Конфликты возникают повсеместно в общении, на работе между коллегами или с начальством, между организациями, партнерами, странами. В основе споров специалисты выделяют причины, которые могут взаимно дополняться: интересы, базовые ценности, финансовая выгода, религиозные убеждения, личные мотивы. Скрытые или явные, они имеют свойство создавать напряженность, ухудшать отношения, и в зависимости от ситуации вовлекать в этот процесс других участников.
Разрешение конфликтов
Способы выхода из конфликта бывают различными. В тех случаях, когда требуется профессиональное вмешательство, применяется медиация. В переводе с английского это слова означает посредничество. Принцип такого подхода заключается в привлечении третьей нейтральной стороны, которая беспристрастна и не имеет отношение к конфликтующим лицам или группам. Главная задача – это из клубка предъявляемых претензий, обид, агрессии найти решение, которое будет соответствовать их потребностям и интересам.
Когда необходимо привлекать медиаторов
Специалистов рекомендуется привлекать, когда конфликтующие стороны:
- настроены радикально и агрессивно
- не хотят принимать или слушать друг друга
- перестают объективно реагировать на слова или действия другой стороны.
А также в ситуациях, когда:
- наносится вред здоровому климату коллектива,
- все большее количество людей вовлекается в спор,
- снижается производительность труда.
Кто может помочь в разрешении спора
Ввиду специфичности такой работы, рекомендуется заказывать услуги медиации у специалистов компании, специализирующейся в этой сфере. Только обученный профессионал с опытом работы способен:
- понять нагромождение психологических, экономических, социальных переплетений и мотивирующих факторов;
- вычленить из всего этого наносное и деструктивное, найти рациональное в предложениях и аргументах, а также точки соприкосновения и принятия для каждой стороны.
В зависимости от темы спора, привлекаются специалисты с определенными знаниями. Это могут быть внутрисемейные проблемы, конфликты в коллективе, сложности в отношениях между партнерами или совладельцами бизнеса. На практике, для медиации привлекается команда из нескольких специалистов. На предварительной встрече заказчики могут с ними познакомиться лично и определить уровень совместимости для дальнейшей работы.
Что влияет на успешное урегулирование спора
Медиация имеет неформальный характер. Поэтому, важным условием успешной работы является уровень доверия к переговорщикам, а также открытость и готовность к сотрудничеству участников спора. Конфиденциальность получаемой информации также обязательное условие всего процесса.
Фокусируясь на предмете спора, специалисты последовательно выполняют ряд мероприятий, направленных на:
- Выявление глубинных мотивов и причин.
- Поиск различных путей выхода из кризисной ситуации.
- Согласование различных альтернатив.
- Достижение предварительных договоренностей.
- Выработку условий и последовательных действий, которых будут соблюдаться.
- Промежуточный мониторинг и обсуждение достигнутого прогресса.
- Внесение корректив при необходимости.
Процесс медиации происходит через общение и направлен на улучшение отношений, понимания точки зрения другой стороны, а также способности поиска решений и консенсуса. Позитивный по своей сути, такой способ менее затратный, этичный и результативный.