Маршалл Голдсмит,
директор-учредитель компании Keilty, Goldsmith and Company (KGC),
член совета управляющих фонда Дракера.
Кэти Уолт,
ведущий эксперт компании Accenture no управлению изменениями.
|
Новые качества глобального лидера завтрашнего дня
По материалам книги «Лидерство без границ», Accenture
Компания Accenture участвует в международном исследовательском проекте, призванном помочь организациям определить важнейшие черты лидера будущего. В рамках данного исследования перед ведущими компаниями была поставлена задача назвать тех, в ком они видят будущих руководителей, людей, обладающих необходимым потенциалом для руководства глобальной организацией. Получив их список, мы, вместо выяснения представлений руководителей сегодняшнего дня о лидерах будущего (которыми они вряд ли станут), решили обратиться к тем, кто был назван руководителем завтрашнего дня. С целью получения информации использовались такие методы, как опрос участников специально подобранных групп, интервьюирование и обзоры. К настоящему времени нам известна точка зрения свыше ста лидеров будущего, названных таковыми более чем в пятидесяти ведущих компаниях по всему миру.
Сравнение качеств лидеров прошлого и будущего позволило выявить как сходство, так и отличия. Многие свойства, считавшиеся необходимыми для эффективного руководства прежде и не потерявшие актуальности сегодня, сохранят свое значение и в будущем. Такие качества, как предвидение, честность, ориентированность на результат и забота об интересах клиента, всегда жизненно важны как для прошлого, так и для будущего.
Вместе с тем, следующие пять ключевых факторов, безусловно, будут иметь больший вес в будущем: глобальное мышление, учет многообразия культур, владение современными технологиями, ориентированность на партнерство и способность к распределению руководства.
В данной статье невозможно дать детальное описание всех этих факторов, и мы изложили лишь основные моменты.
Глобальное мышление
Глобализация скажется на лидерах будущего самым непосредственным образом. Времена, когда крупная компания могла замкнуться на своем регионе (или стране) и при этом преуспевать, скоро закончатся. В будущем тенденция, ведущая к появлению глобально связанных рынков, будет, по всей вероятности, только усиливаться. Участники нашего опроса отмечали, что лидеры должны понимать не только экономические аспекты глобализации, но и ее культурные, правовые и политические последствия. Руководителям во всех сферах деятельности придется смотреть на себя как на граждан мира с гораздо более широкими взглядами и набором ценностей.
Считается, что два процесса придадут глобальному мышлению ключевое значение в будущем, а именно стремительный рост глобальной торговли и интегрированных глобальных технологий, например электронной коммерции. Роберт Рейч, бывший министр труда США, выступая на конференции в Сан-Диего, пошутил, что он, намереваясь купить «американский» автомобиль, оказался в затруднении, поскольку практически невозможно установить, какая часть комплектующих нынешних автомобилей изготавливается в самой Америке. Участники нашего исследования со всего мира предсказывают рост масштабов глобальной торговли. Некоторые из них считают, что будущим лидерам придется поработать во многих странах и в виртуальных сетях, прежде чем они поймут, что мультинациональная торговля может дать их организациям в конкурентной борьбе. В условиях стремительного усиления конкуренции производители встанут перед необходимостью научиться управлять глобальным производством, маркетингом и реализацией как в реальной, так и виртуальной среде.
Другой причиной, делающей глобальное мышление неотъемлемым качеством лидера будущего, являются новые технологии. Их использование позволит экспортировать труд «белых воротничков» по всему миру. Программисты из Индии будут сотрудничать с проектировщиками из Италии в разработке продукции, изготавливаемой в Индонезии и продаваемой в Бразилии. Технологии помогут устранить препятствия на пути глобального бизнеса, казавшиеся непреодолимыми в прошлом. Руководителям, погрязшим в локальных проблемах и менеджменте на микроуровне, будет очень сложно конкурировать на глобальном рынке. Лидеры, способные сделать так, чтобы глобализация работала на них, получат огромное конкурентное преимущество.
