|
В то время как потребность в финансовых средствах, необходимых на реализацию проекта, в большинстве случаев, поддается очевидному объяснению, идентификация и локализация пользы от ИТ является гораздо более сложной задачей. В данном случае преодоление имеющего место дефекта воздействия предполагает последовательную и детальную систематизацию воздействия ИТ на процессы, затронутые внедрением ИТ-системы. Результатом такой систематизации является т. н. "Структурная схема воздействия ИТ".
Эффекты воздействия
В общем, эффекты воздействия в результате внедрения ИТ-системы можно разделить на положительные и отрицательные.
- Положительные эффекты воздействия = улучшение процесса.
Под улучшением процесса подразумевается увеличение его производительности, сокращение времени выполнения и использования прочих ресурсов предприятия, другими словами, любое уменьшение затрат на выполнение процесса (польза от ИТ).
- Отрицательные эффекты воздействия = ухудшение процесса.
Под ухудшением процесса подразумевается соответственно любое увеличение расходов на выполнение процесса (вред от ИТ). Здесь очень важно не путать ухудшение процесса как такового (например, замедление процесса в результате необходимости ввода данных в прикладную систему) и расходы в смысле совокупной стоимости владения ИТ.
Спецификация эффектов воздействия производится путем их текстового обозначения (например, сокращение времени выполнения) и присвоения им конкретного выражения, т. е. силы проявления эффекта (например, 20%). Выражение эффектов воздействия может быть различного типа:
- количественное (денежное и неденежное);
- качественное (неденежное).
Классификация эффектов воздействия
Как положительные, так и отрицательные эффекты воздействия проявляются на уровне процессов в форме трех видов:
- Эффект автоматизации:
возникает в результате замены человеческого труда на ИТ, в основном в рамках оперативных процессов.
- Эффект информатизации:
возникает в результате возможности эффективно собирать, сохранять, обрабатывать и распространять информацию, часто сначала в рамках управленческих и административных процессов.
- Эффект трансформации:
возникает в результате возможности внедрения инноваций и нового порядка проведения операций и приводит к замене старых процессов на новые. Вследствие преобразования процессов, эффект трансформации может также нередко приводить к реализации дальнейших потенциалов ИТ, например в форме эффекта информатизации в оперативных процессах.
Технологические и организационные эффекты
Пожалуй, важнейшим аспектом внедрения ИТ-систем является понимание того, что возникновение выше названных эффектов является не только результатом технологической инновации, но и сопутствующих организационных мероприятий. Так как ИТ-системы, по своей природе, являются совокупностью человека и технологии, то соответственно и польза от внедрения ИТ-систем возникает только при условии целенаправленного взаимодействия этих компонентов. Именно поэтому ни одно внедрение ИТ-систем не обходится без того или иного влияния на организационную структуру предприятия. Изменяя процессы, ИТ требует адаптации организационной структуры, которая является неотъемлемой предпосылкой для использования потенциала ИТ.
С точки зрения оценки пользы от ИТ встает вопрос о целесообразности разделения эффектов воздействия на:
- технологические эффекты (например, ускорение процесса приемки товара в результате автоматического сканирования);
- организационные эффекты (например, ускорение процесса приемки товара в результате изменения порядка размещения товара на складе).
Связанный с подобным разграничением эффектов интерес объясняется прежде всего стремлением руководства компаний снизить затраты на ИТ и обусловлен предположением о непропорциональном распределении затрат в рамках ИТ-проектов. Как показано на рис. 2, непропорциональность соотношения между эффектами и необходимыми для их достижения затратами тесно связана со степенью зрелости организации в целом. При этом кривая эффективности ИТ является чисто условной и служит в первую очередь для наглядности представления.
В компаниях, отсталых с точки зрения эффективности организации их хозяйственной деятельности, принятие правильных организационных мер в рамках ИТ-проектов может иметь гораздо больший эффект, нежели сама ИТ. Поэтому таким компаниям рекомендуется сначала сосредоточиться на эффективности их организационной структуры и организации процессов. Соответственно можно предположить, что технологический эффект, а вместе с ним и польза от ИТ будут меньше, нежели организационный эффект. Напротив, в компаниях, прогрессивных с точки зрения организации их хозяйственной деятельности, дальнейшее повышение эффективности процессов возможно нередко только с помощью применения инновационных технологий. Соответственно, основной вклад в успех таких ИТ-проектов вносится за счет технологического эффекта. Именно этот случай отображен на рис. 2.
В общем, можно исходить из того, что между технологическими и организационными эффектами существует прямая зависимость: чем больше технологический эффект, тем меньше организационный эффект и наоборот. Вследствие тесного взаимодействия между технологическими и организационными эффектами, попытка их раздельной оценки нуждается в применении сложного методологического аппарата.
С точки зрения авторов, явное разделение между технологией и организационными мерами не соответствует реалиям бизнеса и поэтому не является целесообразным. Предлагаемый в данной статье метод процессно-ориентированной оценки ИТ-систем рассматривает ИТ-проект как целостное мероприятие по внедрению ИТ-системы (что является наиболее распространенной практикой) и поэтому направлен на оценку ИТ-проекта в целом. Далее совокупность организационных и технологических эффектов будет обозначаться как «эффекты воздействия».
