|
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
История развития инфраструктурных технологий содержит ряд фиксированных этапов. Фактически каждая из существующих инфраструктурных технологий пережила периоды взрывного роста, «головокружения от успехов», стандартизации — иногда очень болезненного внедрения единых общемировых стандартов.
Некоторые из таких технологий до сих пор не стандартизированы в общемировых масштабах. Например, различные стандарты ширины железнодорожного полотна между Украиной и Европой во многом тормозят рост товарооборота. То же самое можно сказать и про целый ряд других «стандартов», начиная от напряжения в промышленной сети (110 вольт в США и 220 — в Европе), заканчивая стандартами передачи телевизионного сигнала. Эти расхождения в стандартах на инфраструктурные технологии уже воспринимаются как своего рода «исторические недоразумения».
Сейчас эти технологии используются как нечто само собой разумеющееся. И никто не пытается строить свой бизнес таким образом, чтобы получить решающее преимущество за счет использования водопровода, телефонии или железнодорожной ветки.
Однако мало кто помнит, что те же железные дороги произвели настоящую революцию в системе международного хозяйства. Строительство железных дорог позволило, с одной стороны, нивелировать конкурентное преимущество, связанное с местоположением конкретного производства, но с другой — подключить к хозяйственному механизму удаленные друг от друга предприятия. Быстрая перевозка большого объема грузов по железной дороге радикальным образом реформировала и производство, и торговлю. Фактически современные супермаркеты и промышленные предприятия конвейерной сборки обязаны своим возникновением именно сети железных дорог, а точнее — появившейся возможности заказывать и оперативно доставлять определенный список товаров от нескольких разных поставщиков. И, разумеется, также быстро отправлять продукцию потребителям, расположенным даже в разных концах страны.
Эпоха взрывного роста сети железных дорог, рассматриваемая как этап развития инфраструктурной технологии, действительно давала особое конкурентное преимущество предприятиям. Зачастую при прокладке той или иной магистрали промышленники принимали деятельное участие в процессе строительства. Например, при строительстве «Транссибирской магистрали» ряд промышленников Урала и Западной Сибири добились существенной корректировки схемы и планов строительства, «подвинув» магистраль к своим предприятиям. Такие «инвестиции с целью получить конкурентное преимущество» стоили недешево.
Аналогично развивалась и ситуация с внедрением информационных технологий. Ранняя история таких внедрений (40-е годы XX века) изобиловала примерами значительных инвестиционных трат компаний-пионеров по внедрению информационных технологий и вычислительной техники. Дело доходило до того, что в условиях фактического отсутствия серийно выпускаемой вычислительной техники компании сами, своими силами, проектировали и строили вычислительные машины практически с «нуля». Программное обеспечение, соответственно, тоже разрабатывалось и проектировалось самостоятельно. Такие решения давали неоспоримое конкурентное преимущество, они обгоняли среднестатистические показатели по отрасли на десятки лет.
Однако уже к 60-м годам XX века вектор развития информационных систем стал уверенно отклоняться в сторону стандартизации. Выпущенная компанией IBM серия корпоративных «больших машин» и типового программного обеспечения была скопирована странами «Варшавского блока» и массово выпускалась под именем «ЕС ЭВМ». Даже в советских учреждениях уровень компьютеризации был весьма значительным. Можно говорить о том, что большой объем бизнес-процессов и практически все бухгалтерские задачи были единообразно автоматизированы за счет внедрения типовых информационных технологий.
Генезис украинских компаний пришелся на эпоху последовательного отказа от «больших машин» в сторону децентрализованного принципа обработки информации. Появление и массовое распространение персональных компьютеров, с одной стороны, решало вопрос «приближения» системы обработки информации к конечному потребителю. С другой — возникала проблема эффективного использования предоставленных сотруднику предприятия вычислительных мощностей. Персональный компьютер отнюдь не во всем копировал «большие машины». Он создавался в первую очередь с ориентацией на графическое представление информации. Дальнейшее его развитие протекало именно в этом направлении. Фактически современные персональные компьютеры — это, в первую очередь, мощные графические станции, потенциал которых наиболее полно можно раскрыть в 3D-играх или пакетах графической обработки информации. Такие компьютеры работают в офисах современных компаний, используя при этом не более 10% своих потенциальных возможностей. Если выразить это в деньгах, то получится, что при приобретении офисного компьютера 90% затраченных инвестиций не смогут быть использованы по назначению. Т. е. эти деньги будут потрачены на предоставление вашим сотрудникам возможности поиграть на работе в игры или посмотреть фильм.
