Технологии, никогда не покидающие нас

Раздел: Информационные технологии
Автор(ы): Сергей Костяков, Intelligent Enterprise (№12, 2012)
размещено: 04.06.2013
обращений: 5444

Появление консьюмерских технологий в информационной поддержке бизнеса традиционно принято ассоциировать с желанием пользователей работать в привычной для себя среде, в которой они работают и дома. И якобы бизнес (надо сказать, не всегда по четко объясняемым причинам) идет навстречу пожеланиям пользователей.
Технологии, никогда не покидающие нас
Иллюстрация: Shutterstock
Кроме этой всем в общем-то хорошо известной причины развития консьюмеризации существуют и другие, о которых говорят, быть может, не так часто. В совокупности они позволяют более объективно взглянуть на то, что делает бизнес в отношении поддержки этой тенденции и почему он это делает. Среди таковых причин можно, например, выделить следующие.

Дальнейшее развитие удаленной работы пользователей, в том числе дома. Данное направление развивается уже относительно давно, оно вполне самостоятельно и прямой связи с тем, что сейчас называют консьюмеризацией бизнеса, не имеет. Однако именно в последнее время отдельные телекомьютеры (сотрудники, работающие дома) и их сообщества получают возможность создавать внутри своих устойчивых коллективов вполне работоспособные и при этом многофункциональные системы информационной поддержки. В основном речь идет как раз о неких интеграционных решениях разных производителей, в большинстве случаев включающих стандартный набор сервисов. Это удаленное взаимодействие (посредством того же Skype), средства коллективной работы над документами в удаленном режиме (например, с помошью Google Apps), а также инструменты хранения и индексирования информации, классическим примером которых является сервис DropBox.

При этом какая бы жесткая политика в отношении использования внешних ресурсов ни была принята внутри корпорации, создавать подобные комплексы ИТ-поддержки телекомьютерам вряд ли кто-то сможет запретить. А используя их, сотрудники уже практически явно привносят в культуру работы компании не только привычку взаимодействовать удаленно, но и технологии консьюмерского рынка.

Существенная разница темпов развития технологий корпоративной автоматизации в различных направлениях. Здесь надо отметить, что появлению знаменитой концепции BYOD корпоративный мир обязан не только массовым пристрастием населения к мобильным гаджетам как таковым. Дело еще и в том, что при использовании их в бизнесе они так или иначе интегрируются в относительно консервативное пространство систем поддержки основных бизнес-процессов и вместе с этим во всю инфраструктуру, которая связана с их функционированием. При этом сами мобильные приложения развиваются гораздо динамичнее и не должны терять достигнутого уровня интеграции с ERP- и иными ключевыми бизнес-системами. Чтобы решить этот вопрос, сам бизнес, иногда даже при осознании некоторых дополнительных рисков в сфере информационной безопасности, вынужден отдавать решение некоторых вопросов пользователям. Это может касаться, например, методов поддержки ИТ-систем за счет коллективной работы сообщества пользователей или же разрешения заказывать часть ИТ-сервисов на открытом (читай: консьюмерском) рынке публичных ИТ-провайдеров, реализуя тем самым концепцию self provisioning, о которой в связи с консьюмеризацией информационной поддержки бизнеса сейчас тоже очень много говорят.

Развитие технологий «разумного города» и формирование технологичной инфраструктуры взаимодействия гражданина и государства. Классическим примером в данном случае является электронная подпись, которую уже сейчас рядовой гражданин может поучить и с помощью которой он опять-таки уже сегодня может подписывать любые документы. В перспективе же роль такого средства электронной идентификации будет выполнять несколько усовершенствованная SIM-карта в совокупности с мобильным телефоном.

Подобные технологии, появляющиеся в виде сервисов для отдельных граждан и ориентированные на получение индивидуальных услуг от государства, по определению будут служить пропуском для вхождения в деловую среду. Многое при этом зависит от того, насколько к нынешним системам межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) смогут подключаться различные коммерческие компании. Так или иначе речь снова идет о возможностях использования одних и тех же технологий для персональных ИТ-сервисов и для использования в деловой среде, а значит, все о той же консьюмеризации.

Технологии

В подавляющем большинстве случаев консьюмеризация ассоциируется с двумя технологическими направлениями — во-первых, с мобильными устройствами и приложениями, а во-вторых, с использованием общедоступных или внутрикорпоративных социальных сетей в бизнес-целях. Очевидно, что это абсолютно правильные ассоциации, о которых, впрочем, уже сказано очень много. Тем не менее специалисты отождествляют с консьюмеризацией ещё ряд направлений, о которых коротко скажем ниже.

