Последнее время все чаще и чаще можно слышать слово «чиллер«. Для большинства из нас это неизвестное слово, которое вызывает много вопросов и личных догадок. Чтобы вы не гадали, расскажем детальнее, что же это такое.
Чиллером называют такую холодильную машину, основной функцией которой есть охлаждение жидкого теплоносителя. Видов их существует достаточно много. Но в основном все чиллеры можно разделить на:
- абсорбционные чиллеры;
- парокомпрессионные чиллеры.
Рассмотрим детальнее каждый из видов и его особенности.
Абсорбционные чиллеры
Для работы абсорбционного чиллера используется не электрический ток, а бросовое тепло, который так или иначе появляется на больших предприятиях, заводах и даже во время работы автомобиля, которое выбрасывается в атмосферу в различных формах.
Главными рабочими компонентами в таких установках, которые и совершают процесс охлаждения, есть раствор, что может состоять из двух или трех «ингредиентов». Наибольшей популярностью пользуются чиллеры с бинарным раствором, где одним компонентом есть абсорбент (элемент, который поглощает или всасывает в себя из раствора или газа другое вещество) и хладагент. Основными требованиями к таким веществам есть:
- хладагент должен хорошо растворятся в абсорбенте;
- температура кипения абсорбента должна быть значительно выше, нежели хладагента.
В большинстве случаев используются такие пары:
- вода (абсорбент) и аммиак (хладагент);
- бромистый литий (абсорбент) и вода (хладагент).
Парокомпрессионные чиллеры
Парокомпрессионные чиллеры отличаются тем, что для процесса охлаждения необходимо пройти такие этапы:
- компрессию;
- конденсацию;
- дросселирование;
- испарение.
С самого начала хладагент, который находится в газообразном состоянии, идет на вход компрессора, там под определенным давлением и температурой сжимается и нагревается. Дальше направляется в конденсатор, где происходит процесс охлаждения под тем самым давлением. Во время этих действий образовывается конденсат, который стекает в дроссель, где происходит быстрое расширение вещества. Следующий пункт назначения — испаритель: теплоноситель забирает у хладагента холод, где тот так же под давлением испаряется.