Когда впервые появилась потребность в справочниках, наверное не помнит никто. Возможно, очень давно. Но с уверенностью можно сказать, что справочники, в которых регулярно, порой по много раз в день может обновляться информация, стали возможными только в эпоху Интернета.
Даже в условиях страны с плановой экономикой, какой был Советский Союз, потребность в универсальных и специализированных справочниках компаний, выпускающих или поставляющих ту или иную продукцию, была огромной. И эта потребность удовлетворялась за счет выпуска и периодического обновления специальных отраслевых каталогов предприятий. Но нельзя сказать, что эта периодика покрывала эту потребность полностью. Ассортимент выпуска продукции предприятиями регулярно обновлялся. Причем не только ежегодно, нередко план выпуска продукции корректировался в течение года, да еще и неоднократно. Поэтому предприятия, вид деятельности которых требовал наличия постоянной и достоверной информационной базы, вынуждены были содержать целые службы в формате информационного бюро, которые занимались перепиской с предприятиями — поставщиками и потребителями товаров и услуг, систематизируя их папки с рекламными проспектами на стеллажах и полках офисных помещений.
С появлением и развитием Интернета все эти службы начали переходить в глобальную сеть, принимая форму информационных и деловых порталов, каталогов компаний, справочников предприятий по видам деятельности и характеру поставляемого на рынок продукта. На постсоветском пространстве, начиная с России и Украины, эти процессы стартовали только в конце 90-х годов прошлого столетия. Одним из таких региональных «ветеранов справочного движения» можно назвать каталог компаний city.ck.ua, который сегодня содержит в базе более 6000 предприятий Черкасской области Украины — региона, не самого активного в стране. Черкасский деловой портал — почти ровесник нового тысячелетия, изначально стартовал как городской сайт с универсальной тематикой в апреле 2001 года. С 2004 года портал определился с основным направлением специализации, которым стала справочная служба для бизнеса. Кроме такого раздела, как непосредственно каталог компаний с удобным тематическим рубрикатором, есть рубрики с информацией для субъектов хозяйствования от фискальной службы, от фонда госимущества, тематические публикации в рубриках бизнес-справочника. Есть и также региональные новости прагматичного и общеинформационного характера — без чернухи и пафоса.
Важнейшая характеристика потребительской ценности любого справочника — это его достоверность. На старейшем справочном ресурсе Черкасс и региона отработана система проверки информации, в которой участвуют и сами размещаемые в каталоге компании. Поэтому, не смотря на динамику открытия-закрытия предприятий и изменения их специализации, по отзывам пользователей актуальность сведений о размещенных компаниях — не ниже 90%.