История всегда развивается по спирали. Практически все современные технологии, используемые в информационных системах предприятий, были разработаны, внедрены и эксплуатировались в эпоху «больших машин». По мере распространения в офисах предприятий персональных компьютеров и рабочих станций эйфория, связанная с появлением на столе каждого сотрудника «личной ЭВМ большой мощности» сменилась необходимостью более эффективно использовать персональный компьютер как инструмент обработки информации. Возникли и стали распространяться сети персональных компьютеров, офисные и глобальные, а также централизованные механизмы обработки и хранения информации. Последовавшая за этим стандартизация превратила персональные компьютеры, сети и программное обеспечение из неких уникальных «черных ящиков» в стандартные устройства-клоны.
На данный момент практически весь компьютерный парк типичного офиса является Intel-совместимыми компьютерами, работающими под управлением Microsoft Windows. Более того, даже самые современные и сложные программные продукты разных производителей, те же системы управления предприятием (ERP), отличаются друг от друга интерфейсом и особенностями реализации выполняемых функций. Функционально же они являются практически полными аналогами.
ДВИЖЕНИЕ ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ
Компьютерная технология на нынешнем уровне своего развития действительно превратились в инфраструктурную, обеспечивающую технологию. Фактически все те «новшества», которые компьютерные компании сегодня предлагают к внедрению, не содержат технологической новизны, а являются лишь результатом усилий дизайнеров или маркетологов. Компании вынуждены двигаться в русле тенденций, тратя свои деньги на непрерывный «апгрейд».
Например, уже в середине 90-х годов XX века переход на новую версию популярного офисного продукта известного производителя не давал компаниям ровным счетом никаких конкурентных преимуществ. Как и все последующие обновления данного продукта, которые выходят в среднем раз в полгода. Более того, современный стандарт электронного хранения офисных документов позволяет обмениваться файлами, подготовленными не только в разных версиях проприетарных (коммерческих) текстовых редакторов, но и в офисных пакетах, распространяемых на бесплатной основе. В результате такой маркетинговой политики ведущих софтверных компаний мира индустрия вынуждена регулярно тратить существенные средства на бесполезные, с точки зрения получения конкурентного преимущества, «обновления».
Вам скажут, что такие обновления нужны из соображений безопасности. Скорее всего, это так и есть. Однако это лишь означает, что программное обеспечение известных брендов, которое мы покупаем, может содержать небезопасный код. Следующий вопрос: почему, в таком случае, «обновления по безопасности» публикуются только для некоторого ограниченного списка версий выпускаемого ПО? Почему предприятию приходится переходить на новые версии тех или иных программ только потому, что компания-производитель свернула поддержку «старой версии» и прекратила выпуск обновлений к ней? Ведь иногда такой переход влечет за собой серьезные изменения в бизнес-процессах, необходимость обучения пользователей работе на новой версии ПО, дополнительные траты, связанные с изменениями в политике лицензирования. Также возможны существенные траты на наращивание мощности компьютеров ввиду более жестких требований к «железу» со стороны программ и так далее.
Возможно, существует своего рода «сговор» ведущих производителей вычислительной техники и программного обеспечения, который заключается в том, что более новые и более мощные компьютеры должны комплектоваться более ресурсоемкими программами. И наоборот. Хотя на самом деле вычислительная мощность современных настольных компьютеров такова, что при их использовании в среднестатистическом офисе центральный процессор компьютера простаивает более 99% времени своей работы.
