Консьюмеризация ИТ: не проблема, а возможность

Раздел: Информационные технологии
Автор(ы): Игорь Емельянов, CIO World
размещено: 05.12.2014
обращений: 7748

Консьюмеризация ИТ: не проблема, а возможность
Иллюстрация: Shutterstock
В кругах, так или иначе связанных с информационными технологиями, к такому явлению, как консьюмеризации ИТ, принято относиться с настороженностью и даже неприязнью. То, что пользователи частично взяли бразды ИТ-правления в свои руки, конечно, не может оставить ИТ-руководство равнодушным и, разумеется, вызывает определённое недовольство. Но всякую проблему можно рассматривать в двух обличьях — как учителя или как тирана. В первом случае вы видите проблему как половину решения и ищете способы понять, чему вас научила ситуация. А во втором — боретесь с проблемой, тратите много сил и не достигаете необходимого результата, а лишь устраняете симптомы.

В таком контексте консьюмеризация ИТ — это однозначно проблема-учитель. Ведь её можно не только успешно решить, но и выжать из неё определённые выгоды для бизнеса! Скажем, сотрудники используют на работе свои собственные планшеты и, не стесняясь, подключаются к рабочей сети. С одной стороны, это угроза корпоративным данным — а следовательно, нужно применить характерный для авторитарного руководителя принцип «запрещать и не пущать». С другой — это естественный путь к высокой продуктивности сотрудников, поскольку на собственных устройствах они используют удобные им инструменты.

Поэтому нужно не бороться с консьюмеризацией ИТ, а, напротив, выработать такую стратегию управления консьюмеризацией, которая принесет пользу вашей компании, работая на достижение бизнес-показателей. Но пример с пользовательским планшетом вовсе не означает, что грамотная политика ИТ-департамента в отношении консьюмеризации сводится лишь к управлению BYOD. Качественная политика консьюмеризации — явление гораздо более сложное и разветвленное, нежели просто комплекс мер по борьбе с потребностью сотрудников использовать свои устройства на работе. А для того, чтобы эта простая истина стала очевидной, я синтезировал мнения и советы западных экспертов, консультантов и CIO, которые сталкивались с необходимостью обуздать ИТ-консьюмеризацию. И вот к чему удалось прийти.

В первую очередь необходимо вообще поставить такую задачу — сделать явление ИТ-консьюмеризации выгодным для своей компании, научиться извлекать определенную ценность для бизнеса. Но тогда бизнес должен быть готов к десяткам новых технологий, приложений, устройств. И все эти новшества надо не запрещать, а запускать в работу. Для того чтобы это не осталось просто теорией, разработайте следующую практику: каждое пользовательское новшество подвергайте тестированию с точки зрения информационной безопасности и разрабатывайте хотя бы приблизительные указания, свод правил использования. Крупные компании обычно выделяют в составе ИТ-департамента отдельную структуру, группу сотрудников, ответственную за отслеживание пользовательских инструментов, технологий и предпочтений, которая мониторит и внедряет лучшие потребительские технологии на корпоративном уровне. Гиганты рынка, причём зачастую не только ИТ-рынка, тоже занимаются адаптацией потребительских технологий, но делают это с присущей им обстоятельностью: просто выделяют часть рекламного и ИТ-бюджета на инвестиции в стартапы, работающие над интересными пользовательскими инструментами и технологиями. А потом используют эти технологии во имя увеличения бизнес-показателей.

Другая важная составляющая стратегии по управлению ИТ-консьюмеризацией состоит в создании экосистемы приложений. Дело в том, что благодаря консьюмеризации небольшие команды разработчиков получили дорожку к сердцу ИТ-директора через его сотрудников. Для того чтобы посоперничать с крупным вендором, располагающим большим штатом продажников и легионом сотрудников техподдержки, сегодня достаточно разработать корпоративный инструмент, который будет функционировать как потребительский. И нет ничего удивительного в том, что ваши сотрудники предпочитают именно приложения от таких мелких разработчиков, ведь они изначально нацеливаются на этот пользовательский сегмент. Так сделайте из этого экосистему! Воспользуйтесь API, которые в обилии предоставляют облачные провайдеры, и объедините пользовательские инструменты в удобный набор приложений. Это автоматически устраняет проблемы с адаптацией, так как пользователи сами выбрали свои инструменты. Выгода для компании здесь очевидна: вы можете значительно сэкономить средства, пересмотрев свои отношения с вендорами и отказавшись от дорогостоящих продуктов, не приносящих пользы компании.

Приоритеты ИТ-управления также нуждаются в пересмотре, когда дело касается ИТ-консьюмеризации. Ведь если раньше внедрение каждой новой технологии было подконтрольно исключительно директору по информационным технологиям и затрагивало практически все подразделения компании (а ИТ-департамент выступал командным центром), то теперь инициатива зачастую исходит от самих сотрудников, иногда в обход ИТ-службы. Этим хаосом нужно научиться управлять в интересах не только компании, но и в собственных. Ведь если пользователи приобретают какие-то облачные инструменты, то это наверняка считается расходами ИТ-отдела, не так ли? Но, даже понимая это, не стоит блокировать всё и вся. CIO должен выступить мудрым распределителем ресурсов и бюджетов — такая у него задача. Однако уже сформировавшимся политикам компании надо отдать должное. Не важно, на каком устройстве, где и с помощью каких инструментов делается работа. Важно, соответствует ли это политике информационной безопасности. Так или иначе, у вас должно быть право знать, как именно пользователь распоряжается корпоративными данными: это, пожалуй, единственная деталь ИТ-менеджмента, которая не подлежит обсуждению.

BYOD как таковой тоже создает определённые риски для информационной безопасности. Но с ними можно успешно справляться, тем более что рынок предоставляет для этого множество решений. Одних только MDM-платформ (mobile data management) в последнее время появилось несколько десятков. Если применять их вкупе с корпоративными тренингами (разъяснениями политик безопасности и их важности), то риски можно устранить.

Но, кроме рисков информационных, есть ещё риски исключительно финансового толка. Когда вашему покорному слуге выпадает пройтись по теме BYOD, в его сторону в большом количестве летят обвинения о том, что тема бюджета будто исчезает из виду. Разговор о бюджете можно свести к тому, что, используя свое устройство на работе, сотрудник ждёт от компании определённой компенсации, выраженной в покрытии либо стоимости устройства, либо расходов на связь. И тут есть две позиции — вовсе ничего не компенсировать, аргументируя это финансовыми соображениями, либо возмещать расходы. Вот так всё просто. Если вы решите пойти по второму пути, то логичным способом это сделать будет сотрудничество с сотовым оператором и поставщиком мобильных устройств.

Следуя хотя бы этим советам, можно уже построить такую политику управления ИТ-консьюмеризацией, какой нет в большинстве российских компаний. Кстати, всё тот же опыт западных коллег подсказывает, что стратегию взаимоотношений с потребительским направлением в ИТ выстраивать действительно необходимо. Отмахнуться от неё — это примерно то же самое, что не обращать внимания на дождь за окном. Можно набраться оптимизма и не брать с собой зонт, но это не освободит от того, что вы непременно промокнете. Вот так и консьюмеризация — такая же вездесущая, как стихия. Но методы работы с ней у вас теперь есть.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Основы Big Data: концепции, алгоритмы и технологииОсновы Big Data: концепции, алгоритмы и технологии
Технологии. Используй их, чтобы реализовать свой потенциалТехнологии. Используй их, чтобы реализовать свой потенциал
Цифровой банк. Как создать цифровой банк или стать имЦифровой банк. Как создать цифровой банк или стать им



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)