. На самом же деле это два противоположных полюса. Необходимо найти золотую середину.

Реальность № 4. Внедряемая система должна иметь возможность поддерживать изменения бизнес-процессов как в цикле внедрения, так и в промышленной эксплуатации.

Миф № 5: "Все мои сотрудники мечтают о новой системе"

"Они с большим энтузиазмом начнут в ней работать, как только представится такая возможность. Они будут обучаться в свободное от работы время столько, сколько потребуется для последующей эксплуатации", — так полагал один из наших клиентов, директор фирмы. Очень скоро ему пришлось убедиться в обратном. Директор производства постоянно решал технологические проблемы, логистик пропадал на таможне, а директор склада был занят срочной отгрузкой товара.

Встречается открытый саботаж внедрения и скрытый, когда сотрудники утаивают или искажают важную информацию. Чем позже это выявляется, тем больше рисков и проблем возникает при реализации проекта.

Реальность № 5. Необходима сильная административная поддержка проекта со стороны руководства заказчика. Безразличие генерального директора порождает такое же отношение к проекту менеджеров среднего звена, что приводит к бездействию всего остального персонала.

Миф № 6: "Консультант сам знает, что мне нужно от этой системы"

"Я ведь нашел самых опытных консультантов. У меня и моих специалистов нет времени на разговоры. Пусть устанавливают свою ERP-систему и показывают мне кнопку, которую я должен буду нажать, чтобы распечатать отчет".

Если бы все было так просто, был бы давно создан коробочный продукт (см. миф № 4).

Реальность № 6. Никто, в том числе и консультант, не знает ваш бизнес лучше вас — заказчика ERP-системы.

Наилучший вариант, когда в процессе внедрения заказчик и консультант выступают как партнеры — союзники в поиске оптимальных решений.

Чем лучше консультант знает бизнес заказчика, тем эффективнее в конечном счете будет работать система.

Миф № 7: "ERP-систему можно внедрить за 6-8 месяцев"

Если это действительно так, то, вероятно, речь идет о внедрении очень ограниченного функционала (см. миф № 1). Полное внедрение ERP-системы всегда сопряжено с организационными изменениями на предприятии. Опыт подсказывает, что только внедрение стандартного учетного функционала требует от 6 до 12 месяцев.

Реальность № 7. На работающем предприятии полноценное внедрение ERP-системы с модулями производственного планирования (MRP, MPS, CRP) занимает, как правило, более полутора лет.

Миф № 8: "Нам не нужна ERP-система"

Если ваша компания — естественный монополист, единственный в отрасли, то, возможно, в ERP-системе необходимости нет. Если же у вас есть конкуренты, в ваших интересах уменьшение транзакционных издержек. Внедрение ERP-системы — один из необходимых шагов в этом направлении.

Сравните рис. 2 и 3: какой компанией легче управлять?

Типичная конфигурация используемого ПО до внедрения ERP

Рис. 2. Типичная конфигурация используемого ПО до внедрения ERP

Типичная конфигурация используемого ПО после внедрения ERP

Рис. 3. Типичная конфигурация используемого ПО после внедрения ERP

Реальность № 8. Если через 2-3 года у вас не будет работать ERP-система, то вполне возможно, что через 4-5 лет вашего предприятия уже не будет.

Об авторе:

    Александр Зубрицкий, директор департамента систем управления проектами компании "ЛАНИТ".


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Реинжиниринг бизнеса. Как грамотно внедрить автоматизацию и искусственный интеллектРеинжиниринг бизнеса. Как грамотно внедрить автоматизацию и искусственный интеллект
Основы Big Data: концепции, алгоритмы и технологииОсновы Big Data: концепции, алгоритмы и технологии
Технологии четвертой промышленной революцииТехнологии четвертой промышленной революции

Отзывы

Граньшин, ctix@mail.ru
Интересная статья. Перечислено довольно много проблем при внедрении так называемых ERP
2009-01-21 12:46:02
Ответить

Алекс
Еще одна статья про (http://erp-expert.com.ua/content/erp_project_implementation_p1) внедрение ERP системы на отраслевом портале. Там же есть про риски такого проекта
2009-01-22 11:22:03
Ответить




МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)