Что же в этом контексте означает «движение вместе со всеми»? Это значит превратиться из объекта процесса информатизации в его субъект. Действовать, исходя не из собственных интересов и потребностей, а идти на поводу у маркетинговых отделов ведущих производителей программного и аппаратного обеспечения. Регулярно тратить финансовые и человеческие ресурсы на «передовые компьютерные технологии», которые на поверку оказываются лишь более красивыми обертками уже существующих. Периодически отрывать сотрудников от работы, останавливать важные бизнес-процессы для того, чтобы заменить вполне работоспособное, но «морально устаревшее» программное обеспечение или рабочий, но «морально и физически устаревший» компьютер.
Информационные технологии на современном этапе своего развития стали просто сервисными инфраструктурными технологиями, обеспечивающими работу основных бизнес-процессов любой современной компании. Ввиду того, что информатизация и автоматизация таких процессов на современных предприятиях в среднем одинаковая, внедрение «более передовой компьютерной технологии» на одном отдельно взятом предприятии практически не дает прироста производительности труда. Зачастую совокупный экономический эффект от таких инвестиций нулевой или отрицательный.
Например, только американские компании в период с 1995 по 2000 год инвестировали в информационные технологии свыше 1,2 трлн. долл. Эта сумма сопоставима с годовым ВВП такого крупного и развитого государства, как Франция. При этом исследования, проведенные компанией McKinsey, показали, что в указанный выше период только 10% отраслей современной экономики получили реальный экономический эффект от внедрения информационных технологий. В этой группе оказались следующие отрасли: оптовая и розничная торговля, торговля ценными бумагами, производство полупроводников и компьютеров, мобильная телефония и проводная телефонная связь. На долю этих отраслей пришлось 38% от общего объема инвестиций в информационные технологии и более 85% от общей величины роста производительности труда. По 90% отраслей промышленности исследователям McKinsey не удалось проследить непосредственной связи между внедрением информационных технологий и ростом производительности труда. На долю этих отраслей пришлось 62% от общего объема инвестиций в информационные технологии и порядка 15% от общей величины роста производительности труда.
Таким образом, рост производительности труда в большинстве отраслей современной промышленности в самой меньшей степени связан с внедрением новых компьютерных технологий. Отрасли промышленности, по которым прослеживается корреляция между объемом инвестиций в IT и ростом производительности труда, можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся отрасли, непосредственно связанные с информационными, телекоммуникационными технологиями и глобальной сетью Интернет (телефония, производство полупроводников и компьютеров, торговля ценными бумагами). Ко второй — отрасли, информатизация которых началась относительно поздно (оптовая и розничная торговля).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПУТЬ
Для того чтобы инвестиции, направленные в информационные технологии, действительно давали положительный экономический эффект, необходимо сформировать индивидуальную стратегию развития информационной системы предприятия. Основными критериями в этом случае являются:
- разумная достаточность внедряемых технологий;
- оптимизация существующего IT-бюджета;
- синхронизация стратегии развития и финансирования информационной системы предприятия с общей стратегией развития бизнеса;
- системный подход к развитию собственной сервисной IT-службы.
Разберем эти пункты более подробно.
Разумная достаточность в подходе к внедрению новых технологий подразумевает следующее. Все решения о внедрении той или иной технологии должны быть тщательно проанализированы на предмет выгод от ее внедрения для основного бизнеса предприятия, рисков и затрат, которые предприятие может понести в связи с этим.
Нужно постараться как можно дальше отойти от схемы, в которой новая технология, программа или система внедряется под воздействием «внешних факторов». Это касается и перехода на новые версии используемых на предприятии программных продуктов, которые вас принуждают внедрять, так как «вышла новая версия». И, может быть, даже в большей степени — внедрения сложных и громоздких систем управления предприятием (CRM и ERP), которые вас просят приобрести лишь потому, что «так принято на рынке» или потому, что их «внедрил ваш конкурент». Опыт показывает, что зачастую процесс внедрения программных продуктов такой сложности и масштаба может повлечь за собой серьезные незапланированные ранее убытки и затраты. Более того, зафиксированы факты банкротств ряда крупных международных компаний, прямо вызванных неудачным внедрением ERP- систем.