Облачные технологии. В основном речь здесь идет о двух особенностях.

Во-первых, развитое их применение предполагает перенос в облачную среду всех корпоративных ресурсов, включая рабочие места вкупе со всей ранее хранившейся на локальных компьютерах информацией. Такая ситуация, тем более в сочетании с наличием ЦОДов, создает предпосылки для формирования различного рода тестовых сред или, как их часто называют, песочниц (sandbox). Под них вполне могут быть выделены виртуализированные ресурсы практически той же производительности и надежности, что и под реальные задачи, что даёт возможность легко и гибко экспериментировать с ИТ-сервисами, которые интересны для бизнеса, но пока не являются для него стандартными. Более того, технологии виртуализации, на которых по определению строятся подобные песочницы, позволяют без труда эмулировать не только сервисы, но и сами клиентские устройства. В результате считается (и, надо полагать, не без основания), что за счет всего этого мы создаем своего рода мощный канал для проникновения в бизнес-среду в том числе и технологий с консьюмерского рынка.

Во-вторых, облачные технологии мало-помалу стандартизируются. Различия между частными и публичными облаками постепенно стираются, что в свою очередь все более явно способствует введению в практический обиход понятия гибридного облака. А если это так, то никто не запрещает, например, крупным компаниям розничного сектора использовать ресурсы собственных ЦОДов для того, чтобы предоставлять те или иные ИТ-сервисы (за плату или же в виде бонусов) некоторым своим клиентам. В данной ситуации мы опять-таки имеем соединение на одной корпоративной платформе сервисов для бизнеса и для индивидуального потребления, что формально вполне подходит под определение консьюмеризации.

Электронная коммерция. Развитие ИТ-поддержки данного направления выходит довольно далеко за пределы создания электронных магазинов, отслеживания курьеров, находящихся в пути, или выдачи фискального чека в произвольном месте перехода права собственности на товар. Если бы мы уже сейчас не имели элементов Semantic Web и технологичных способов тегирования интернет-контента в соответствии с его содержанием, нам вряд ли удалось бы только на основе HTML и процедурных языков Web-программирования создать мощнейшие агрегаторы сервисов (например, по продаже авиабилетов, лекарств, номеров в гостиницах и т. д.), работающие фактически в реальном времени. И соответственно вряд ли мы имели бы огромную армию консьюмеров, которые привыкли их использовать и умеют это делать.

Основной смысл всего этого для бизнеса в том, что для него такие агрегаторы, выступающие уже в виде электронных аукционов и торговых площадок, не менее, а скорее даже более важны. Сами технологии, равно как и готовых их использовать людей, практически с ходу можно брать с розничного рынка электронной коммерции, и это тоже можно рассматривать как проявление тенденции консьюмеризации ИТ-поддержки бизнеса.

Тенденции в формировании графического интерфейса пользователя. В основном здесь имеются в виду интерфейсы современных систем «продвинутых» (advanced) бизнес-аналитики и электронного обучения, много заимствующих из того, что некогда было создано в области интерактивных компьютерных игр. Надо сказать, что массового применения таких продуктов в бизнесе в ближайшей перспективе сложно ожидать. Хотя вместе с этим здесь вполне уместно упомянуть недавнее появление Windows 8, в которой по сути впервые сделана ставка на полную унификацию интерфейса для пользователей, работающих в домашней и корпоративной среде.

Совместные усилия ИТ-комнаний корпоративного сектора и публичных провайдеров ИТ-сервиса. Если мы говорим о консьюмеризации, то усилия этих двух групп поставщиков в настоящее время, можно сказать, складываются в направлении одного вектора. В отношении публичных провайдеров, многие из которых заработали себе начальный капитал и репутацию именно на консьюмерском рынке, мы чаще всего говорим о Google, Skype или, скажем, DropBox. Вместе с тем таких сервисов, далеко не в последнюю очередь рассчитанных на деловое использование, сейчас уже немало. Это, скажем, LogMeIn, Box, SugarSync или Evernote. По оценке Forrester в настоящее время около 30 процентов сотрудников, использующих свои персональные мобильные системы, которым в принципе разрешен self provisioning, работают с подобными сервисами.

