До сих пор у термина «офшор» нет четкого определения. Пока юристы и экономисты «ломают копья», трактуя понятие по-своему, капитал продолжает убегать в различные свободные экономические зоны.
С точки зрения финансового благополучия, правительства стран заинтересованы в минимизации утекающих финансовых потоков. Периодически офшорам объявляется «война», публикуются списки серых и черных зон, усиливается контроль над деятельностью офшорных компаний. Как меняется офшорная индустрия, и как бизнес реагирует на эти изменения?
Офшор уже не тот?
Бурный период становления отечественного бизнеса можно считать завершенным. Офшоры используются не только и не столько для отмывания денег, сколько для налоговых махинаций и защиты капитала. Соответственно и борьба направлена на усложнение подобной деятельности.
Свободные экономические зоны становятся все более прозрачными и несвободными. Некоторые нововведения могут серьезно озадачить, например:
- требование сообщать адрес хранения финансовой документации компании (зачем, если не для возможных проверок?);
- увеличен список документов, необходимых для регистрации фирмы, причем в некоторых странах в перечень включены документы, подтверждающие источники и размер дохода;
- денежные транзакции усложняются требованием банков о неснижаемом остатке на счету;
- повышение тарифов как на регистрацию компаний, так и на проведение банковских операций.
Конечно, серьезных игроков такие требования озадачат, но не более. Тем же, для кого офшорная компания была легким и быстрым способом вывода капитала, теперь придется задуматься: стоит ли игра свеч?
Внутренняя борьба с офшорами направлена, к сожалению, не на улучшение микроклимата для бизнеса, а на упреждение финансовых махинаций. Так, принятые в 2012 году правила трансферного ценообразования исключают самостоятельное регулирование цен взаимозависимыми предприятиями.
Новые правила — новые игроки
Успех в борьбе с офшорной деятельностью весьма условен. Отказаться от ведения бизнеса в свободных зонах для многих компаний невозможно, вся их деятельность построена на принципах конфиденциальности и минимального налогообложения.
Неплохой лазейкой является создание частного фонда. Его плюсы в следующем:
- частный фонд – отдельная юридическая единица, со всеми необходимыми документами;
- учредитель имеет возможность передачи в фонд части активов с дальнейшим их обособлением (обезопасив тем самым свой капитал или имущество от возможного рейдерства);
- в будущем активы фонда не могут использоваться как инструмент погашения обязательств учредителя перед третьими сторонами;
- члены совета фонда могут быть гражданами различных стран и назначаются учредителем.
В целом, для лавирования в современных реалиях приходится идти на построение сложных и запутанных схем. Это влечет за собой дополнительные расходы на юридическую и бухгалтерскую поддержку. Возможно, в будущем борьба с офшоризацией и приведет к возвращению бизнеса в родные пенаты, особенно если будет применяться стратегия не только кнута, но и пряника.