Дж.Г. Бойетт,
Дж.Т. Бойетт
|
Можно ли научиться лидерству?
|
|
|
Представляется совершенно очевидным, что научиться лидерству можно. В конце концов, почти три четверти американских компаний ежегодно направляют своих сотрудников на курсы подготовки руководителей. Психологи и антропологи снимают на видеокамеры будущих руководителей в действии, проводят обследования людей, работающих вместе с будущими лидерами, членов их референтных групп, их начальников и дают тем, кто стремится стать лидерами, соответствующие рекомендации. Настоящие мужчины занимаются скалолазаньем и испытывают себя трудностями жизни на лоне дикой природы под руководством специалистов по развитию личности — членов движения «Новый век». Они помогают будущим руководителям «выйти за пределы своих возможностей», чтобы развить у них страсть к лидерству. Практически все школы бизнеса предлагают курсы подготовки управленцев, включающие изучение теории лидерства. Кроме того, многие эксперты проповедуют собственные варианты лидерства, а многие даже имеют свои школы. Разумеется, вы можете научиться управлять. Компании не тратили бы такие бешеные деньги на курсы подготовки руководителей, если бы людей нельзя было научить управлению, не так ли? А гуру не предлагали бы так много курсов по лидерству, если бы в лидерстве не было чего-то, что может выучить любой, не правда ли?
|
|
|
Факторы, определяющие способность к лидерству
Если вы спросите людей, которые главным образом и ведут курсы по лидерству, — думают ли они, что лидерству можно научить, то, возможно, получите любопытный ответ. Вначале эксперты скажут: «Да, конечно», а затем попытаются уйти от определенного ответа: «Пожалуй, иногда можно». На каждого Уоррена Бенниса, утверждающего, что нельзя научить кого-то быть лидером, что лидерство — «склад характера и склад ума, эти два предмета невозможно преподавать», найдется свой Питер Дракер, откровенно заявляющий, что «лидерству необходимо и можно учиться».
Итак, что же происходит? Можем ли мы научиться быть лидерами или нет? Ответ — и да, и нет. Мы можем легко и быстро усвоить приемы, навыки, способы общения и т.п. Мы можем овладеть теориями, стратегиями и тактикой лидерства — всем тем, что преподают на краткосрочных курсах и многонедельных семинарах. Но, увы, нельзя легко приобрести чувства, интуицию, эмоции, проницательность, искусство, устремления, заботливость, способность к сочувствию, эйфорию — страсти, присущие лидерам, да и саму страсть к лидерству, т.е. то, что и делает людей вожаками других. Те премудрости, которым можно научиться на краткосрочных курсах руководителей, — всего лишь глянец, придающий лидерству ослепительный блеск. Все они помогут вам стать более совершенным руководителем, но не сделают вас лидером, если вы не являетесь им. Итак, как же стать настоящим лидером, который обладает всеми чувствами, интуицией, устремлениями и другими качествами, отличающими его от получившего хорошую подготовку заурядного руководителя? Ниже изложено то, что думают по этому поводу наши эксперты.
Генетика и раннее детство
Большинство гуру полагают, что потенциалу лидерства способствует два обстоятельства: достаточно хорошие врожденные способности, как умственные, так и физические, и переживания раннего детства, зажегшие в сердце огонь лидерства. Идет широкая и оживленная дискуссия о том, какие генетически обусловленные черты, помимо интеллекта и физической энергии, оказывают воздействие на потенциал лидерства. Некоторые эксперты полагают, что ген лидерства встроен в ДНК. Другие отвергают это мнение. Однако вопрос о важности переживаний раннего детства вызывает меньше разногласий.
Большинство гуру согласны с мнением, что опыт первых лет жизни создает различия между людьми. Переживания раннего детства, представляющиеся нам наиболее важными, — это успехи и неудачи, поощрения и порицания, экспериментирование, дисциплина и подобные обстоятельства, которые либо помогают человеку развить чувство уверенности в себе и потребность в успехе, либо мешают их развитию. Хотя переживания раннего детства в основном положительны, они необязательно должны быть таковыми. Манфред Кете де Фрис на основании своей клинической работы с руководителями делает вывод о том, что весьма многие из них развили в себе тягу к лидерству вследствие перенесенных ими в раннем детстве травм:
«Кажется, многие обрели миссию лидерства вследствие лишений, с которыми они столкнулись: они собираются доказать, что мир неправ; они намереваются показать любому, что они чего-то стоят. Многие из них, страдая тем, что можно назвать комплексом графа Монте Кристо, заходят и того дальше: в них живет очень сильная потребность получить возмещение за несправедливости и обиды, которые им пришлось претерпеть в начале жизни».