Базовым плацдармом проникновения этих сервисов, имеющих, как правило, бесплатную или почти бесплатную базовую версию, являются те самые телекомьютеры. Именно на этой базе они создают для себя подобие простых (хотя часто и многофункциональных) информационных систем. Затем эти же публичные сервисы, уже в виде платных версий с расширенным функционалом именно для корпоративного использования, могут встраиваться в классический ландшафт информационной поддержки бизнеса.

Весьма популярными становятся независимые сервисы класса Identity Management (например, KeePass или LastPass), развиваемые на основе открытого кода и позволяющие с помощью единых механизмов и фактически с любых платформ получать доступ к ресурсам как корпоративным, так и тем, которые пользователи фактически сами заказывают у публичных (в частности, у только что перечисленных) провайдеров. По свидетельству специалистов такие системы уже заметно теснят традиционно используемые средства подобного класса (вроде Microsoft AD или Oracle Identity Management) вследствие своей гибкости и расширяемости на разные платформы.

Традиционные производители корпоративных систем тоже делают явные шаги в расчете на то, что технологии с консьюмерского рынка будут интегрироваться с корпоративными. Примеров тому достаточно много.

Вечная формула «бизнес — ИТ»

Если рассматривать известную формулу «бизнес — ИТ», то в случае развития косьюмеризации информационной поддержки бизнеса, по мнению экспертов, отношения между ИТ-подразделением и бизнес-пользователями меняются. Причем ИТ-департаменту скорее всего придется постоянно поддерживать довольно тонкий баланс между традиционным и «консьюмеризированным» направлением автоматизации, делая различные акценты и также меняя их.

На каких же уровнях будет поддерживаться такой баланс?

Финансовое распределение ресурсов. В основном это касается выстраивания конкретной финансовой политики реализации концепции BYOD и соответственно выделения определенных категорий сотрудников (высший менеджмент, разъездные специалисты, сотрудники, занимающиеся ответственными переговорами на выезде, «полевой» персонал и т. д.), а также определения для них стандартных финансовых схем использования устройств. В общем, здесь можно говорить о различных схемах оплаты самих устройств и тарифов пользования ими со стороны сотрудников и компании. По мнению Forrester, пару лет назад проведшей в данной области исследования в США, существуют разные сценарии разделения расходов. Но все же больше чем в половине случаев, о каком бы типе сотрудников ни шла речь, за все платит компания.

Организационное планирование развития сервисов. Классическим примером в данном случае является поддержание баланса между известным принципом выделения ИТ-ресурсов работникам и предоставлением корпоративным пользователям возможности заказывать эти ресурсы самостоятельно, в том числе на стороне (то, что выше было отмечено как self provisioning). Надо сказать, что по мере развития сервисной модели автоматизации бизнес-функций внутри компании, возникновения каталогов ИТ-услуг и более гибких возможностей выделения серверных ресурсов строго под требования конкретных пользователей различие между традиционной моделью аллокации ресурсов и self provisioning будет постепенно стираться.

Распределение человеческих ресурсов. Это разделение больше всего заметно на примере корпоративной ИТ-подержки, которая, по мнению многих экспертов, в случае использования некоторых технологий (хотя бы той же BYOD) все больше тяготеет к модели некого внутреннего краудсорсинга. Условно говоря, традиционная идеология построения службы Service Desk начинает дополняться (а где-то, может быть, и вытесняться) возможностями коллективных усилий сообщества внутренних пользователей. Надо сказать, что такая модель поддержки тоже зарождалась исключительно на консьюмерском рынке с появлением форумов и затем становилась более зрелой вместе с возникновением в интернет-пространстве социальных сетей.

При этом сегодня принято подчеркивать и тот факт, что баланс между традиционно корпоративными подходами и новыми идеями, приходящими в мир отношений «бизнес — ИТ» вместе с консьюмеризацией, ИТ-подразделения должны поддерживать не только с ориентацией на отраслевую специфику и бизнес-задачи своих компаний. Необходимо также учитывать и субъективные факторы, связанные со сложившейся культурой использования информационных технологий персоналом компании, в том числе и в быту.

Ловушка лицензирования

Яков Шпунт

При использовании собственных устройств в корпоративной практике среди многих проблем есть одна, на которую обращают внимание лишь тогда, когда предпринимать что-либо часто бывает поздно. И связана она с лицензированием ПО.

