Сознательно или подсознательно, но человек всегда стремиться к лучшему. В науке подобное стремление приводит к эволюции и прогрессу, в бизнесе — к феномену, который специалисты называют «Сила ожидания» (Power of Expectation).
Данный феномен впервые был замечен американскими маркетологами в конце 60-х, после бума высоко технологических товаров на рынке Америки. Тогда компьютеры, факсы и копировальные машины хоть и позволяли работать более продуктивно, но стоили запредельно дорого и поэтому были доступны лишь богатым и успешным компаниям. В связи с этим, со временем, появилась интересная ассоциативная связь между наличием, скажем, факса в офисе и успехом компании. Если у компании был факс, то логически следовало, что компания успешна. Аналогично, если компания успешна, у нее просто обязан был быть факс. Такая ассоциация превратилась в парадокс и многие успешные компании стали покупать факс, только что бы соответствовать титулу «успешной», хотя в использовании факса по сути не нуждались. Факс был необходим что бы оправдывать ожидания.
Сегодня это также актуально. А потому каждый предприниматель непременно должен базировать свои действия по масштабированию бизнеса на ожиданиях потребителя. Это верный ключ к успеху и согласно принципу Парето, чтобы достичь этого успеха, не обязательно делать 80% дел. Важно вычленить те 20%, которые принесут 80% успеха.
Типы ожиданий
Существуют разные типы ожиданий – с точки зрения психологии, экономики и прочих сфер.
- Ожидания, как предположения
Смысл состоит в психологической визуализации. То есть, что ожидаете – то и получаете. Проявляется это ожидание в поведении. Например, клиент очень громко отзывается о каком-либо товаре. Своим поведением он демонстрирует свое отношение к товару и свое ожидание от подобного товара.
- Эффект «плацебо»
В данном контексте, это легенда о товаре, «сарафанное радио». То есть, стоит распространить убеждение о том, что данный товар подходит всем, как у потребителя формируется ожидание нужного ему результата.
- Личные ожидания
Это, пожалуй, наиболее сложные ожидания. Они основаны на индивидуальных, часто скрытых, потребностях конкретного потребителя. Исследование этих ожиданий необходимо в том случае, если создается продукт с особенными качествами и оригинальными функциями.