Образование
Гуру также считают, что для того, чтобы научиться лидерству, необходимо получить надлежащее образование. Обратите внимание: мы говорим об образовании, не о профессиональной или специальной подготовке. Это важное различие, поскольку, как отмечает психолог Ричард Фарсон в книге «Management of the Absurd: Paradoxes in Leadership»,
«...профессиональная подготовка ... ведет к развитию навыков и приемов ... Образование, напротив, ведет не к овладению приемами, а к получению информации и знаний, которые, попав в хорошие руки, помогут обрести понимание и даже мудрость. А мудрость ведет к смирению, состраданию и уважению — качествам, совершенно необходимым для эффективного руководства.
Профессиональная подготовка делает людей более однообразными, так как всех обучают одним и тем же навыкам. Образование же, которое дает возможность сверить личный опыт с преподаваемыми идеями, имеет свойство делать людей разными, отличными друг от друга. Таким образом, первое благо образования состоит в том, что получивший его менеджер становится уникальным и независимым субъектом в полном смысле слова».
Некоторые из экспертов желают, чтобы потенциальные лидеры получали образование, выходящее далеко за пределы основных предметов вроде маркетинга, финансов и информационных систем, преподаваемых в большинстве школ бизнеса. Ли Болмен и Терренс Дил, авторы книги « Leading with Soul: AN Uncommon Journey of Spirit», предпочитают, чтобы потенциальные лидеры погрузились в поэзию, литературу, музыку, живопись, театр, историю, философию и даже хореографию. Джон Гарднер развивает эту мысль, предлагая воздействовать на будущих лидеров «всем спектром знаний, от науки до литературы, от математики до истории [чтобы они смогли вобрать в себя] через литературу, религию, психологию, социологию, драматургию... надежды, страхи, устремления и дилеммы своих народов... понять, что ценили и за что сражались их предки; благодаря истории и жизнеописаниям познать многообразие человеческой жизни».
Жизненный опыт
В-третьих, гуру настаивают на том, что вам необходимо уже в начале вашей карьеры приобрести опыт руководства. В своей книге «А Force for Change» («Сила для перемен») Джон Коттер пишет, что руководители, с которыми ему довелось встречаться, «на третьем-четвертом десятке лет жизни почти всегда имели возможности на деле попробовать руководить, пойти на риск и извлечь уроки из побед и поражений». Подобный опыт представляется важным для развития у руководителя множества навыков и подходов, поскольку он учит людей тому, что лидерство — тяжелое дело, и тому, что у руководителей есть возможность осуществлять изменения. Такой опыт помогает «им понять, что одни лишь управленческие приемы не дают результата, когда необходимо приспособить организации к изменяющимся внешним условиям. [Этот опыт даже дает] людям возможность понять те их собственные сравнительно сильные и сравнительно слабые стороны, которые имеют отношение к лидерству».
Манфред Кете де Фрис обнаружил, что у большинства опрошенных им лидеров мирового бизнеса был подобный опыт на ранних стадиях карьеры:
«Вновь и вновь, когда я в ходе бесед с лидерами мирового бизнеса спрашиваю их, где они научились управлению, они рассказывают истории о том, как, будучи еще молодыми людьми, до тридцати лет или чуть-чуть за тридцать, они были направлены в Аргентину, на Тайвань, в Австралию или в Канаду создать завод, реорганизовать торговое представительство, основать совместное предприятие (можете назвать задачу сами). Выполняя задание, они работали до седьмого пота, не спали ночей и делали ошибки. Но самое важное, они были увлечены, и они учились! Уроки, полученные ими во время самостоятельной работы, когда они добивались успеха осуществляемого проекта, никогда не забываются. Опыт дал им колоссальное знание мотивации, принятия решений и ответственности».