Надо отметить, что многие сталкивались с ней и раньше. Особенно те, кто вынужден приобретать оборудование в рамках законодательства о госзакупках. Из-за того, что фактор цены является решающим, нередко приобретались клиентские устройства с младшими версиями Windows «Домашняя» или «Начальная». Не надо напоминать, что для полноценного включения в корпоративную сеть эти редакции не годятся, так как не поддерживают работу в рамках службы каталогов Active Directory. А обновить младшие редакции этой ОС можно только до самой дорогой Ultimate, и всяческие программы присоединения к уже имеющимся программам лицензирования также в этом случае неприменимы.И что делать тем, кто решил использовать собственный ноутбук и для работы тоже? Если уж ИТ-специалисты допускают такие ошибки в столь действительно архисложной теме, как лицензирование ПО, особенно от Microsoft, то чего ждать от тех, кто не является профессионалом в данной области и в принципе не обязан знать все возможные нюансы? Тем более, что речь идет о вполне заметной сумме. Да, с появлением Windows 8 эта ценовая вилка несколько уменьшилась, но все равно данная величина весьма внушительна, особенно если речь идет о таких сферах, как образование и наука, где уровень заработной платы весьма скромен, особенно вдали от столиц.

С появлением новой платформы Windows RT появилась новая потенциальная проблема. Дополнительным бонусом тут является комплектование устройств на ней полнофункциональной версией Microsoft Office 2013. С одной стороны, это серьезное конкурентное преимущество. При использовании других платформ приложения для просмотра и создания документов часто приходится приобретать дополнительно, и функциональность при этом существенно отличается от той, к которой привыкли пользователи настольных версий, причем в худшую сторону. Но с лицензированием опять есть подвох. Ведь предустановлена на планшеты с Windows RT редакция Microsoft Office для дома и учебы, которую, насколько нам известно, просто нельзя использовать для выполнения оплачиваемой работы, если речь не идет об образовательных и научных учреждениях. И каким образом разрешать эту проблему, до сих пор не вполне ясно.

Вместе с тем надо сказать, что не все производители стремятся разделять лицензии по принципу возможности зарабатывания денег на их использовании. Так, например, облегченная версия весьма популярного как в бизнес-среде, так и в области персонального использования продукта Adobe PhotoShop, которая называется Adobe PhotoShop Elements, действительно заметно ограничена по функционалу. Официально ориентирована она скорее на любителей, то есть на консьюмерский рынок, стоит в разы дешевле, но вместе с тем нигде не говорится, что ее использование каким-либо образом лимитировано в корпоративной среде. Существуют и другие подобные примеры.

Слияние по всем фронтам

Александр Пилевский, эксперт компании «Инфосистемы Джет»

Еще один фактор консьюмеризации — развитие технологий по пути конвейерного производства, унификации, упрощения и ускорения, минимизации затрат на выведение их на рынок и применение потребителями.

С одной стороны, это приводит к тому, что продукты конкурентов становятся все более похожими друг на друга, для решений используются общие платформы, а не только отдельные компоненты, как раньше. С другой — такой подход ведет к расширению рынка, привлекая не только специалистов, но и «домохозяек». При этом необходима возможность решения широкого спектра задач, возникающих у любого потребителя. С этим связано появление разного рода «комбайнов» и мультифункциональных устройств, «телефонов» с функциями ноутбуков, программных платформ и языков программирования, работающих в мобильных телефонах и промышленных СУБД одновременно. Такая тенденция разделять решения на предназначенные для корпоративного и частного секторов значительно всё усложняет. И подобное слияние рынков (и целевых аудиторий продуктов) происходит по всем фронтам — от функциональности и производительности до интерфейсов взаимодействия и требуемой квалификации для работы с технологией. Еще одно следствие такой унификации — усложнение схем лицензирования. Несмотря на унификацию продуктов, каждый покупатель готов платить лишь за то, что использует. Причем сумма затрат фиксирована. Таким образом, лицензирование, учитывающее потребляемую ПО мощность, используемые функции, количество пользователей, объемы хранимых данных, совместимость с корпоративной инфраструктурой и т. п., представляет собой способ продавать один продукт разным группам покупателей без серьезных вложений в удовлетворение частных потребностей, используя только маркетинговые и ценовые аргументы.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
E-Learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступнымE-Learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным
Интернет вещей. Будущее уже здесьИнтернет вещей. Будущее уже здесь
Технологии. Используй их, чтобы реализовать свой потенциалТехнологии. Используй их, чтобы реализовать свой потенциал



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)