В проекте компании «ДжиЭм-АВТОВАЗ», разделения на технологические и организационные эффекты не производилось. Так как компания с самого начала своей деятельности внедрила во всех подразделениях ERP-систему SAP R/3, то и организация практически всех процессов основывалась на эталонной модели SAP, которая во многих областях представляет т. н. лучшую практику (best practice) ведения хозяйственной деятельности. Таким образом, с точки зрения организации, внутренние процессы «ДжиЭм-АВТОВАЗ» можно обозначить как лучшая практика, особенно в сравнении с российскими производителями автомобилей. Исходя из зависимости, представленной на рисунке 2, дальнейшее повышение производительности отдельных подразделений компании за счет внедрения инновационных технологий представлялось целесообразным.
Анализ технологических параметров ИТ-систем
Характер воздействия любой ИТ-системы на процессы предприятия определяется ее программно-техническими параметрами /характеристиками, которые, как правило, могут быть абстрагированы от конкретной ситуации. Поэтому классификация и формализация таких параметров могут служить инструментом формирования технического понимания предстоящих изменений в процессах. При этом следует отметить, что возникновение и масштаб таких изменений обусловлены во многом способностями и личными качествами руководства проекта и предприятия, а также мотивацией задействованных сотрудников. Таким образом, человек остается самым непредсказуемым фактором любой социо-технической системы. Несмотря на это, обобщение эффектов воздействия является неотъемлемой предпосылкой для последующей идентификации затронутых ИТ-проектом процессов и выбора реалистичных сценариев внедрения ИТ-системы.
Первым шагом в проекте компании «ДжиЭм-АВТОВАЗ» стал общий анализ и классификация эффектов воздействия систем RFID и штрих-кодирования на процессы компании.
Все возможные воздействия данных систем можно разделить на три группы (см. рис. 3):
- Во-первых, за счет автоматизации происходит уменьшение доли ручного труда во внутренних процессах. Хотя процесс выполняется быстрее, с меньшим количеством ошибок и сокращается число сотрудников, структура процесса при автоматизации не изменяется. Напротив, под оптимизацией в данном случае понимается изменение структуры процесса, т. е. одни подпроцессы заменяются другими подпроцессами.
- Вторая группа эффектов приводит к повышению эффективности взаимодействия с поставщиками и клиентами, например, за счет того, что системы RFID и штрих-кодирования способствуют электронному обмену данными, значительно уменьшая число ошибок при обработке заказов и поставке товаров.
- Третья группа эффектов позволяет повысить эффективность управления процессами за счет систематичного сбора релевантных данных о процессе, например, детальных электронных данных о статусе процессного объекта на каждой стадии выполнения поставки.
За классификацией эффектов воздействия последовал анализ технологических параметров (см. рис. 4), детальных технических знаний в области рассматриваемой технологии. Рисунок 4 демонстрирует на примере RFID-систем, на каком уровне целесообразно производить анализ технологических параметров.
Так как основные технологические параметры систем радиочастотной идентификации определяются физическими свойствами электромагнитных волн, то их главной отличительной чертой является диапазон используемых частот.
Например, радиус действия считывающего устройства увеличивается по мере увеличения рабочей частоты и может варьировать от нескольких десятков сантиметров до десятков метров.
После систематизации технологических параметров конкретной ИТ-системы необходимо выявить ключевые параметры воздействия. Так, на складе запасных частей компании «ДжиЭм-АВТОВАЗ» речь шла о преимущественно металлических деталях, часть которых, кроме того, находится в металлических контейнерах. Таким образом, тех. параметр «помехи от металла» предопределил невозможность внедрения RFID-системы на данном складе. Напротив, технологический анализ систем штрих-кодирования засвидетельствовал целесообразность их использования в имеющихся условиях.
Идентификация затронутых процессов
На основе классификации эффектов воздействия и детального анализа технологических параметров производится идентификация процессов, затронутых внедрением ИТ-системы. В целях обеспечения наглядности, для представления релевантных процессов рекомендуется применять диаграммы цепей создания добавленной стоимости — ДЦС.
После общего ознакомления с процессами отдела запасных частей компании «ДжиЭм-АВТОВАЗ» были идентифицированы процессы, которые могут быть затронуты в результате внедрения систем штрих-кодирования. Все эти процессы являлись частями двух бизнес-процессов: «Управление складом» и «Удовлетворение требований клиентов» (см. рис. 5).
Идентификация затронутых процессов является первым шагом на пути к устранению дефекта воздействия. Процессно-ориентированное разграничение проблемной области позволяет:
- четко обозначить сферу воздействия ИТ-системы;
- упростить спецификацию сценариев внедрения;
- снизить объем моделирования процессов «как есть» и «как должно быть» до необходимого минимума;
- идентифицировать круг сотрудников, затронутых внедрением, и ответственных за процессы лиц;
- снизить затраты на проведение оценки ИТ-систем в целом.
Чтобы максимально реализовать данные преимущества, идентификацию затронутых процессов рекомендуется проводить как можно раньше. Поскольку на данном этапе происходит определение проблемной области предстоящего анализа, то важно не упустить из виду всех затронутых процессов. Если характер влияния ИТ-системы на рассматриваемый процесс не совсем понятен, то исключать данный процесс из дальнейшего детального анализа сначала не рекомендуется.
В следующей публикации будут приведены подходы к моделированию процессов «как есть» и «как надо» и выбору реалистичных сценариев внедрения ИТ.
Публикуется по книге: Менеджмент процессов / Под ред. Й. Беккера, Л. Вилкова, В. Таратухина, М. Кугелера М. Роземанна; [пер. с нем.]. — М.: Эксмо, 2007. — 384 с.
|
|