Необходимо рассматривать работы, связанные с внедрением любой информационной технологии в рамках проектного подхода. Нужно понимать, что любой сложный проект внедрения новой информационной технологии оказывает непосредственное влияние на завязанные на него бизнес-процессы. Таким образом, в зависимости от масштаба проекта, следует привлекать к анализу ожидаемых от внедрения выгод, затрат и рисков не только IT-специалистов, болеющих за «новые компьютерные технологии», но и финансовых и бизнес-аналитиков, которые смогут оценить влияние проекта внедрения на работу бизнес-процессов предприятия.
В случае внедрения информационных систем масштаба предприятия квалификации, опыта и кругозора собственных IT-специалистов может не хватить для объективной оценки затрат и рисков. К проектам такого масштаба целесообразно привлекать стороннюю консалтинговую компанию, которая не только беспристрастно оценит все потенциальные выгоды, риски и убытки, но и сможет оказать профессиональную помощь в реализации проекта. Весьма распространенным подходом является передача всех функций управления процессом внедрения такого проекта сторонним специалистам-консультантам.
Оптимизация существующего IT-бюджета подразумевает, в первую очередь, использование наработанных методик управления затратами, которые предприятие несет на существующую информационную систему и сервисную IT-службу Такие методики сложно назвать «новыми компьютерными технологиями». Достаточно заметить, что впервые вопрос эффективного использования средств, выделяемых на информационные технологии и системы, возник на Западе более 20 лет тому назад. Уже тогда стало очевидно, что бесконтрольное расходование средств на IT не дает ощутимых выгод предприятию, а идет, зачастую, лишь на удовлетворение любопытства IT-службы.
Методики эффективного управления информационной системой (ITIL/ITSM, CobiT) позволяют проанализировать существующую систему управления IT-инфраст-руктурой предприятия, выделить узкие места, реорганизация которых позволит повысить надежность функционирования тех или иных бизнес-процессов, минимизировать возможные операционные и технологические риски, вызываемые сбоями в работе информационной системы предприятия. Одновременно с этим применение таких методик позволит оптимизировать затраты на содержание существующей информационной системы, повысить отдачу от текущих и планируемых финансовых вложений, повысить качество обслуживания системы и стабилизировать его уровень при сохранении или даже сокращении списочного состава сервисных служб.
В частности существует практика передачи части сервисных IT-процессов на долговременное обслуживание сторонними сервисными компаниями. Эффективность подобного подхода, называемого аутсорсингом, подтверждена временем. Передача части сервисных процессов на аутсорсинг позволит получить зафиксированные в сервисном контракте уровень обслуживания и скорость реакции на сервисный инцидент. Практика показывает, что при соизмеримом уровне качества обслуживания предприятие потратит на аутсорсинг меньше средств, чем обычно идет на оплату труда собственных специалистов.
Анализ существующей информационной системы предприятия и подготовка рекомендаций по ее реформированию и оптимизации тоже следует рассматривать в рамках проектного подхода. Подготовку и реализацию такого проекта целесообразно отдать на аутсорсинг — т. е. привлечь сторонних специалистов-консультантов. Таких консультантов следует рассматривать как внешних по отношению к системе, профессионалов, способных провести адекватную и не ангажированную оценку текущей ситуации. Совершенно очевидно, что, работая над проектом реформирования информационной системы предприятия, они непосредственно заинтересованы в том, чтобы довести его до успешного финала.
Синхронизация стратегии развития и финансирования информационной системы предприятия с общей стратегией развития бизнеса направлена на конкретизацию текущих и планируемых инвестиций в информационную систему предприятия. Обычной практикой является передача функций планирования информационной системы предприятия на откуп «директору IT-департамента». Он же участвует в формировании бюджета предприятия в части расходов на информационные технологии.
Даже будучи квалифицированным IT-специалистом, такой Директор департамента не в состоянии оценить влияние изменений в работе информационной системы на основные бизнес-процессы предприятия. Не должен он служить и единственным инициатором внедрения той или иной компьютерной технологии и вообще каких-либо революционных изменений в работе предприятия в целом.
