Перед покупкой автомобиля многие будущие владельцы транспортного средства задумываются над вопросом: «Какой двигатель выбрать — работающий на бензине или на дизельном топливе?» Вообще, оптимальный для каждого автолюбителя вариант зависит от комплекса факторов, а не только от типа горючего и особенностей функционирования мотора. Поэтому в любом случае выбор силового агрегата обуславливается также регионом эксплуатации авто, функциональным предназначением, типом кузова и прочими моментами.
Для кого-то важно, насколько экономно машина расходует топливо. Других интересует, за какое время автомобиль разгоняется до сотни, или его максимальная скорость. Для владельца фермерского хозяйства в сельской местности и жителя крупного мегаполиса оптимальными машинами будут совершенно разные модели. Однако что дает выбор дизельного двигателя в противовес бензиновому и наоборот? Первый аргумент для экономных автолюбителей: ДТ купить оптом или в розницу несколько дешевле, чем бензин. Правда, это справедливо для таких марок, как А 95 или А 98. А вот бензин А 92 и дизтопливо сегодня стоят практически одинаково.
Как функционируют силовые агрегаты
Общее у обоих типов моторов то, что они являются двигателями внутреннего сгорания. Однако принцип работы у каждого разный.
От искры разгорится пламя
Особенность силовых агрегатов, работающих на бензине — формирование смеси топлива и воздуха происходит не в цилиндре, а во впускном коллекторе. Окончание такта сжатия знаменует собой важное событие: воздушные и бензиновые пары перемешиваются, и образуют рабочую смесь. Далее происходит ее равномерное распределение по всему объему. Сжатие приводит к тому, что температура повышается до +500˚С. Однако бензин воспламеняется при более сильном нагреве. Чтобы получить искру, нужны свечи зажигания.
Я сожму и согрею тебя «в объятиях»
В дизелях основные события происходят в цилиндре двигателя:
- Воздух сжимается под действием давления примерно от 30 до 50 атмосфер, что вызывает повышение его температуры до +900˚С.
- В камере сгорания происходит распыление ДТ.
- Испарение небольших капелек горючего приводит к образованию смеси топлива и воздуха.
- Происходит самовоспламенение и сгорание смеси.
Сравнение важных эксплуатационных характеристик двигателей
А теперь «пробежимся» по основным параметрам дизелей и бензиновых моторов.
Мощь и эффективность работы
В дизелях рабочая смесь сгорает с большей эффективностью. Сильное сжатие (более чем в два раза большее по сравнению с бензиновыми вариантами) позволяет получить преимущество по КПД в 40%, а расход топлива снизить на 20%. Однако работающий на бензине силовой агрегат более мощный. Так что пока 1 : 1.
Ой то не гай шумить!
Высокое давление, при котором сгорает горючее в дизелях, имеет и «обратную сторону медали» — такой агрегат шумит и вибрирует гораздо сильнее. Однако использование современных шумоизоляционных материалов позволяет добиться отсутствия дискомфорта. Так что здесь никто не получает баллов.
Безопасность эксплуатации
Более медленное испарение ДТ позволяет говорить о низком риске его возгорания. К тому же в таких моторах вообще отсутствуют свечи зажигания. Так что 2 : 1 — дизельные «движки» вырываются вперед.
Практичность и долговечность
Тут ситуация неоднозначна — с одной стороны, дизельный силовой агрегат в теории должен прослужить дольше. Ведь его конструкция, в частности жесткость и прочность блока цилиндров, говорят в пользу такого выбора. Однако существует другой нюанс — необходимо использовать качественное дизтопливо. В противовес конкурирующее решение отличается меньшей зависимостью от горючего не лучшего качества. Поэтому смело добавляем по баллу каждому «движку».
Стойкость к низким температурам
Тут победитель однозначен — бензиновый двигатель выигрывает и сравнивает счет. Конечно, можно использовать специальные «зимние» сорта ДТ. Однако прогрев таких моторов требует больше времени. Так что достигнуть комфортной температуры можно только в течение примерно четверти часа.
Кто же победит?
Вот еще несколько важных показателей:
- Дизель — отличный выбор для внедорожников, так как такой «движок» не боится воды, ведь электрика нужна только для запуска. 4 : 3.
- В обслуживании и ремонте дизеля дороже — 4 : 4.
Бензиновые авто с аналогичными характеристиками стоят дешевле, однако более высокий расход горючего делает приобретение конкурирующего решения более выгодным в долгосрочной перспективе. Снова ничья — в итоге 5 : 5.