Опыт неудач
Как говорят гуру, для того чтобы стать лидером, совершенно необходимо иметь опыт поражений и неудач. Неудачи представляются той искрой, которая пробуждает знания, приобретенные в годы раннего руководства, и вплавляет их в ваше сознание. Уоррен Беннис приводит мнения хорошо известных ему управленцев, считающих, что самые важные уроки они получали тогда, когда терпели поражения и должны были по-настоящему собраться с духом. Проблемы, говорит Беннис, формируют руководителей, подобно тому как ветры и удары стихии формируют горы. «Суровые, трудные начальники, отсутствие видения и порядочности среди управляющих, неподвластные им обстоятельства, их собственные ошибки — таков основной и обязательный курс наук, который должен одолеть будущий лидер». Беннис цитирует Маргарет Тэтчер: «Именно в тот момент в мою душу влился чугун, превратившийся в сталь, необходимую мне для той способности быстро восстанавливать силы, без которой нельзя стать первоклассным лидером».
Специальная профессиональная подготовка
Наконец, небольшая целевая профессиональная подготовка помогает отточить ваш стиль руководства. Следует, однако, помнить, что существуют реальные пределы того, что вам может дать профессиональная подготовка. Биллы Гейтсы, Уолты Диснеи и Теды Тернеры нашего мира были созданы не на краткосрочных курсах, семинарах, проводимых по выходным дням, не рабочими группами консультантов или хорошо организованными тренировками на лоне природы. Мы не хотим сказать, что лидеры бизнеса не совершенствуют те или иные навыки общения или межличностных отношений с помощью и таких мероприятий. Просто они не стали бы лидерами бизнеса, мира развлечений или мировой политики только благодаря одним этим мероприятиям.
Опасайтесь отпечатанных на глянцевой бумаге учебных пособий и размещенных в вашем любимом журнале для деловых людей объявлений, обещающих за три легких занятия (с просмотром шести видеороликов) или за час вдохновляющей речи сделать из вас и ваших сотрудников новых Уинстонов Черчиллей. Ваш здравый смысл должен напомнить вам старую поговорку-предупреждение: «Звучит слишком красиво, чтобы быть правдой...».
Не следует ли в таком случае избегать всякой профессиональной или специальной подготовки? Разумеется, нет. Специальная подготовка может оказаться полезной, если она направлена на развитие определенных навыков. Например, вам захочется пройти курс сочинительства и публичного изложения ваших мыслей, чтобы развить способность рассказывать истории. Не ждите, однако, что один курс профессиональной подготовки или даже сотня таких курсов превратят вас в лидера, если вы еще (или уже) им не являетесь. Профессиональная подготовка может придать лоск вашим способностям руководителя, но она не закладывает основ лидерства. Эти основы должны быть заложены задолго до начала профессиональной подготовки.
Лидерство требует полной самоотдачи
Итак, проблема лидерства упирается в тот упрямый факт, что ни один гуру, какие бы позы он ни принимал и какие бы посулы ни раздавал, независимо от его рвения и готовности влезать в глубины вашей натуры, не может сделать из вас лидера в один миг. Лидерами (во всяком случае, вполне зрелыми) не рождаются. Лидеров и не готовят как быстрорастворимый кофе. Напротив, их готовят медленно. Обучение лидерству — длительный процесс, протекающий приблизительно так.
- Генетически обусловленные задатки и опыт первых лет жизни создают предрасположенность к лидерству.
- Образование с акцентом на гуманитарные науки закладывает широкую основу знаний.
- Опыт дает мудрость, которая возникает из практического применения знаний.
- Профессиональная подготовка придает блеск поведению в определенных ситуациях — например, при общении.
Если у вас отсутствуют какие-то гены или какой-либо опыт, обретаемый в детские годы, если вы не разбираетесь в какой-то области гуманитарных знаний, если ваш земной, практический опыт не слишком велик или если полученная вами подготовка не так уж хороша, то соберитесь с духом. Все эти недостатки не означают, что вы неспособны руководить. Когда дело доходит до руководства, имеет значение ваша личность в целом, а не ее фрагменты.
Виталий Выбранский, wrlck@rambler.ru Хорошая статья с неплохой проработкой темы и возможностью улучшить свои способности на основе изложенного материала. Алексей Олегович, moo@ampersand.cv.ua Лидерству научиться невозможно.
