Проблемы, встречающиеся в корпоративной жизни любой компании, важно правильно идентифицировать, диагностировать – выявить их причины. Зачастую причина может заключаться в той последовательности действий (во всех или в каких-то отдельных), которые необходимо сделать. Иными словами, запланированная работа, которая была проделана «от и до», заключала в себе какой-то изъян. В результате – была выполнена неправильно.
Здесь необходимо выделить три наиболее распространенные причины возникновения проблем:
- когда? – то есть время, на которое была запланирована работа, выбрано совершенно неправильно, неподходяще. Или же возможна другая «временная» ситуация, когда проблема была вовремя не решена, а в результате она разрослась в крупные масштабы. Здесь важно понимать о правильности сроков;
- что? – один из ключевых пунктов, когда необходимо идентифицировать, что именно неправильно было сделано;
- кто? – важная составляющая в диагностике решения проблемы. Важно определить, обладал ли сотрудник соответствующей квалификацией, руководился ли он корпоративными или личными интересами.
Сложность проблемы квалифицируется наличием определенного количества составляющих. Если в определении причины проблемы были выявлены все три составляющие – когда? что? кто? – эта проблема называется сложной.
Как определить причину и решить проблему?
Постановка диагноза – сложный и трудоемкий процесс, где необходимо приложить максимум усилий, стараний, найти достаточно времени. Причем слово «диагноз» здесь выбрано неслучайно. Врачи, прежде чем выявить причину заболевания, диагностируют пациента путем всевозможных исследований, анализов, тестов. И чем глубже проблема, тем больше усилий нужно приложить врачу, тем больше времени занимает постановка диагноза.
И здесь следует избегать соблазна вешать ярлыки. Принципиальная позиция многих руководителей – вина исполнителя. То есть вся ответственность, даже без выяснения причин, перекладывается на одно лицо. Это стандартная и излюбленная стратегия, так как для обвинений и осуждений не нужно много стараться, не нужно много времени.
По мнению многих специалистов, в том числе Хоффмана, человек всегда стремится сделать минимальными затраты энергии во всех ситуациях, где это возможно. Стратегия выбирается с наименьшей энергозатратностью. Это легко демонстрируется на бытовых примерах: мы всегда стремимся припарковаться ближе к выходу, чтобы не делать лишних шагов от офиса, спортзала или магазина к автомобилю.
Диагностируя проблему, человек стремится очень быстро принять решение. Обычно это решение диктуется нашим обычным психологическим поведением – сбрасывание вины на другого. Это очень легкий путь, который не требует особых затраты сил и времени.
Если переводить это на религиозный язык, то проблема приписывается Дьяволу или Богу. В первом случае говорится о вынужденном совершении дела – Дьявол заставил, вынудил. Во втором случае все приписывается Божьей воле. И в том, и в другом случае, разумеется, речь не идет о высших материях. Все очень просто – человеку так легче думать, ему легче перекинуть вину на кого-то или на что-то.
Кстати, в восточных культурах все происходит несколько иначе. Там люди отличаются несколько фаталистичным сознанием. Иными словами, если произошло некое событие, то оно должно было произойти – ничего не поделаешь. И на этом поиск причины возникшей проблемы теряет смысл.
Например, одно из крайних проявлений такой примитивной стратегии – расизм. Случилось что-то негативное в мире, какой-то серьезная проблема? Ну конечно, всему виной чернокожие. Они – главное зло нашего благополучия.