Павло Шеремета, декан Києво-Могилянської академії
Перейти: в Розділ :: в Підрозділ :: на Головну

Уроки дирижера

Статья опубликована в журнале
"Управление компанией" (до 2002 года — "Рынок капитала") (№5, май 2001 г.)


Лидер в организации профессионалов: вдохновлять, а не просто управлять

Увертюра

Гаснет свет. Поднимается занавес и… волшебная музыка наполняет зал…

Каждый музыкант в оркестре — профессионал. Но зачем профессионалам дирижер?

В этой статье речь пойдет о роли дирижера оркестра и тех общих чертах, которые присущи руководителю оркестра и руководителю любого бизнеса.

Акт 1. Аналогии

В общих чертах оркестр напоминает модель современной компании.

Во-первых, организация оркестра похожа на организацию компании. Каждый музыкант — профессионал, каждый имеет свою партию, четко определенное место на сцене и в иерархии оркестра. Кто-то играет на контрабасе, кто-то — на виолончели, кто-то — первая скрипка, кто-то — вторая. Похоже на компанию, не так ли? Ведь в компании каждый работник — тоже профессионал. Одни занимаются производством, другие — сбытом и рекламой. Как и в оркестре, каждый сотрудник имеет свое место как в офисе (кабинет), так и в иерархической структуре компании (должность).

Во-вторых, руководитель компании подобен дирижеру. С одной стороны, он ничего не производит — это компания-оркестр дает звук, но, с другой стороны, именно от него зависит, будет ли это диссонанс или гармония. Обычно во время учебы будущие дирижеры специализируются всего на нескольких инструментах, но, встав за пульт, они должны чувствовать и понимать каждый инструмент в оркестре. Подобным образом руководителю компании необходимо разбираться как в финансах, так и в маркетинге, каков бы ни был его предыдущий опыт. Но как достичь этого?

Оказывается, путь один и у дирижеров, и у руководителей. Это — постоянный контакт с исполнителями. Многие книги по менеджменту изобилуют советами о постоянном общении с клиентами. Да, это важно. Но вы заметили, что дирижер стоит спиной к залу? Его внимание сконцентрировано на музыкантах, ведь именно их услышит зал. Несмотря на все мифы о постоянной работе с клиентами, Джек Вэлш, руководитель General Electric, признается, что проводит не менее 60% своего времени в компании, общаясь с сотрудниками.

Надо прочувствовать исполнителей, чтобы правильно организовать их игру. У искусного дирижера каждый исполнитель нуждается в минимальном контроле. В целом музыканты не так часто смотрят на дирижера: каждый занят своей партией, но результат — гармония. Команда умелого руководителя работает эффективно, даже когда он в командировке.

Итак, компания подобна оркестру, а роли руководителя и дирижера очень похожи. Чем же занят дирижер?

Акт 2. Роль дирижера

У дирижера множество ролей, но все они сводятся к одному: вести и направлять музыкантов к гармонии исполнения. Поэтому, приходя на репетиции и концерты, он должен:

  • Иметь общее понимание произведения. Дирижер должен точно знать, какого звучания он хочет добиться. Так же и руководитель должен четко представлять, какие результаты/цели он намерен достичь в будущем.
  • Убедить, что он любит эту музыку. Оркестр может погубить любое произведение, независимо от профессионализма и даже имени дирижера. Успех выступления будет зависеть от того, как музыканты воспринимают дирижера. И единственный путь завоевать доверие людей — доказать, что любишь эту музыку.
  • Быть абсолютно уверенным. На концерте бывают ситуации, когда надо моментально реагировать и принимать решение. Например, солист вступил на несколько тактов раньше. Только полная уверенность дирижера позволит срочно перестроить оркестр. В бизнесе мы называем это управлением кризисом.
  • Задать темп и динамику.
  • Дать ритм отдаленным частям оркестра, чтобы они гармонично вливались в общее звучание. Чем не задача главного офиса по отношению к филиалам или региональным отделениям компании?
  • Передать энергию, зажечь, вдохновить. Попытки заменить дирижера метрономом не увенчались успехом: метроном не чувствует музыкантов, не вдохновляет — за его звуками нет стремления к конечной цели.
  • Поддерживать баланс. Когда ударные заглушают скрипки, дирижер должен восстановить равновесие, пусть порой даже подчиняя себе музыкантов, и свести разные части оркестра в единое целое.
  • Не мешать, когда игра хороша. Музыкант не марионетка, а творческая личность.
  • Расслабить атмосферу, когда исполнители слишком напряжены.
  • Адекватно оценивать возможности оркестра. Не тратить время на то, что улучшить невозможно. Гастролирующие дирижеры работают каждый раз с другим оркестром. Их основная задача — правильно оценить подготовку и возможности музыкантов, принять, что не все желаемое возможно, и сделать максимум из возможного.
  • Быть дипломатичным. Дирижерам запрещено поднимать человека и указывать ему на ошибку на глазах всего оркестра. Все и так слышат фальшивую игру.
  • Обеспечить обратную связь — дать возможность роста в будущем.
  • Проводить PR-кампании. Искать спонсоров, залы, возможности дать концерт. На Западе, где эту работу выполняют продюсеры, за дирижерами все же остается важная роль: спонсорам гораздо приятнее общаться с маэстро, чем с посредником.
Таковы основные роли дирижера в оркестре. Возвращаясь к бизнесу, можно выделить несколько функций дирижера, применимых как в концертном зале, так и в компании.