Обучение лиш развивает качества лидера, которые заложены в нём на генетическом уровне. Под обучением следует понимать не только специальные занятия, но и весь жизненный опыт лидера начиная с младенчества. Tomas, tomas.btl@one.lt Good article.thank you. rocka Мне очень понравилось . Надеюсь воспользоваться этими советами в развитии своего таланта лидерства. Гарькавий Леонід, lg_leon@gala.net Дуже цікава стаття, але я дійсно згоден з коментарем Олексія Олеговича, що лідерству неможливо навчити, це буде не лідер, а щось на зразок автомату (але з знаннями). Злое Сердце, denis_klimov@ucom.com.ua Господа, да что же это за отзывы! "Лидерству научиться невозможно". Да ведь статья полность посвящена ВОСПИТАНИЮ лидера, то есть как и во всех прочих более-менее толковых трудах о способностях человека идёт деление на природные данные (задатки), развитые в процессе воспитания и отдельно - знания. Причём задатками можно считать ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ свойства будущего претендента на роль лидера - то есть отсутствие врождённых повреждений головного мозга, прочих жизненно важных органов. В результате получаем - лидера надо воспитывать с младенческого возраста, а накладывание знаний относительно правил поведения в типовых ситуациях лишь даёт внутренний дискомфорт для самой личности, потерю прибыли для компании и отток средств на безрезультатное обучение руководящего состава. Подчеркну ещё раз слово ВОСПИТАНИЕ, оно - ключевое. КОТИЩЕ, lg_leon@gala.net Ну воспитане это конечно очень важный фактор, но не стоит и упускать тот факт, что прирождённые чернты играют свою роль. К примеру мы же видим, что некоторые люди проявляют больший интерес к общению, нежели другие. Процесс среднего образования - подтверждение этому. В школе, дети общаются между собой по разному, хотя их пытаются воспитывать одинаково. Злое Сердце, denis_klimov@ucom.com.ua Не обижайся, Котище, но я порекомендую тебе покопаться поглубже в такой теме, как способности. Глубоко.... С понимнием... С формированием собственного мнения на основе десятков исследований в областях как физиологии мозга, так и психолого-педагогических. Я уже делал акцент на том, что врождённые способности - понятие скорее вымышленное, нечто вроде религии для психологов (сам в детсве не любил сказки про домовых послушать?). Удобно, красиво, но далеко от истины. Природные, врождённые способности - это лишь отсутствие препятствий к развитию (трудно быть лидером без, например, зрения или слуха). Всё остальное, сущность личности, это лишь результат социализации каждого отдельного индивидуума, причём социоусловия для каждой настолько различны (состав семьи, окружение в школе, потребляемая информация), что каждый из гомо сапиенсов может с уверенностью заявлять - "Я - уникален!". С моей точки зрения - пока что ещё никем не изменённой хоть какими-нибудь рациональными аргументами, лидера можно воспитать в любом здоровом ребёнке, но заниматься этим нужно с младенческого возраста (чем не перспективное направление в бизнесе образования?)))))) - изучить подоскональней, программу разработать, и в бой за рынок детсадовского образования и воспитания ).
А если хорошо подумать - стоит ли их, лидеров, в таком количестве плодить? только ситуацию на рынке труда усугубять _)) Ладно, Леонид, привет Николаеву, в частности семье Конских. Nata(li) Сначала сомневалась -- стоит ли входить в эту дискуссию, ведь мое мнение выкристализовалось не на основании "десятков исследований в областях как физиологии мозга, так и психолого-педагогических", как у предыдущего оратора. Но все же... вот оно:
Стремления к лидерству, способность быть "счастливым" в случае проявления этих самых лидерских качеств нельзя воспитать в человеке. Даже если я, например, вынуждена быть лидером всилу каких-то факторов и вовсю развиваю эти свои качества, но не получаю от этого, грубо говоря, удовольствия, то стит ли продолжать "перешагивать через себя". Вероятно, эти мои ощущения сигнализируют о каком-то конфликте (может быть даже физиологического характера).
Если Вам, г-н Злое Сердце, среди десятков исследований попадались касающиеся генетики, то Вы наверняка слышали и о зависимости психотипа человека от его генотипа. В частности, считается, что наиболее развиты лидерские качества у людей с 1-й группой крови (т.н. "охотники"), а наименее -- со 2-й (т.н. "вегитарианцы"). Конечно, эта схема намного сложнее, но суть Вы уловили...