Ориентированность на партнерство
Развитие партнерских отношений и альянсов приобретет в будущем гораздо большее значение, чем имело в прошлом. Многие организации, редко вступавшие в альянсы раньше, регулярно создают их в настоящее время. В будущем эта тенденция станет еще более очевидной. В одной из недавних статей журнала Forbes компания Accenture была приведена как яркий пример такого партнерства, компанию же IBM назвали «старой школой».
Реинжиниринг, реструктуризация и сокращение размеров ведут нас в мир, где аутсорсинг всех видов деятельности, кроме основных, похоже, станет нормой. Все более важным считается умение договариваться о создании альянсов и управлять сложными сетями. Участвовавшие в нашем опросе руководители определили совместное руководство новыми видами бизнеса как одну из жизненно необходимых составляющих успешного глобального предприятия.
Изменение роли клиентов, поставщиков и партнеров оказывает глубокое влияние на руководителей. В прошлом было ясно, кто ваш друг, а кто враг. В будущем это станет менее очевидным. В таких не похожих друг на друга отраслях, как энергетика, телекоммуникации и фармацевтическая промышленность, одна и та же организация может быть и клиентом, и поставщиком, и партнером, и конкурентом одновременно. В новом мире становятся абсолютно необходимыми прозрачные, долгосрочные и взаимовыгодные отношения со многими организациями. Разгром врага, который, как выясняется впоследствии, является еще и потенциальным клиентом, может оказаться лишь кратковременной победой.
Способность к распределению руководства
В мире, где руководство гибкой, изменчивой сетью, возможно, будет важнее управления с вершины жесткой иерархии, способность эффективно распределять руководство требование, а не предмет выбора. Указывая партнерам по альянсу, что и как им делать, можно быстро их лишиться. Все участвующие стороны должны уметь работать вместе для достижения общей цели.
Участники нашего опроса полагают, что в будущем другими будут не только руководители, но и работники. Многие понимают, что один из ключевых факторов их успеха высококвалифицированный персонал. Питер Дракер как-то заметил, что высококвалифицированные работники это люди, которые знают о своей работе больше, чем их менеджеры. Во взаимоотношениях с ними старые модели руководства не действуют. Практика, при которой подчиненным указывают, что и как им делать, становится нелепым анахронизмом. Руководителям придется запрашивать исходные данные и работать в режиме разделения доступа к информации. Удержать высококвалифицированных работников станет непросто. Вряд ли можно ожидать от них особой преданности конкретной организации, они, скорее, будут вести себя как свободные профессионалы, работающие с тем, кто предоставляет максимальные возможности для развития и карьерного роста. Умение привлекать и удерживать талантливых работников будет ценным качеством руководителя будущего (М. Goldsmith. Retaining High-Impact Performers. Leader to Leader). Может статься, проявить это умение поможет распределенное руководство. Считается, что оно также потребует выработки новых ценностей и ротации руководителей, обеспечивающей баланс сильных и слабых сторон.
Владение современными технологиями
Руководители со всех концов света были единодушны в том, что одним из главных качеств глобального лидера будущего является способность ориентироваться в современных технологиях. Вместе с тем, в ответах проявилась отчетливая тенденция чем моложе участник опроса, тем большее значение придает он знанию технологий. Многие будущие руководители растут и развиваются вместе с технологиями и считают их неотъемлемой частью своей жизни. Нынешние же руководители в своей массе воспринимают технологии как нечто важное для персонала и производственных подразделений, но не для лица, руководящего «реальным» бизнесом.
Как уже отмечалось в других наших работах, владение современными технологиями в значительной мере определяется индивидуальными способностями. Вовсе не обязательно каждому быть одаренным техником или специалистом по компьютерам, однако абсолютно необходимо:
- понимать, чем новые технологии могут быть полезными нашим организациям;
- привлекать, развивать и поддерживать технически компетентных работников;
- знать, в какие новые технологии следует направлять инвестиции и как управлять этими инвестициями;
- подавать пример в применении новых технологий.