Для бизнеса, основные процессы которого завязаны на информационные технологии, вопросы развития информационных систем должны отражать общее направление его развития. С учетом инфраструктурного, сервисного характера информационных технологий затраты на них должны лишь следовать в фарватере основных инвестиционных приоритетов бизнеса. Необходимо исключить случаи приобретения технологий «на вырост» или планирования масштабных инвестиций в IT в отрыве от общей стратегии развития предприятия. Такие инвестиции возможны лишь в случае реорганизации информационной системы по итогам проведенного ранее аудита, т. е. на закрывание выявленных «дыр» в системе, для повышения ее надежности, стабильности и работоспособности. Системный подход к развитию собственной сервисной IT-службы включает ряд мероприятий по реорганизации и оптимизации существующей на предприятии команды IT-специалистов. Основными принципами такого подхода являются:
- учет и контроль результатов деятельности сервисной IT-службы со стороны менеджмента предприятия;
- взвешенный подход к системе мотивации IT-специалистов;
- профессиональная подготовка и обучение специалистов.
Учет и контроль деятельности сервисной службы позволяет оценить стоимость и качество получаемого сервиса. Эти оценки позволяют, в частности, принимать решения о переводе части сервисных процессов на аутсорсинг. Учет и контроль деятельности сервисной IT-службы не должен быть возложен только на ее руководителя. Такой подход в 99 случаях из 100 приводит к «инкапсуляции» кризисных явлений внутри сервисной службы, круговой поруке и кумовству, попыткам скрыть сбои и недочеты в работе службы от вышестоящего начальства. Результатом такого подхода будет практически гарантированное снижение качества получаемого сервиса при росте финансовых запросов со стороны IT-департамента.
Мотивация IT-специалистов специфична. Например, в этом контексте можно и должно эксплуатировать интерес со стороны сервисного IT-персонала к получению новых знаний и к работе с новыми технологиями. Т. е. использовать в качестве поощрения командировку специалистов сервисного IT-департамента на курсы повышения квалификации, сертификации, профильные выставки и презентации. Параллельно решается вопрос поддержания должного уровня квалификации специалистов. Необходимо лишь следить за тем, чтобы предприятие не стало бесплатной «школой жизни» для предприимчивого сотрудника. Т. е. всячески препятствовать тому, чтобы сертифицированный и обученный за счет предприятия IT-специалист ушел к конкурентам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное состояние украинской экономики и тенденции ее развития таковы, что успешное развитие и безболезненная интеграция национального бизнеса в процессы международного распределения труда возможны лишь при соблюдении менеджментом каждого предприятия ряда условий, которые включают не только концентрацию на основном бизнесе предприятия, но и повышение уровня зрелости основных сервисных процессов.
Рассматривая информационные технологии и системы предприятия в контексте сервисных инфраструктурных процессов, необходимо отметить ведущую роль IT для подавляющего большинства отраслей современной экономики. Вопросы повышения уровня зрелости информационных технологий и систем национальных предприятий особенно актуальны в связи с массовым проникновением иностранных компаний и концернов в привлекательные с инвестиционной точки зрения секторы украинской экономики. Выходя на украинский рынок, западные компании получают конкурентное преимущество за счет того, что информационные технологии и системы большинства западных компаний фактически функционируют как инфраструктурные и по уровню зрелости значительно опережают отечественные.
Для того чтобы вывести информационные системы отечественного бизнеса на инфраструктурный уровень, необходим системный подход к управлению информационными технологиями. Он основан на применении лучших западных методик управления информационными системами. Развивая свою информационную систему, необходимо, придерживаясь разумной достаточности внедряемых технологий, провести оптимизацию IT-бюджета, синхронизировать стратегию развития и финансирования информационной системы предприятия с общей стратегией развития бизнеса. Немаловажным фактором является и системный подход к развитию собственной сервисной IT-службы.
Каждый руководитель национального предприятия должен сделать свой выбор самостоятельно. Он может двигаться вместе со всеми, оставив вопросы управления и развития информационной системы своего предприятия «на потом». Он может уже сегодня принять меры по анализу ситуации с IT на предприятии с последующей ее реорганизацией и оптимизацией, получив при этом не только ощутимую минимизацию затрат на информационную систему при сохранении или даже повышении уровня качества получаемого сервиса, но и фактическое конкурентное преимущество.
Об авторе:
Алексей СМИРНОВ, руководитель департамента IТ консалтинга BENEFFY Consulting.
|
|