Поэтому я делаю такой вывод: развивать лидерские качества надо (ведь этого требует от нас сегодняшнее общество), но до определнной "точки кипения", которую каждый определяет для себя сам. Леонид, lg_leon@gala.net Я согласен с последним мнением. Конечно социальная среда влияет на каждого индивидума, но ведь есть генетические болезни и т.п. как обьяснить то, что есть наследственость. Ведь теоретически все процессы, будь то зрениек или лидерство, они запрограмированы на био-генетическом уровне. И кстати если у человека нет какой-либо функции восприятия, то он восполняет эти пробелы с помощью других. Так же и лидерство, возможно.
привет передам, рад знакомству. хоть и заочному. Злое Сердце, denis_klimov@ucom.com.ua Ну что ж, господа, мы столкнулись с синдромом "необразованной компании". Во-первых, я ценю мнение каждого из Вас, во вторых, никоим образом не настаиваю на том, чтоб вы приняли мою точку зрения. Но давайте разберёмся с тем, можем ли мы спорить, обладаем ли мы достаточным уровнем компетенции. Я - только что окончивший университет специалист по финансам, Леонид - студент третьего кураса, Наталья - .... догадываюсь, но не буду делать поспешные выводы. Внимание, вопрос (гонг): "Есть ли среди нас человек, который может заявить - я знаю ответ на этот предмет словопрений?". Не думю, что кто-либо из нас хотя бы кандидат психологических... Есть два варианта решения - привлечь специалистов, либо самим на некоторое время зарыться в кипы тематической литературы. Скажу сразу, свои выводы я строил на основе полученной ещё аж на 3-м курсе информации, что почерпнул во время написания работы по психологии о творческих способностях (сам темку выбрал, головную боль лишнюю). Так вот, пользуясь принципом "либо хорошо, либо никак", я находил в себе силы, чтоб ежедневно проводить по3-6 часов в метод кабинете университета... Это был период фотана знаний, поиска истины и глубочайших самокопаний... Хорошее время.... ну да ладно о личном. Так вот, поскольку тема творчества чрезвычайно обширна (в принципе, как и любая другая) то перечень проработанной литературы можно было бы сформировать в отдельную (по объёму) курсовую )))) Фактически, я впитал кучу информации, в том числе и исследовательско-экспериментального характера, посвящённых развитию способностей. Вывод, который я сформировал довольно банален: если способности не развивать, то их и не будет, и наоборот... Не стоит смеяться, господа! Ведь я снова намекаю на предрасположенность (физиологические качества). Кстати, Елена, перешагивание через себя в именно физиологическом аспекте - это всего лишь преодоление физической боли и усталости, у вас внутренний конфликт воспитания и необходимости (см. первые строки статьи). Теперь, Леонид, выпад в вашу сторону - на генетическом уровне запрограммированы лишь ваши безусловные рефлексы, и если в младенческом возрасте вы не будете получать информацию о способах добычи пищи, методах борьбы с голодом, то, вполне очевидно, до конца дней будете пытаться найти существо, наиболее отвечающее заложенному в вас на генетическом уровне понятию мать (наличие соска, за который можно было бы жадно ухватиться ртом). Но мозг, будь он неладен имеет вредную привычку к ассоциациям и укреплению взаимосвязей между понятиями после многократного повторения явления... Учимся, растём... Испытываем удовольствие от увеличения объёма и качества поступаемой информации... Формируются привычки, характер, даже темперамент. А оттуда - маленький шажок к лидерству, настолько маленький, что ребёнок делает его ещё неосознанно - вырывает цепкими ручонками у соседа яблочко, "великодушно" его возврвщает его в возрасте 5-7 лет, надеясь на возвращение "с процентами", формирует вокруг себя соратников с целью лихого налёта на яблочный сад "одной противной бабки", ведёт открытую борьбу с преподавателями и срывает уроки, прорывается в первые месяцы доверия к власти в компании...
Да, Елена, я в одной бульварной псевдо-научной газетёнке видел статью о тесной взаимосвязи между траекторией движения планет Солнечной системы и возникающими в Африке эпидемиями. Так вот, есть в анализе такой метод - корреляционный, что базируется на установлении матем взаимосвязи произвольных показателей, очень часто можно встретиться с результатами, что говорят о тесной прямой либо обратной взаимосвязи между показателями между которыми нет именно смысловой взаимосвязи, то есть они логически не взамосвязаны. Склонен отнести исследования относительно групп крови к подобным казусам...
Последнее: жаль, что общаться приходится через Интернет обрывками и кусочками мыслей, живой контакт по-прежнему незаменим.
Хоуг!
До скорого! Nata(li) Экий Вы лихач, Злое Сердце. Геном человека еще не до конца исследован, а Вы так запросто констатируете: "..на генетическом уровне запрограммированы лишь ваши безусловные рефлексы.." Пора выдвигаться на Нобелевскую :)
Ну и конечно отдельное спасибо за поставленный диагноз :)))
Вы правы в одном: достаточно уже этого не очень уважительного по отношению друг к другу "словоплевательства" Злое Сердце, moby_d@ukr.net Эх, Наталья..... Вот так реакция жаль, что нет Вашей достоверно известной почты....
1. Если говорить о вопросах генетики и их неизученности, я снова скажу, что пользуюсь принципом "лезвия Окама" - незачем выдумывать божество на пустом месте. Ведь ввиду всё той же неизученности Вы, Наталья, также стоите на позиции неопределённости, ведь факты не свидетельствуют ни в сторону мою, ни в вашу, пока я могу утверждать - младенец имеет лишь прослеживаемые природные рефлексы. Более сложные - дальше.
2. Говорю я лишь то, что думаю, базируясь на своих знаниях и здравом смысле, а поскольку границы общения через интеренет весьма узки, то приходится не стесняться в выражениях, нет возможности мягко подвести к определённой мысли.
3. Спасибо за приписанное мне "лихачество", обычно мне вешают излишнюю осторожность в суждениях )))
Напоследок !!! Виноват, если кого-либо обидел своими "словоплевательствами", покорнейше прошу прощения, но размазывать всё и растворять в излишнем количестве воды не могу, приходится популяризировать.
Всех желающих продолжить дискуссию прошу писать мне на почту, здесь мои монологи обрываются. Nata(li) Примите мои публичные извинения, многоуважаемый Злое Сердце. Этот укор был не столько Вам лично, сколько самой себе. Леонид, lg_leon@gala.net Ну не знаю чем вызвано такое высокое мнение о своих знаниях г. Злое сердце, но я месяц назад был участником написания работы по вопросу формирования внутренней позициии детей, дошкольников и детей младшего школьного возраста. Я не знаком с тем уровнем знаний который получили Вы, но я могу сослаться на своего преподователя, который занимается именно вопросом воспитания в человеке таких качеств как лидерство. Даже он не может дать точного ответа на этот вопрос, но всё же склонен к тому, что именно природой закладывается стремление и сама возможность лидерства ( причём у всех без исключения). Но вот даст ли окружающая среда (социум) развиться этим чертам это уже вопрос второй. Я не отрицаю такой ход событий, но первична, на мой взгляд всё же природа. Животные инстинкты, как Вы предпологаете являются не единственным, что передают наши гены (видимо со времён Вашего написания работы Вы не интересовались по этой теме уже ни чем).Только лишь одни сложные рефлексы не смогут доказать тогда разумности даже Вашего существования как мыслящего существа.
И я не могу сказать, что Вы осторожны в своих суждения. Скорее в них просматривается некоторый сарказм.(Высшее образование ещё не доказательство образованности. Не в обиду будет сказано.) Маруша "Воин света не тратит свою жизнь на то, чтобы играть роль, которую для него избрали другие".