Практически все молодые участники опроса уверены в том, что новые технологии станут одним из важнейших факторов, который будет определять основные направления деятельности их организаций. Они не разделяют мнения тех руководителей, которые считают освоение новых инструментов недостойным их положения и затрат времени. Они, напротив, единодушны в том, что организации, возглавляемые технологически грамотными руководителями, получат конкурентное преимущество. Без современных технологий у интегрированных глобальных партнерств и сетей нет будущего.
Учет многообразия культур
Развитие глобализации неизбежно ведет к тому, что лидерам будущего придется действовать в условиях многообразия культур, подразумевающего разнообразие подходов к руководству и производству, личного поведения и ценностей, взаимоотношений рас и полов. Они должны осознавать не только экономические и правовые различия, но и различия социального и мотивационного характера, существующие в сфере труда во всем мире. Результаты нашего исследования совпадают с результатами исследования Центра творческого руководства, которое показывает, что «уважение к различиям между людьми» одно из важнейших качеств эффективного глобального лидера (J. Alexander and M. Wilson. LecKling Across Cultures / F. Hesselbein, M. Goldsmith, R. Beckhard, ed. The Organization of the Future). Обладающие высоким потенциалом руководители, с которыми мы беседовали, полагают, что развитие и изучение других культур не просто хорошая деловая практика, а один из ключевых аспектов конкурентоспособности в будущем.
Во внимание следует принимать как более, так и менее значимые составляющие конкретной культуры. К примеру, мало кто из европейцев и американцев, работающих сегодня на Среднем Востоке, удосужился прочесть (не говоря уже о том, чтобы понять) Коран. Очевидно, однако, что религия один из важнейших факторов, влияющих на поведение жителей данного региона. Необходимо лучше понимать и менее существенные аспекты, например значение подарков, личных приветствий или своевременности тех или иных действий.
Участники опроса отмечали, что все большее значение будет приобретать умение создавать стимулы для мотивации людей, принадлежащих к разным культурам. Стратегии в сфере мотивации, эффективные в одной культурной среде, могут быть просто оскорбительными в другой. Общественное признание, которым может гордиться продавец в Соединенных Штатах, может вызвать замешательство у ученого в Соединенном Королевстве. Лидеры, способные понимать, ценить и эффективно мотивировать коллег, принадлежащих к разным культурам, станут наиболее ценным ресурсом в будущем.
Выводы
Лидеры, с которыми мы беседовали, считают, что новые времена потребуют новых навыков и умений. К сожалению, у многих сегодняшних руководителей подобные навыки отсутствуют, и нередко они даже не считают их важными. Глобальное мышление, ориентированность на партнерство, способность к распределению руководства, владение современными технологиями и учет культурного многообразия качества, которыми многие нынешние руководители не обладают и значения которых они порой даже не понимают. А ведь это именно те качества, которые совершенно необходимы большинству будущих руководителей, которые должны восприниматься как неотъемлемые атрибуты успешного развития.
Чтобы уверенно войти в следующее тысячелетие, завтрашним организациям придется изменить либо умонастроение руководителей, либо их служебное положение. Для тех, кто собирается на пенсию, это, возможно, не так уж и важно. Это может вылиться в проблему для руководителей, не обладающих необходимыми новыми навыками, тех, кто сегодня находится в середине своей карьеры. Они должны осознать важность этих навыков, понять, чему нужно учиться и как это сделать наилучшим образом. Существующие в организациях системы поощрения и стимулирования придется скорректировать с учетом важности новых качеств.
Плохо, что многие нынешние руководители не сознают ценности новых качеств, скорее всего потому, что не оценивают их по достоинству. Хорошо то, что потенциальные лидеры будущего в большинстве своем понимают важность новых качеств и считают необходимым заложить их в систему оценки эффективности труда. Исторически руководители действующие всегда учили и готовили руководителей будущих. Думается, так будет и впредь, с одним, однако, существенным дополнением: будущих руководителей, возможно, будут нанимать и для того, чтобы они помогали обучению и развитию нынешних. Если у будущих руководителей хватит мудрости, чтобы учиться на опыте нынешних, а у нынешних чтобы перенимать новые качества у будущих, они смогут распределить руководство во благо своей организации.
Відгуків немає
|
|