Бесплатный юридический консалтинг не имеет пока четкого направления в праве, развиваясь в рамках общих принципов эволюции юридического консалтинга, его целей, структур, механизмов. Это такие направления, как правознание, правотворчество, правоприменение, правообразование, управленческий учет, планирование, контроль и анализ юридических отношений, событий, информационных потоков, бизнес-процессов.
Такой консалтинг служит организации консультационных услуг в доступных информационных системах («Консультант Плюс», иные) и доступными средствами (онлайн, в частности). Любые действия при получении и использовании консалтинговой информации не должны нарушать Закон.
Считают, что бесплатная юридическая консультация обладает такими признаками (характеристиками):
- ориентация на специфическую область права (например, гражданское право);
- интеграционный характер;
- многокритериальность, сложность и трудоемкость критериев, процессов;
- учет организационно-правовых особенностей (структуры);
- результативность;
- разнородность окружения и др.
Система консалтинга для населения и организации (компаний) зависит от:
- типа и правового назначения;
- этапа консалтинга;
- управляемости консалтинг-процессами;
- профессионализма консалтинговой службы;
- тактики и стратегии консалтинга;
- оперативности (иногда «молниеносности») принятия решений после консультирования (помогают программы, приложения, например, мобильные справочные);
- организационной культуры и др.
В зависимости от интенсивности, важности и цикличности осуществления бесплатной юридической консультации, рассматривают внутреннюю, плановую, специальную и внешнюю формы консалтинга.
Такая консультация организует, направляет, обучает, развивает информационные, экспертные системы в праве, расширяет сферу обучения (консультирования). Это наиболее развивающаяся, хотя и с наиболее изменчивой динамикой, система консалтинга в обществе; основа правовой грамотности населения, за которой будущее.