Пауло Коельо
Я не понимаю о чем спор, если честно. Спор об абстракции: начитавшись о субъективных мнениях разных ученых делаем свои предположения. Хотите основываться на фактах? А кто вам сказал, что факты и "разум" - путь к истине? Факты, объясняемые человеком становятся зараженными субъективизмом. Хотите факты из моей жизни? Бездарности рвуться к власти и умнейшие люди не желают обладать данным ресурсом. Моё субъективное мнение? Всё зависит от целей лидера. Я бы хотела идти только за мечтателем, человеком заражающим своими идеями и живущим соответственно им. Навыки - дело десятое. Злое Сердце, moby_d@ukr.net Ну вот, г. Гарькавый, Вы уже в желании опровергнуть мою точку зрения начинаете противоречить самому себе. Изначально утверждая о том, что лидерство невозможно без задатков (то есть данных нам природой способностей, куда вы включили и "ген лидерства"-см. статью) Вы говорите, о том, что кому-то суждено стать лидером в силу его генофонда, даже не так - у кого-то есть возможность это сделать, у кого-то-нет. Теперь же Ваша диаметрально противоположная позиция состоит в уравниловке, гребёночному "награждению" фенофондом лидерства каждого из носящих гордое имя "человек разумный" и накладывании внешних условий. Не проще было бы опять таки не придумывать лишнего и строить лидерство не как результат отсутствия торможения извне генетически выгравированной черты личности, а как следствие факторов, что вызывают её возникновение? Как часто говорят :"Будь проще".
Я в данный момент следую принципу позитивизма и не пытаюсь залезать в метафизику, пусть даже у меня и прослеживается несколько механистический подход. Ещё же интересна ваша фраза "даже он(преподаватель) не может дать точного ответа на этот вопрос". Если Вы настолько готовы следовать чужому мнению, то как же вы осмеливаетесь утверждать всё настолько определённо?...... Хм.... Тем более Вы сами неоднократно сталкивались с тем, что можете преподавателям возражать и даже опровергать их точку зрения... Много вопросов возникает по поводу вашей ТВЁРДОЙ позиции, чётко определённой.
А насчёт того, интересуюсь ли я психолого-экономической тематикой - тут вы не правы - откройте любой более-менее приличный журнал типа "Компаньона" - там подобных обсуждений - не счесть... И по долгу службы мне приходится перекапывать кучу периодики... Да и мать у меня преподаватель, очень неплохой, прошу заметить, - меняемся опытом (с её стороны) и теорией (с моей). Ладно, начались уже выяснения личных подробностей. Прошу также, Леонид, не воспринимать меня как склонного поёрничать злостного нарушителя спокойствия, осторожность же в суждениях, к вашему сведению, это отражение ситуации:"знаю точно, на 99.9% - говорю". Меня кстати, попросили не вылазить за рамки статьи, поэтому пишу - это моя последняя фраза в форуме по этому вопросу, по моему, я её уже оглашал и просил писать мне на почту (неужели все пользуются таким оружием манипуляции ка "последнее слово"? включая и меня )))))))
а последнюю фразу -не ко мне, а к Министерству Образования ))) Злое Сердце, moby_d@ukr.net Извини, Маруша, просто обсуждение темы перешло к вопросам фудаментальной психофизиологии - существуют ли врождённые способности как таковые, что они из себя представляют... Как говориться, "на стыке наук рождается множество открытий, но ещё больше теорий погибает так ине подняв голову"... Бывает, что и вековечные столбы в одномоментье валятся... Да и с тем, что такое лидерство не все окончательно определились. Для кого-то - только кресло руководящей должности, для других - "счастье" власти, для третьих - умение эффективно управлять... И ещё, не обращай большого внимания на спор, разве не видно, что это не просто "высоколобые труться". К тому же к подобным спорам склонны все, кто заходит на форум с целью выпендриться и оставить отзыв поразрушительнее. Я в этом деле преуспел )))) Леонид, lg_leon@gala.net Скажем так, лидер, возможно, не тот человек, кто эфективно управляет каким-либо действием (или бездействием). Лидер - это тот, кто ясно видит цель. А вот как наиболее рационально её достичь... Невсегда это именно задание лидера (чаще нет). Лидерству научиться нельзя. Можно научить человека управлять другими, т.е. менеджменту (мотивация). А вот менеджеры имеют несколько другое предназначение (хотя функции лидерства иногда присущи и менеджерам). Вопрос оставляю открытым. Sergiy, iag@interalliance.kiev.ua Отличная статья. VitaminKa, vita@stipendia.ru одного видения цели не достаточно. не хотите ли вы сказать, Леонид, что этому (видеть цель) невозможно научиться? и вообще что вы под этим понимаете? на мой взгляд, необходимым так же для лидера является четкое видение путей достижения этой цели. Не мало руководителей "пелетело" на том что они требовали выполнения невыполнимых задач.
кроме того, лидер обязательно должен быть оптимистом (в меру конечно). что бы "не пасть духом".