Акт 3. Дирижерские функции лидера или лидерские функции дирижера

Постараемся теперь сгруппировать функции дирижера, изложенные выше, и перефразировать их языком современного менеджмента.

Итак, четыре основные функции дирижера-лидера.

    (1) Стратегическое управление. Это умение четко определить задачи и адекватно оценить имеющиеся ресурсы.

    (2) Организация и контроль. Знает ли каждый, что делать? Имеет ли он достаточно ресурсов для этого? Налажена ли работа коллектива как единого целого?

    (3) Передача энергии, вдохновение. Метроному это неподвластно. Ведь надо иметь собственный огонь плюс особую чуткость по отношению к окружающим. Усилить стресс, когда исполнители расслаблены, и ослабить его, когда напряжение излишне.

    (4) Коммуникация (внутренняя и внешняя). Подбодрить, пошутить, посоветовать, помочь расслабиться или собраться музыкантам… И в то же время общаться со спонсорами, организаторами концертов, искать новые возможности и контакты.

Итак, то, что поначалу может показаться обычным руководством озвучивания нот, на самом деле представляет собой сложное искусство организации творческого процесса и управления музыкой человеческих чувств и эмоций. Какие уроки может извлечь из этого лидер команды или менеджер?

Акт 4. Уроки для руководителя

Наблюдая за работой дирижера, мы определили пять уроков эффективного управления командой профессионалов:

    Урок 1: Четко определите, каким должен быть конечный результат. К чему вы и ваша компания стремитесь? Какова ваша цель? Сделайте это как можно раньше. Неопределенность разъединяет команду. Четкая цель объединяет усилия.

    Урок 2: Убедитесь, что сотрудники знают, что делать, и имеют для этого достаточные ресурсы. Невозможно играть вальс Шопена без фортепиано.

    Урок 3: Убедите их, что вы безгранично влюблены в это дело.

    Урок 4: Задайте тон и темп. Это — основа дальнейшей работы.

    Урок 5: Не забудьте поблагодарить. "Любите своих людей, потому что они вам нужны больше, чем вы им" (Ларри Боссиди).

Вот пять основных уроков, которые можно извлечь, наблюдая за работой дирижера. Но есть еще один урок, который невозможно не заметить, анализируя процесс управления оркестром.

Кода. Еще один урок

Все дирижеры разные. Одни — эмоциональны и бурно жестикулируют, другие — чрезвычайно сдержанны и едва шевелят кистью руки. Кто-то пристально смотрит в глаза музыкантам, а Караян дирижировал, закрыв глаза. Одних называют деспотами и тиранами, других — демократами. Одни заставляют музыкантов отрабатывать произведение по частям, другие предпочитают проигрывать его от начала и до конца. Большинство дирижеров строго следуют партитуре, не признавая никаких отступлений, некоторые чувствуют себя достаточно свободно, внося изменения в тексты произведений.

Все дирижеры разные. Но объединяет их неудержимая любовь к музыке, которую исполняют оркестры под их вдохновенным руководством.

Ищите себя. Находите свой путь. Изобретайте себя. Удачи!

Перейти: До верху :: в Розділ :: в Підрозділ :: на Головну

Відгуки

Синявская Елена Алаксандровна, lenaSin@rambler.ru
Эта статья возвращает меня в те годы, когда я занималась музыкой. Во мне проснулись те добрые чувства, которые я спрятала глубоко от всех. Сейчас я заканчиваю экономический факультет КНЕУ, и понимаю что это не мое, ведь карьера всех великих музыкантов начиналась именно так!
Я в растерянности! Что делать? Буду ждать вашего ответа!
2002-02-11 15:15:52
Відповісти

Дмирий, dmytro_koval@hotmail.com
Павло, дякую...
Дуже добра інтерпритація теми. Мені вона сподобалась.
2002-02-21 23:15:21
Відповісти

Артур, arturz@fortuna.odessa.ua
На мене завждя справляли сильне враження прості аналогії та пояснення, котрі моментально усе розставляють по своїм місцям і при своїй зовнішній простоті дуже глибоко і точно розглядають та пояснюють тему. Це саме той випадок!
2003-09-18 16:08:44
Відповісти

aljona, aljonakorunowa@inbox.ru
Vsjo eto chorosho, no kak opytnomu molodomu talantlivomu dirigeru najti horoshuju rabotu ili tolkovogo prodjussera? Moget podskagete?
2005-04-08 23:43:56
Відповісти

Якщо Ви бажаєте подискутувати із конкретним читачем, то це можливо робити безпосередньо в нашому форумі.

Ваше ім'я:
E-mail:
Коментар: 
 

  
bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГІЯ: Стратегія, Маркетинг, Зміни, Фінанси, Персонал, Якість, IT
АКТУАЛЬНО: Новини, Події, Тренди, Інсайти, Інтерв'ю, Рецензії, Бізнес-навчання, Консалтинг
СЕРВІСИ: Бізнес-книги, Робота, Форуми, Глосарій, Цитати, Рейтинги, Статті партнерів
ПРОЄКТИ: Блог, Відео, Візія, Візіонери, Бізнес-проза, Бізнес-гумор

Сторінка Management.com.ua у Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управлінців    Management Digest у LinkedIn    Відслідковувати нас у Twitter    Підписатися на RSS    Поштова розсилка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua