В отрасли организации перевозок есть много направлений деятельности, без проведения мероприятий в которых весь имеющийся на сегодняшний день бизнес попросту застопорится. К таким направлениям можно отнести и транспортно-экспедиционную деятельность, которая в Украине, учитывая географическое положение страны, достигла широкого размаха. Сегодня работа экспедиторов – это тоже бизнес, который государство старается контролировать, не только облагая налогами, но и повышая эффективность работы предприятий в этой сфере. Так, ныне экспедиторские компании Одессы и других приграничных регионов страны вышли на качественно новый уровень своего развития.
Транспортно-экспедиционные услуги в Украине
Стоит отметить, что ныне деятельность таможенных брокеров и других компаний, предоставляющих транспортно-экспедиционные услуги, чётко регламентируется украинским законодательством. Касается это всех отношений, которые имеются при экспедировании грузов вне зависимости от вида транспорта (если, конечно, это не трубопроводный). Этот факт нужно учитывать, если есть желание сделать своё предприятие эффективным.
К сожалению, многие предприниматели, вливающиеся в эту сферу, толком не могут уяснить для себя суть таких понятий, как «экспедитор», «транспортно-экспедиционная услуга» и пр. К примеру, ТЭУ представляет собой деятельность, связанную с перевозкой грузов на экспорт, импорт или транзитом согласно договору экспедирования. Экспедитор – это работник, который и отвечает за то, чтобы комплекс таких работ был не просто выполнен, а выполнен эффективно. Из-за непонимания этих азов количество грамотных таможенных брокеров и других компаний на рынке услуг в Украине сегодня не так велико, как хотелось бы. Только светлые пятна типа компании «Eksigroup» спасают положение дел.
Анатомия отношений между экспедитором и заказчиками
Брокеры (они же – экспедиторы) действуют по предварительной договорённости с грузополучателем и грузоотправителем, выполняя их поручения. При этом экспедиторам не разрешается вмешиваться в хозяйственную деятельность транспортных организаций. То есть такие предприятия являются посредниками. Впрочем, иногда таможенный брокер может объединять в своём лице не только брокера, но и логиста, и транспортную организацию, предоставляя услуги в комплексном формате.
Кто чьи интересы в данном случае представляет? Всё зависит от условий трёхстороннего договора, в котором экспедитор может выступать как от имени заказчика услуг, так и будучи самостоятельной в юридическом плане организацией. В самом же договоре могут быть оговорены условия поручений, комиссий, хранения, перевозки, подряда и так далее. В зависимости от этих условий формируется ответственность экспедитора перед грузоотправителем и грузополучателем. Как можно догадаться, основной объект ответственности – это перевозимый товар.
В классическом понимании к деятельности таможенного брокера относятся грузовые операции (погрузка и разгрузка), проверка состояния и количества товара, уплата пошлин и таможенных сборов, хранение груза, получение и оформление документации. За свою работу экспедитор получает своеобразное вознаграждение, которое высчитывается согласно тарифу.
Как видно, отношения между таможенными экспедиторами и компаниями-заказчиками очень интересны с юридической и финансовой точек зрения. Все эти моменты обязательно необходимо учитывать, когда решено основывать предприятие, предоставляющее транспортно-экспедиционные услуги, или подыскивать подходящего партнёра в этой сфере.