В условиях становления и развития бизнеса сотрудники компании представляют собой самую большую ценность. Люди – это не орудие труда, это актив организации, который необходимо беречь и особо ценить. Именно поэтому остро стоит вопрос пересмотра подходов к управлению персоналом, а также концептуальных изменений в коммуникации между руководством и подчиненными. Чтобы команда работала высокопродуктивно, необходима мотивация каждого конкретного человека. Мотивация персонала – это создание особых стимулов для работы, побуждающих качественно и в кротчайшие сроки достигать поставленных целей компании.
Мотивационная система оздоравливает и укрепляет организацию: снижает текучку кадров, привлекает и удерживает высококвалифицированных специалистов, создает позитивный микроклимат внутри структуры, а также повышает лояльность сотрудников к компании.
Достижение положительного результата зависит от того, какие методы стимулирования персонала используются.
Методы мотивации сотрудников
Чаще всего, рассматривая мотивацию, выделяют три основных группы методов.
-
Административные (метод кнута). Власть, дисциплина и наказание – триада метода по обеспечению качества работы.
-
Экономические (метод пряника). Самый распространенный метод в компаниях. Денежные выплаты, вознаграждения, надбавки к заработной плате, премирование – далеко не полный список возможных рычагов мотивации.
-
Социально-психологические. Премия, оплачиваемый отгул, загранкомандировка, бесплатное обучение – это, конечно, хорошо, но зачастую недостаточно, чтобы возникло желание развиваться как личность! В таких случаях руководитель должен использовать нематериальные методы: публичную похвалу за успехи, профессиональные конкурсы, культурные мероприятия для сотрудников и т. д.
Оценка мотивации персонала – важная задача для руководства. Проводить ее можно в два этапа.
-
Первичный этап – при собеседовании. Цель – выяснить заинтересованность сотрудника в компании, его точку зрения по поводу перспектив роста в коллективе. Технология найма (перформия) при правильном подходе обязательно принесет компании ощутимую пользу, выраженную в качественном и количественном удовлетворении спроса на работников.
-
Вторичный этап – в процессе работы. Цель – выявить работников с высоким потенциалом роста в компании, оценить степень их заинтересованности в карьерном росте и развитии.
Мотивация работников нужна для того, чтобы добиться эффективной работы всего коллектива. Система мотивации должна быть разработана с учетом потребностей всех и каждого в отдельности, а также с учетом всех индивидуальных факторов в организации. Целью должно быть создание компании, наполненной только продуктивными людьми (перформерами (двигателями прогресса) и делателями (исполнителями)). Чтобы бизнес приносил прибыль, нужно анализировать показатели каждого сотрудника и чуть что – избавляться от создателей проблем (сотрудников, которых, кроме как обузой, никак не назовешь).