|
В кругах, так или иначе связанных с информационными технологиями, к такому явлению, как консьюмеризации ИТ, принято относиться с настороженностью и даже неприязнью. То, что пользователи частично взяли бразды ИТ-правления в свои руки, конечно, не может оставить ИТ-руководство равнодушным и, разумеется, вызывает определённое недовольство. Но всякую проблему можно рассматривать в двух обличьях — как учителя или как тирана. В первом случае вы видите проблему как половину решения и ищете способы понять, чему вас научила ситуация. А во втором — боретесь с проблемой, тратите много сил и не достигаете необходимого результата, а лишь устраняете симптомы.
В таком контексте консьюмеризация ИТ — это однозначно проблема-учитель. Ведь её можно не только успешно решить, но и выжать из неё определённые выгоды для бизнеса! Скажем, сотрудники используют на работе свои собственные планшеты и, не стесняясь, подключаются к рабочей сети. С одной стороны, это угроза корпоративным данным — а следовательно, нужно применить характерный для авторитарного руководителя принцип «запрещать и не пущать». С другой — это естественный путь к высокой продуктивности сотрудников, поскольку на собственных устройствах они используют удобные им инструменты.
Поэтому нужно не бороться с консьюмеризацией ИТ, а, напротив, выработать такую стратегию управления консьюмеризацией, которая принесет пользу вашей компании, работая на достижение бизнес-показателей. Но пример с пользовательским планшетом вовсе не означает, что грамотная политика ИТ-департамента в отношении консьюмеризации сводится лишь к управлению BYOD. Качественная политика консьюмеризации — явление гораздо более сложное и разветвленное, нежели просто комплекс мер по борьбе с потребностью сотрудников использовать свои устройства на работе. А для того, чтобы эта простая истина стала очевидной, я синтезировал мнения и советы западных экспертов, консультантов и CIO, которые сталкивались с необходимостью обуздать ИТ-консьюмеризацию. И вот к чему удалось прийти.
В первую очередь необходимо вообще поставить такую задачу — сделать явление ИТ-консьюмеризации выгодным для своей компании, научиться извлекать определенную ценность для бизнеса. Но тогда бизнес должен быть готов к десяткам новых технологий, приложений, устройств. И все эти новшества надо не запрещать, а запускать в работу. Для того чтобы это не осталось просто теорией, разработайте следующую практику: каждое пользовательское новшество подвергайте тестированию с точки зрения информационной безопасности и разрабатывайте хотя бы приблизительные указания, свод правил использования. Крупные компании обычно выделяют в составе ИТ-департамента отдельную структуру, группу сотрудников, ответственную за отслеживание пользовательских инструментов, технологий и предпочтений, которая мониторит и внедряет лучшие потребительские технологии на корпоративном уровне. Гиганты рынка, причём зачастую не только ИТ-рынка, тоже занимаются адаптацией потребительских технологий, но делают это с присущей им обстоятельностью: просто выделяют часть рекламного и ИТ-бюджета на инвестиции в стартапы, работающие над интересными пользовательскими инструментами и технологиями. А потом используют эти технологии во имя увеличения бизнес-показателей.
Другая важная составляющая стратегии по управлению ИТ-консьюмеризацией состоит в создании экосистемы приложений. Дело в том, что благодаря консьюмеризации небольшие команды разработчиков получили дорожку к сердцу ИТ-директора через его сотрудников. Для того чтобы посоперничать с крупным вендором, располагающим большим штатом продажников и легионом сотрудников техподдержки, сегодня достаточно разработать корпоративный инструмент, который будет функционировать как потребительский. И нет ничего удивительного в том, что ваши сотрудники предпочитают именно приложения от таких мелких разработчиков, ведь они изначально нацеливаются на этот пользовательский сегмент. Так сделайте из этого экосистему! Воспользуйтесь API, которые в обилии предоставляют облачные провайдеры, и объедините пользовательские инструменты в удобный набор приложений. Это автоматически устраняет проблемы с адаптацией, так как пользователи сами выбрали свои инструменты. Выгода для компании здесь очевидна: вы можете значительно сэкономить средства, пересмотрев свои отношения с вендорами и отказавшись от дорогостоящих продуктов, не приносящих пользы компании.
Приоритеты ИТ-управления также нуждаются в пересмотре, когда дело касается ИТ-консьюмеризации. Ведь если раньше внедрение каждой новой технологии было подконтрольно исключительно директору по информационным технологиям и затрагивало практически все подразделения компании (а ИТ-департамент выступал командным центром), то теперь инициатива зачастую исходит от самих сотрудников, иногда в обход ИТ-службы. Этим хаосом нужно научиться управлять в интересах не только компании, но и в собственных. Ведь если пользователи приобретают какие-то облачные инструменты, то это наверняка считается расходами ИТ-отдела, не так ли? Но, даже понимая это, не стоит блокировать всё и вся. CIO должен выступить мудрым распределителем ресурсов и бюджетов — такая у него задача. Однако уже сформировавшимся политикам компании надо отдать должное. Не важно, на каком устройстве, где и с помощью каких инструментов делается работа. Важно, соответствует ли это политике информационной безопасности. Так или иначе, у вас должно быть право знать, как именно пользователь распоряжается корпоративными данными: это, пожалуй, единственная деталь ИТ-менеджмента, которая не подлежит обсуждению.
BYOD как таковой тоже создает определённые риски для информационной безопасности. Но с ними можно успешно справляться, тем более что рынок предоставляет для этого множество решений. Одних только MDM-платформ (mobile data management) в последнее время появилось несколько десятков. Если применять их вкупе с корпоративными тренингами (разъяснениями политик безопасности и их важности), то риски можно устранить.
Но, кроме рисков информационных, есть ещё риски исключительно финансового толка. Когда вашему покорному слуге выпадает пройтись по теме BYOD, в его сторону в большом количестве летят обвинения о том, что тема бюджета будто исчезает из виду. Разговор о бюджете можно свести к тому, что, используя свое устройство на работе, сотрудник ждёт от компании определённой компенсации, выраженной в покрытии либо стоимости устройства, либо расходов на связь. И тут есть две позиции — вовсе ничего не компенсировать, аргументируя это финансовыми соображениями, либо возмещать расходы. Вот так всё просто. Если вы решите пойти по второму пути, то логичным способом это сделать будет сотрудничество с сотовым оператором и поставщиком мобильных устройств.
Следуя хотя бы этим советам, можно уже построить такую политику управления ИТ-консьюмеризацией, какой нет в большинстве российских компаний. Кстати, всё тот же опыт западных коллег подсказывает, что стратегию взаимоотношений с потребительским направлением в ИТ выстраивать действительно необходимо. Отмахнуться от неё — это примерно то же самое, что не обращать внимания на дождь за окном. Можно набраться оптимизма и не брать с собой зонт, но это не освободит от того, что вы непременно промокнете. Вот так и консьюмеризация — такая же вездесущая, как стихия. Но методы работы с ней у вас теперь есть.
|
|