Почему компании преуспевают, когда в них есть взаимное доверие и уважение
Автор: Ицхак Адизес (Ichak Adizes)
Источник: Adizes Insights
Ицхак Адизес
(Ichak Adizes)
|
Я преподаю, проповедую, предписываю и побуждаю к Взаимному Доверию и Уважению (Mutual Trust and Respect, MTR) в организациях вот уже 40 лет. Все это время я изучал, что является причиной их роста или снижения. Но лишь на последней конференции Адизеса в Лас-Вегасе в 2009 г. мне пришло в голову задаться таким основным вопросом: почему компании преуспевают, когда в них есть MTR, и почему из-за их отсутствия компании в итоге рушатся? Это справедливо и для семей, и для сообществ. Обеспечителем чего являются эти самые MTR, что играет такую важную роль? Вот мое последнее озарение по этому поводу: все дело — в энергии.
Каждая система обладает энергией. Откуда она берется? От людей, которые составляют организацию. Вот почему менеджеры ищут для своих организаций людей энергичных, страстных, преданных.
Каждая организация — это система, которая нуждается в энергии, чтобы работать.
Когда энергия не течет свободно — когда она где-то и как-то застревает — остается меньше энергии для работы системы.
Когда нет взаимного доверия и/или уважения, это подобно преградам на пути энергетического потока, организация менее энергодостаточна и менее конкурентоспособна.
MTR делают систему прозрачной. Когда есть взаимное доверие, энергия течет. То же справедливо и для взаимного уважения.
Давайте проанализируем последний пункт глубже, начав с взаимного доверия. Оно существует тогда, когда обе стороны имеют общие интересы, если не в настоящем, то хотя бы в долгосрочной перспективе видят общую цель. У них есть вера, что вклад одного будет в ответ оплачен вкладом другого... со временем.
Противоположностью доверию является подозрение, что другая сторона вас «надует». Очевидно, что с таким подозрением вы будете фильтровать то, что другой человек пытается вам сказать. Энергия, передаваемая в общении, будет заблокирована.
А как насчет взаимного уважения? В иврите есть два слова, обозначающие уважение: чтить и ценить. «Чтить» основано на ритуале, на функции А (Administration). «Ценить» основано на функции Р (Producing results): Я ценю тех, кто делает вклад в меня, кто добавляет ценность.
Я выбираю «уважение» в смысле «ценить». Тогда «уважать» означает давать второй стороне шанс высказать свои вопросы, выразить сомнения и несогласие, потому что вы верите, что они будут ценны для вас, что несогласие происходит от понимания чего-то такого, на что вы не обратили внимания или проигнорировали.
С такой верой легко увидеть, как энергия будет течь. А без этого первичного убеждения — например, вы верите, что другие лишь расходуют ваше время и невозможно, чтобы их несогласие вас чему-либо научило — энергия течь не будет. Она будет отклоняться.
Уважать того и доверять тому, кто с вами спорит, болезненно. Это требует энергии. Это может истощать. Но почему же тогда MTR дают энергию? Ведь казалось бы, должно быть справедливо прямо противоположное?
Дебаты забирают энергию у тех, кто не имеет друг к другу ни уважения, ни доверия. Те, у кого они есть, в ходе дебатов энергией заряжаются.
Теперь отметьте, что вы не можете действовать из позиции «докажи». Сначала покажи мне, что я смогу у тебя чему-то научиться и могу тебе доверять, и если ты убедишь меня, что тебе стоит доверять и ты добавишь ценности своим несогласием, тогда я стану доверять тебе и уважать тебя. Начать с недоверия и неуважения и со временем развивать доверие и уважение — такой подход не работает.
Почему не работает?
Дебаты, полные неуважения и недоверия, истощают тех, кто в них вовлечен. Из-за того, что они болезненны, такие дебаты скорее уменьшат, чем усилят MTR.
Работает совсем иной подход. Начните с предположения, что другим можно доверять и они способны добавить ценности своим несогласием. Слушайте! Дайте им шанс взаимодействовать. Испытайте их. Если они не добавят ценности, тогда прекратите взаимодействовать с ними. (Некоторым людям есть, что сказать, а у других просто есть потребность что-то говорить — избегайте второй категории).
Так же и с доверием. Сначала дайте, но с осторожностью. Начните с малого и ждите, что получите в последствии. Если ваш вклад не оплачивается взаимностью, вы нашли лишь еще одного «потребителя». Отстранитесь.
Всегда начинайте со Взаимного Доверия и Уважения.
Это как вера в Бога. Если вы начнете без веры, и вам требуются доказательства его существования, чтобы стать верующим, вы навсегда останетесь скептиком. «Для верующих не существует вопросов. Для еретиков не существует ответов», — говорится в Талмуде.
Если вы начнете с веры, что Бог существует, вы найдете нескончаемые доказательства его существования. В каждом дереве, в восходе солнца и лунном свете. В улыбке ребенка. Везде. Даже в заключении...
Важно, как Вы начнете. Это влияет на то, как Вы будете продолжать.
Об авторе:
Доктор Ицхак Калдерон Адизес (Ichak Kalderon Adizes) — один из ведущих в мире специалистов по повышению эффективности компаний и правительственных структур за счет фундаментальных преобразований, которые не порождают неразберихи и деструктивных конфликтов, препятствующих изменениям. На протяжении последних 35 лет доктор Ицхак Калдерон Адизес работал с крупнейшими коммерческими организациями мира и консультировал многих глав государств. Методология, которая носит его имя, помогала организациям разных стран достигать достойных результатов и завоевывать ведущие позиции в самых разных отраслях — от банковского дела до индустрии общественного питания и в самых разных структурах — от церквей до правительств. Он основатель и генеральный директор Института Адизеса. Его работы публиковались в Inc. Magazine, Fortune, The New York Times, The London Financial Times, Investor Relations Daily, Nation’s Business и World Digest.
Книги Ицхака Адизеса.
|