|
Chief Analytics Officer
В общем, можно согласиться с тем, что подобная работа несколько непривычна для классического CIO, обычно полностью занятого разработкой, внедрением и поддержкой корпоративной инфраструктуры и IT-стратегии.
Положение САО часто равно по значимости положению CIO. Общее у них только то, что они получили право на существование за счет повышения значимости информационных технологий; сбора и анализа данных в бизнесе.
Эти две должности в определенном смысле подобны1. Однако CIO, как правило, сосредотачивается на инфраструктуре, требуемой для поддержания и передачи информации. CAO, в свою очередь, обеспечивает аппаратно-программные решения для генерирования и анализа информации, а также трактовку получаемых результатов в бизнес-отношении.
Необходимость такой должности, как САО, диктуется постоянным повышением гибкости и скорости ведения бизнеса. Вот типичные затруднения сегодняшнего дня, которые компании испытывают при использовании корпоративной аналитической платформы (www.allanalytics.com).
- 21% — Мы не можем обработать весь объем наших данных;
- 12% — У нас попросту нет продвинутой аналитики;
- 10% — Мы не можем обеспечить наши требования к моделированию;
- 10% — Мы не поддерживаем аналитику самообслуживания;
- ----
- 25% — Все перечисленное вместе;
- 24% — Не могу сформулировать наши проблемы.
Как видно, половина компаний (две нижние строки) не слишком хорошо понимает, как именно следует использовать аналитику. Разъяснение необходимости аналитики как неотъемлемой процедуры при принятии обоснованных решений и организация ее эффективного использования — главная задача САО.
Работа CAO требует наличия разностороннего опыта — в статистическом анализе и маркетинге, финансах и операциях. В некоторых случаях CAO может быть и членом совета директоров, но это зависит от типа организации и значимости аналитики для нее.
Определенной квалификации «CAO вообще» не существует. Многие действующие САО имеют ученые степени в области математики, статистики, экономики, эконометрики или MBA, с акцентом на количественную аналитику, но это также не является обязательным и определяющим.
Типичное подчинение CAO крупной организации — непосредственно исполнительному директору (Chief Executive Officer, CEO). Его зависимость от CIO — слабая, на уровне консультаций по совместимости инфраструктуры.
Mu Sigma, платформа DIPP и CAO
В августе 2013 г. Forbes разместил статью СЕО компании Mu Sigma Дхирая Райарама (Dhiraj Rajaram) «Does Your Company Need A Chief Analytics Officer?».
Райарама является одним из наиболее последовательных сторонников разумного применения аналитики и привлечения к этой работе специалистов. Mu Sigma — провайдер услуг аналитики, входящий в число наиболее быстро растущих частных компаний США. Название фирмы происходит от статистических терминов «Мю» (μ) и «Сигма» (σ), которые обозначают параметры вероятностного распределения. Основное достижение компании на сегодняшний день — платформа DIPP и соответствующая методика, которая ориентирована именно на САО.
Оригинальная разработка Mu Sigma — платформа Mu Sigma DIPP. Справа — анализируемый DIPP «Цикл затрат» (Consumption Cycle), по часовой стрелке: Communicate — обсуждение; Implement — применение методов; Measure — измерение; Align Incentives — выравнивание стремлений (аналитика / бизнес); Develop Cognitive Repairs — установление соответствия анализа целям бизнеса. Расшифровка «призмы Mu Sigma» (слева) приведена ниже.
|
Компания утверждает, что ее DIPP позволяет выполнять ровно столько аналитики, сколько ее требуется для принятия обоснованного решения. Это ускоряет и удешевляет анализ. В отличие от традиционного подхода, когда предприятия выполняют полный цикл анализа по схеме «Descriptive — Inquisitive — Predictive — Prescriptive», отбрасывая затем лишнее, компания Mu Sigma старается сочетать виды анализа в соответствующей пропорции, поскольку различные бизнес-проблемы нуждаются в разных уровнях каждого из этих четырех видов аналитики.
- D — Descriptive analytics. Дескриптивная аналитика отвечает на вопрос «Что произошло в бизнесе?» Она использует данные, чтобы описать текущее состояние бизнеса таким образом, чтобы тренды, модели и исключения стали очевидными. Форма представления — отчеты, инструментальные панели, управляющие информационные системы (Management Information System, MIS).
- I — Inquisitive analytics. «Любознательная» аналитика отвечает на вопрос «Почему что-то происходит в бизнесе?». В ее рамках изучаются данные для проверки / отклонения бизнес-гипотез. Включает аналитическое «сверление» данных (drill down), статистический и факторный анализ и др.
- P — Predictive analytics. Прогнозная аналитика отвечает на вопрос «Что с наибольшей вероятностью произойдет в будущем?». Здесь используются моделирование и прогнозирование, чтобы определить перспективы.
- P — Prescriptive analytics. Предписывающая аналитика — комбинация перечисленного выше для ответа на вопросы «Это так. И что?» и «Что дальше?». Например, что бизнес должен сделать, чтобы сохранить ключевых клиентов? Как фирмы могут улучшить свою цепочку поставок, чтобы повысить уровень обслуживания клиентов и/или сократить затраты?
