Как главному бухгалтеру оценить компанию и принять дела

01.09.2021

Каждый развивающийся специалист в бухгалтерском учете мечтает занять топовую позицию — стать главным бухгалтером. Руководитель бухгалтерской службы — это не только долгожданная должность. При получении желаемой позиции автоматически происходит увеличение функций, обязанностей, ответственности и принятия решений. При смене компании главный бухгалтер сталкивается с вопросом — как выбрать новую работу. Вы можете обратиться к специалистам, чтобы получить полезную консультацию на что обратить внимание при приеме/передаче дел. Ориентир должен быть не только на финансовое вознаграждение, но и на внутреннее содержание компании — от этого зависит во многом Ваш комфорт в работе и будущее.

Для начала определимся, сколько у нас есть времени на изучение компании. Предыдущий коллега подает заявление об увольнении по собственному желанию – то есть 14 календарных дней или 10 рабочих дней. Пока собственник подыскал подходящую кандидатуру, что достаточно непросто, прошло еще несколько дней. И вот Вы приступаете к знакомству с компанией и ее состоянием в бухгалтерском учете. За столь короткий срок не удастся проверить все. Но выводы нужно сделать и принять для себя важное решение – остаетесь Вы на этом рабочем месте или нет, справитесь Вы с бухгалтерским учетом (его состоянием) или необходимо погрузиться в прошлые годы и скрупулезно все исправлять.

Алгоритм действий:

  1. Первое на что необходимо посмотреть – устав, разрешительные документы, лицензии, если деятельность лицензирована. Не бойтесь запросить данный пакет – это не конфиденциальная информация, и она важна бухгалтеру для контроля за оформлением сделок.
  2. Ознакомьтесь с наличием отчетности и ее периодичностью подачи. Если отчетность отсутствует, или Вы уже на первый взгляд можете определить ее некорректное исправление, делаем первые выводы.
  3. Проверьте состояние личного электронного кабинета компании – нет ли задолженности по какому-то налогу, наличие данных из 20-ОПП, ознакомьтесь с учетными данными плательщика.
  4. Если компания плательщик НДС- проведите осмотр регистрации налоговых накладных – блокировка, признаки сомнительности, просрочка.
  5. Уточните о сверках с контрагентами и с контролирующим органом, как давно была проверка, с какой периодичностью происходит сверка взаиморасчетов с покупателями и поставщиками.
  6. Ознакомьтесь с кадровым учетом, в каком состоянии находятся личные дела, табеля учета рабочего времени, есть ли подписи на документах, заявления.
  7. Посмотрите на баланс и оглянитесь вокруг. Если Вы видите вокруг себя изобилие мебели, оргтехники и прочих основных средств, а в балансе соответствующие строки пусты или минималистичны – также повод задуматься. Вы можете инициировать инвентаризацию – но это не является обязательным механизмом до вступления в должность главного бухгалтера.
  8. Проведите осмотр первичной документации – выборочно. Придумайте механизм, по которому Вы будете случайным образом осматривать полноту отображения операций. Возможно это суммы операций свыше какого-то значения, или наименование контрагентов начинаются на определенную букву. Таким случайным подбором Вы сможете ознакомиться с общей системой контроля и обеспечения первичной документации.
  9. Загляните в регистры бухгалтерии – возможно это будет известный программный продукт. «Прощелкайте» оборотно-сальдовую ведомость за закрытый период. При умении ею пользоваться Вы сразу определитесь с качеством бухгалтерского учета.

Если при осмотре компании Ваш коллега, который занимал эту позицию уже отсутствует – необходимо составить акт приемки передачи дел, внести свои комментарии в него и принять дела от директора компании. Донесите собственнику Ваше мнение и видение выхода из этой ситуации. Возможно придется проводить исправления прошлых непроверенных периодов, Вы должны оценить свои силы, возможности и финансовое вознаграждение за эту работу или пригласить специалиста по восстановлению и исправлению бухгалтерского учета.