Имя Андрея Мацолы известно украинцам с недавних пор. Он является не просто успешным бизнесменом, которому удалось основать пивоваренную компанию, но и, несмотря на кризис, за сравнительно короткий период вывести Першу Приватну Броварню в ТОП-4 ключевых игрока на украинском рынке. В чем секрет такого успеха, и какими чертами характера нужно обладать, чтобы стать влиятельным предпринимателем?
С детства Андрей Мацола занимается спортом, отдавая предпочтение боксу. По словам предпринимателя, именно любовь к боксерским рингам закалили его характер, что в следствие повлияло на будущую жизнь. Ведь где, как не на ринге, можно научиться стойко держать удар и быть готовым к любым поворотам судьбы? Кроме того, бесконечные изнурительные тренировки научили его не пасовать перед трудностями, а смело и стойко идти вперед. Даже сейчас, проводя собеседования на ключевые должности в своей компании, Мацола интересуется у потенциальных кандидатов, занимаются ли те спортом. Мацола убежден, что именно спорт способен дать тот стержень, что необходим для ведения успешного бизнеса.
Роль спорта – не последняя в истории и карьере Андрея Мацолы. Возможно, благодаря такому подходу к жизни ему и удалось достичь успеха, и вот уже более десяти лет являться главным акционером и СЕО Першої Приватної Броварні.
Впрочем, «алкогольным» бизнесом Мацола занимался с середины девяностых годов, основал дистрибьюторскую компанию «Олмар». Он вспоминает, что с братом на двоих у него были старенькие «Жигули», используя которые они развозили товар по львовским магазинам. Первый успех не заставил тружеников долго на себя ждать – уже через несколько лет «Олмар» получил контракт на поставки пива концерна Baltic Beverages Holding (ВВН).
Такое сотрудничество с ключевым игроком на рынке способствовало быстрому развитию компании, которая с локальной фирмы превратилась в крупнейшего дистрибьютора Западной Украины.
Были и неудачи. Андрей Мацола вспоминает, что после конфликта с ВВН перед руководством компании остро стал вопрос о развитии. По словам Мацолы, это было логичным завершением, ведь перед дистрибьюторами рано или поздно появляется выбор – ритейл или собственное производство. Выбор Андрея пал на второй вариант и был выигрышным вариантом.
Будучи боксером, Мацола знал, что в любом деле нужно тщательно продумывать каждый свой шаг. В 2002 году он инвестировал заработанные периодом существования «Олмар» $175 000 в открытие собственного пивного завода. Для этого предприниматель приобрел бывший овощной склад, на месте которого построил небольшое производство пенного напитка. У команды Андрея Мацолы было четкое видения продажи продукции, но они хотели предложить украинцам альтернативу привычного пива – уникальный продукт, выпущенный небольшими партиями по авторским рецептам. Сказано – сделано, и уже через некоторое время во львовских магазинах появилось пиво под названием «Галицький Бровар».
Мацола много экспериментировал, находясь в постоянном поиске авторских и давно забытых рецептах классического пива. Но производство оказалось нерентабельным, потому что срок годности полученного продукта был очень небольшой. Пришлось искать другие пути.
Этот период своей жизни Мацола называет самыми тяжелыми в своей профессиональной работе. Нужно было оперативно делать выбор – либо заниматься производством пенного напитка на другом, более масштабном уровне, или искать другую сферу деятельности.
Мацола положился на собственную интуицию и рискнул открыть полноценный завод. Его, по сути, пришлось строить с нуля, воспользовавшись кредитом в $2,5 млн, предоставленным банком. Так родилась «Перша приватна броварня» (ППБ)
Нужно было также провести работу с потребителем, рассказав ему, что помимо пивных гигантов на рынке есть небольшие частные компании, которые могут предоставить людям более качественный продукт, сваренный по классическим рецептам. Именно эта идея была заложена в самом названии компании, ставшем брендом. Кстати, вспоминает Мацола, многие люди отговаривали его от названия «Перша приватна броварня», справедливо считая его длинным и не запоминающимся.
Позиционировалась продукция как handmade, и «Перша приватна броварня», были первыми производителями, которые вышли на телевизионную рекламу крафтового пива. Такая стратегия дала результаты уже за первые годы работы, завоевав 6% западного рынка любителей пенного напитка.
Первые трудности тоже не заставили на себя долго ждать – стремительно росли продажи пива в пластиковых бутылках, что не могла себе позволить линия львовского завода. Потому пришлось инвестировать еще $1,8 млн в оборудование. Средства которые инвестировались были взяты снова в банке.
Благодаря такому решению, «Перша приватна броварня» начала изготовлять на 2 миллиона литров пива больше, чем в предыдущие года. Но все равно спрос на продукцию был больше, чем мог позволить выпускать Мацола. Снова перед руководством стал вопрос о расширении. Обратившись к руководству Европейского банка Реконструкции и Развития, пивоварня получила право стать участником программы по энергосбережению для малого и среднего бизнеса UKEEP, в рамках которой банк дал компании $17,6 млн в кредит. В 2014 банк назвал Першу приватну броварню эталоном прозрачного бизнеса.
Сегодня прибыль компании растет, как и количество международных партнеров. А сам Андрей Мацола признался, что ему пришлось отказаться от увлечения детства – бокса, и всерьез заняться участием на пивном ринге Украины. У компании достаточно амбициозные планы, ведь Андрей Мацола планирует завоевать любовь к украинскому пиву среди европейских потребителей. Судя по тенденции, у него это обязательно получится, а мы продолжим следить за динамичным развитием Першой Приватной Броварни в Украине и мире.
Источник: Forbes.net.ua