но и этого не достаточно. у меня в запасе есть куча качеств, набор которых просто необходим человеку, что бы быть поолноценным ЛИДЕРОМ (имеется ввиду не управление какой-то организацией, т. е. формальное лидерство, а быть ЛИДЕРОМ ПО НАУРЕ).
хоть я и занимаюсь этим вопросом совсем недавно. VitaminKa, vita@stipendia.ru вообще прошу прощения за то, ято влезла в вашу компанию. но коль я и стала свидетелем высокоинтеллектуального спора от меня не отделаетесь >:)
всегда считала, что лидером может сталь любой человек, который этого захочет. и прочитав выше сказанное убедилась в этом еще сильнее.
в конце да на конец - я полностью уверена, что любой недостаток и качество мешающее человеку, можно искоренить. но сделать это может только сам страдающий. а если можно вырезать этот "аппендичит", значит можно и развить в себе новые качества. я, к стати, делала это не раз.
извиите за скудность речи.
буду работать над собой ;) Jossariann, jossariann@yahoo.com По-моему, данная статья еще раз доказывает, что никому доподлинно не известно, что же такое "лидерство" на самом деле, и как его развивать.
Лидерство - не наука, ему можно учиться, но вряд ли можно научить.
Врожденные способности, как и образование, безусловно, оказывают влияние на формирование качеств лидера, только никто не скажет точно, какое именно. На разных людей одни и те же факторы и одна и та же информация может влиять совершенно по-разному. Например, кого-то неудачи в детстве стимулируют к активной деятельности в дальнейшем, а кого-то превращают в бревно, плывущее по течению жизни.
Лидерство - как паутина - понятие слишком тонкое и зависимое от малейшего "дуновения ветра", от места, времени и даже цели лидера. И тем не менее, лидер, как паук (в хорошем смысле слова :)) опутывает своими идеями, энергией, активностью, уверенностью, действиями... Его видно сразу, и тем не менее, никто, даже он сам, никогда не сможет понять, какие качества и причины делают его ЛИДЕРОМ... Может, эта "тайна лидерства" и к лучшему? Валентина, fatamorganaff@mail.ru Статья права только в одном - она не дает конкретных советов и не пытается навязать свое жестокое и однозначное мнение.
Многие факторы влияют на развитие наших способностей, но некоторым людям просто не хочется быть лидерами, а ведь...ведь если рационально подумать, то быть лидером не всегда означает успех, уважение, счастье и свободу.
Человек должен уважатьсебя таким , каким он есть, и тогда он будет знать, что нужно ему от жизни и что нужно жизни от него.
Всех благ. Злое Сердце, moby_d@ukr.net Витаминка: спасибо.
Jossariann: да, паутинка, да каждый раз испытание - это монетка, которую мы что есть силы подбрасываем вверх. Но разве никогда не доводилось жульничать? Переворачивать орлом? Вот в таком умении и состоит искусство педагога-воспитателя... ФЭНТЕЗИ Что там спорить,-Лидеры были, есть и будут! И каждый если захочет,-научится управлять и вести команду! ПУЛЯ Лидер не кто без команды! Александр Стаття досить цікава. Ще цікавіше було читати відгуки (чесно кажучи я і вибрав цю статтю тільки через те, що тут було багато відгуків). Переважно підтримую думку Злого Сердца. Однак якщо вже я ще не є Лідером, або поки не є, або навіть може зовсім і не буду, то головну ідею статті - виховання (не навчання) Лідерів зрозумів. Своїх дітей ми повинні виховувати і навчати. Не варто сподіватися на елітні садочки і школи, що там все йому розкажуть і покажуть. Потрібно починати з самого малечку. Чим більше знань і досвіду ми передамо своїм дітям (якщо сам чогось не маєш - попроси когось іншого якому довіряєш як собі), тим менше вони потім будуть мати проблем. І пам"ятайте, діти - наше майбутнє. Коли вони виростуть і зможуть зробити своє життя кращим - вони покращать нам наше життя.
to Пуля: Не переживай. Якщо є Лідер, то в нього буде й команда. Рустам От стада баранов, управляемых львом, несоразмерно больше эффекта, нежели от стада львов, управляемых бараном!
| Якщо Ви бажаєте подискутувати із конкретним читачем, то це можливо робити безпосередньо в нашому форумі. |
|
|