|
Помните сериал «Компьютерщики», он же «IT Crowds»? У комедии свои законы и многие сцены в фильме были сделаны, чтобы зрителям было смешно. Но знаете, мне кажется, что из Кэтрин Паркинсон в роли Джен Барбер получился не самый плохой CIO. По крайней мере, ей вполне удавалось решать несколько очень значимых задач:
- Заставлять своих сотрудников изображать работу, вместо того, чтобы целый день сидеть в интернете и играть в свои игрушки.
- Входить в кабинет директора без стука и в любое время. Не будем рассматривать любовную линию в этом сценарии, но у этой тетки вполне были возможности для эффективного согласования любых ИТ-шных вопросов.
- В образ техподдержки из подвала она явно не вписывалась, так что репутацию ИТ в компании ей все же удалось улучшить.
В сущности, подобные назначения в реальных ИТ-службах встречаются не так уж редко. Бывшие ИТ-специалисты среди CIO встречаются довольно часто. Однако на этой должности много представителей различных технических и других инженерных служб, а также просто менеджеров, которых превратности карьеры занесли в ИТ-сферу. Мне иногда кажется, что лучшими CIO могли бы стать сотрудники HR, и прочие корпоративные психологи. Только их на подобные должности назначают крайне редко. Сертифицированные «гуру» с дипломом MBA со специализацией в ИТ в явном меньшинстве. Вот только какой-либо статистики, о том кто лучше всего справляется с обязанностями CIO, просто не существует.
Нужны ли CIO глубокие знания ИТ? Лично я в этом сомневаюсь. Необходимый минимум компьютерных навыков — обычный опытный пользователь, способный дать коллегам (а главное руководству) подсказку из арсенала эникейщика — как открыть документ, где находится та или иная функций, как включить веб-камеру и т.п. Все более сложное хороший CIO должен уметь правильно делегировать. Общее представление об ИТ-хозяйстве CIO должен иметь, но лучше всех разбираться в технологиях ему совсем не обязательно. Впрочем, как раз общие знания легко набираются, если человек желает и умеет учиться. Причем учиться лучше методологиям управления ИТ: ITIL, COBIT, MOF и т.п., а не отдельным технологиям.
Так какими же ключевыми навыками должен обладать современный ИТ-директор?
CIO совмещает самые разные функции. В зависимости от характера бизнеса и текущей ситуации те или иные навыки оказываются важнее других. И очень редко от CIO требуются именно технические навыки. Умение вести переговоры и прочие soft skills в большинстве ситуаций намного важнее. Конечно, на разных этапах развития компании требуются разные CIO. Технологический зуд у некоторых ИТ-шников — перманентное свойство. В момент масштабного развертывания ERP-систем это отличное свойство. Однако в «спокойные» периоды, когда необходимо всего лишь обеспечивать эксплуатацию систем — это свойство лишнее. Может быть, поэтому в некоторых компаниях одни глобальные ИТ-проекты сменяются другими, и спокойных периодов нет вовсе. Безусловно современные ИТ дают возможность постоянно что-то внедрять, улучшать и оптимизировать. Вот только с каждым проектом отдача все меньше. Старая ERP борозды не испортит.
CIO должен обладать «гибридными» знаниями. Иногда CIO должен объяснять прочим ИТ-шникам, чего хочет бизнес. Для этого он должен «перевести» видение бизнеса на язык технических требований, а потребности различных бизнес-подразделений — на язык инвестиций в ИТ, которые обеспечат реализацию стратегии развития. Сегодняшний деловой мир невозможно представить без ИТ, поэтому CIO должен понимать, как использовать технологии для повышения доходов компании. В определенной степени требуется визионер, способный предсказать правильный путь развития технологий.
CIO должен управлять процессами. Задача ИТ-директора продвигать корпоративную модель управления, эффективную с точки зрения бизнеса. С этим одинаково хорошо может справиться и бывший ИТ-специалист, и менеджер. Для того, чтобы автоматизировать и управлять бизнес-процессом, его необходимо выделить, описать, формализовать, разбить на этапы и т.п., а потом собрать то, что получилось на живых людях. Здесь явно личные качества приобретают первостепенное значение. Ни один процесс, и ни одна политика в компании не будут работать, если у CIO не будет достаточно личного влияния, чтобы убедить всех, что это единственно правильный и единственно возможный способ работы.
Полиглот, говорящий на нескольких языках. ИТ-директору необходимо четкое понимание бизнес-целей и финансовой стратегии компании, чтобы «перевести» их в ИТ-стратегию. Многие ИТ-директора, обладающие широким видением, уже взяли на себя решение ключевых проблем, с которыми сегодня сталкиваются компании. Успешный CIO должен разбираться в продажах и маркетинге, чтобы «продать» свои идеи руководству компании. Он также должен понимать язык бухгалтеров и финансистов. И, конечно, он должен быть подкован в техническом плане. И еще пригодиться предпринимательская жилка, чтобы управлять ИТ-отделом как бизнесом.
CIO должен создавать ценность для бизнеса. Обычный ИТ-директор управляет ИТ-активами (ПО, оборудование и т.д.) и обеспечивает стабильную работу ИТ-систем. Предприимчивый ИТ-директор совместно с руководителями бизнес-подразделений управляет инвестициями в ИТ для повышения производительности и внедрения инноваций. Сами по себе технологии доход не приносят. Все дело в том, как при помощи инновационных технологий реорганизуется деятельность сотрудников и устраняются узкие места в бизнес-процессах.
К современному CIO предъявляется требование быть универсальным специалистом сразу в нескольких областях: на 25% ИТ-специалистом (самой широкой специализации), на 20% менеджером и на 30% психологом, коучем и hr-ом, на 15% бизнес-консультантом, на 5% завхозом и на 5% всем остальным. Последние 5% обычно самые важные.
|
|