Но вернемся к статье в Forbes. В ней Райарам впервые достаточно четко очертил предназначение и круг задач САО:
- CAO переопределяет организационные границы отделов с точки зрения аналитики и таким образом способствует принятию конечных обоснованных решений;
- Аналитика понимается и строго поддерживается высшим руководством — на уровне CEO;
- Аналитика встроена в повседневную работу и считается важной большинством подразделений компании;
- Аналитика используется в качестве предпосылки принятия эффективных бизнес-решений в реальной жизни и в реальном времени.
О личностных качествах САО
Способность к коммуникации — критическая компетенция для любого руководителя C-уровня, и CAO здесь — не исключение. Его ключевой навык общения — возможность организовать плодотворные контакты между аналитиками и руководителями, принимающими бизнес-решения, — чтобы гарантировать, что предложения аналитиков соответствуют бизнес-целям компании.
Поэтому роль САО — это фактически роль переводчика, создающего общий язык, мосты между аналитикой, технологиями и бизнесом. Второй этап его работы — выделение базовой информации, которую смогут понять клиенты и рынок.
Лучшие аналитические модели бесполезны, если они не помогают людям принять лучшие решения. «Большинство организаций тратят 80% и более своего времени, разрабатывая модели и разбираясь в данных, оставляя лишь 20% на то, чтобы понять, как следует применить полученные результаты» (Ernst & Young).
У CAO также должна быть определенная сила духа, чтобы рискнуть. Конечно, риск должен быть разумным и обоснованным. Даже простой A/B testing2 — отличный способ зондировать новые идеи без больших трудозатрат и инвестиций, но и его используют далеко не все компании.
Наличие риска в работе САО означает необходимость его постоянной готовности к возможным ошибкам. САО должен быть достаточно гибким, чтобы вовремя повернуть и спланировать новый курс, не настаивая на своих прежних вариантах, чтобы «сохранить лицо».
Работа САО может рассеивать привычные корпоративные мифы. Этот часто приводит к конфликтам с бизнес-лидерами, которые до сих пор были довольны своим положением и своей кажущейся значимостью. В этом отношении CAO может играть важную роль в реализации полезных изменений в организации.
Быть в тесном контакте со всеми ключевыми сотрудниками — обязанность CAO. Аналитики часто работают сами по себе. САО старается работать со всеми, кто принимает участи в принятии управленческих решений.
Кроме того, CAO должен держать руку на пульсе рыночных и потребительских тенденций, чтобы гарантировать, что инвестиции в аналитику возвращаются реальными бизнес-результатами.
Слишком легко получить искаженное, «островное» представление данных. CIO обычно не слишком заботятся об устранении в первую очередь недостатков такого рода. Со своей стороны, САО не увлекается глубоким проникновением в данные. Его задача — разумный баланс аналитики с бизнес-потребностями и потребностями рынка.
CAO — не гадалки
Конечная цель любой стратегии аналитики в том, чтобы использовать данные для раннего определения новых возможностей. Действительная сила CAO в том, чтобы научиться (и научить) использовать данные для получения конкурентного преимущества.
Цель состоит в том, чтобы переместить аналитику от реактивной, когда руководству сообщается, что и как бизнес делает, к превентивной, когда оказывается реальная помощь руководству, а продуктовые команды начинают стратегически использовать имеющиеся данные.
Потенциал рынка средств аналитики, предназначенных для САО достаточно велик — недавнее исследование Ernst & Young показало, что, хотя 69% компаний считают качество обслуживания клиентов жизненно важным, только 12% в полной мере пользуются для этого аналитикой.
Можно рассматривать эти данные и с другой точки зрения — как инициирование новой волны почти достигшей своего предела Business Intelligence, на этот раз с помощью «выделенного» сторонника аналитики в каждой компании — САО.
1 Подобной должностью является и довольно часто упоминаемый Chief Data Officer, CDO. Но его задача также несколько отличается как от CIO, так и от САО. В последнем случае при сравнении можно сказать, что CAO сосредотачивается на том, чтобы обеспечивать операционные решения на основе проведенного анализа. CDO более материальным образом занимается обработкой данных и обслуживанием соответствующих аппаратно-программных решений.
2 В маркетинге и анализе бизнес-данных A/B testing (ABT) — жаргонное выражение для эксперимента с двумя вариантами, A и B, которые отличаются методами управления и обработки. Например, в Web-дизайне цель состоит в том, чтобы идентифицировать изменения для Web-страниц, которые увеличивают или максимизируют интересующий результат (например, отношение числа показов баннерной рекламы к числу кликов. На Web-сайте электронной коммерции хороший кандидат на АВТ — воронка продаж, зависящая от того или иного параметра. Существенные улучшения могут иногда наблюдаться даже при сравнении двух вариантов разметки, изображения, цвета. Подробнее см. здесь.
|
|