В поисках информации об искусственном интеллекте редакция интернет-портала SPEKA поинтересовалась мнением IT-бизнесмена Сергея Токарева о развитии этой технологии. Во время беседы предприниматель рассказал об огромном влиянии AI на различные отрасли, включая программирование и медицину, а также упомянул о важности внедрения инноваций в украинские бизнесы.
AI-революция в программировании
Сергей Токарев сообщил, что ключевая сфера интересов технологической компании Roosh связана именно с AI и ML, ведь это новый тип автоматизации. Сегодня любой технологический стартап использует машинное обучение. По мнению инвестора, уже через 3-5 лет ML превратится в commodity. Поэтому перед Roosh стоит глобальная задача — стать центром притяжения для ML и AI-специалистов: менеджеров, программистов, инвесторов и т. д. Украинская фундаментальная математическая школа даёт такую возможность.
Главными центрами развития AI в мире признаны Китай и США. Причём Китай вырывается в лидеры. Ещё лет десять назад он начал активно поддерживать стартапы на государственном уровне. Ежегодно в этой стране запускается более 1000 проектов, связанных с AI. И раз уж эти регионы заняли первый эшелон развития ИИ, Украина должна успеть занять второй, считает Токарев. И здесь есть с кем конкурировать. Речь идет о Франции и Германии, которые также поддерживают развитие высоких технологий. Но в этих странах всё происходит в научных кругах. К примеру, университетские профессора не только передают студентам профильные знания, но и дают им шанс попрактиковаться. Как следствие, на базе вузов регулярно запускаются ИИ-стартапы.
Влияние AI на программирование
Искусственный интеллект, вероятнее всего, заменит собой разработчиков, считает Сергей Токарев. Он отмечает, что люди будут разделены на несколько групп: тех, кто будет писать алгоритм, и тех, кто будет его использовать. Машинное обучение уже стало причиной больших перемен в программировании — взять хотя бы создание lowcode- и nocode-платформ.
Приблизительно 30% портфельных компаний Roosh уже пишут под себя такие платформы. Предприниматель отмечает их высокую скорость работы, а также огромную экономию. Машина способна находить лучшие решения, не требуя больших затрат на излишние вычисления. К примеру, средства, которые идут на оплату хостинга, можно будет сократить втрое.
Спрос на разработчиков
Во время пандемии люди преимущественно сидели дома, что привело к необходимости обновить электронику для работы и развлечений. Раньше спрос на такую продукцию увеличивался на 30% в год, а сегодня — на 200-300%. Это коснулось не только полупроводников и девайсов, но и программного обеспечения. Сейчас речь идёт даже не о диджитализации, а о редиджилизации — полном переосмыслении процессов, которые ранее были диджитализованы. Эту работу возьмёт на себя машинное обучение.
Поэтому необходимость в разработчиках никуда не денется и будет расти ещё много лет, уверен инвестор. «Простым» программистам достаточно будет адаптироваться к новым технологиям. Без работы останутся только лентяи, которые не хотят переучиваться.
Тестировщикам приготовиться
AI полностью заменит профессию тестировщика, и это коснётся всех секторов, даже игровой индустрии, прогнозирует Сергей Токарев. В его венчурной студии Pawa уже есть несколько прототипов на базе искусственного интеллекта. Так что направление QA «умрёт».
А вот дизайнерам работать станет проще. Свои идеи они смогут генерировать при помощи нейросетей. Между тем на их плечи ляжет другая задача — идеи. Дизайнерам останется придумывать то, что машина не может сгенерировать самостоятельно. Креативность ИИ, по мнению бизнесмена, стоит под большим вопросом: он может подражать творениям человека, но не может творить сам.
Влияние AI на медицинскую сферу
Наибольших изменений стоит ждать в медицине, предполагает Сергей Токарев. Причём они произойдут в любом случае — даже без AI. Жесткие нормы и правила этой отрасли антиинновационны, что в некоторых случаях делает нетрадиционную медицину более эффективной.
Основатель Roosh отметил, что ему очень нравится подход компании Whoop, создающей фитнес-трекеры с аналитическим приложением. Человек обучает программу своим привычкам, а через месяц она уже самостоятельно фиксирует активность юзера: его занятия спортом, употребляемые им спиртные напитки, курение и т. д. Фитнес-трекер задаёт вопросы, а его носитель должен честно на них ответить.
По мнению Сергея Токарева, революция в медицине произойдёт благодаря возможности AI собирать и анализировать данные. Подобные устройства пригодятся для всех людей, и особенно для детей. Через несколько лет они смогут накопить достаточное количество информации о работе организма, и это будет гораздо эффективнее традиционного медицинского оборудования. Оценка работы сердца за пять лет ношения трекера, скорее всего, окажется объективнее, чем результаты 10-минутной кардиограммы.
Конечно, фармацевтические компании и регуляторы будут мешать, поскольку в большинстве случаев необходимость в их продуктах исчезнет. Прорыв произойдёт даже с точки зрения повышения качества жизни и, как следствие, долголетия.
Планы Roosh в нише Healthtech
Среди партнёров студии Pawa есть человек, который в прошлом работал хирургом, сообщает Сергей Токарев. Он разработал AI-помощника, оснащённого камерой и планшетом. Благодаря камере проводится осмотр места оперирования, а данные выводятся на планшет. Следуя подсказкам программы, врач может быстро и эффективно выполнить надрез по указанной линии. Эту разработку позже выкупил медицинский гигант Medtronic, а автор идеи занял должность вице-президента по диджитализации. В настоящее время Roosh вместе с этим партнёром обсуждают создание нового проекта по конкретному направлению хирургии.
По словам инвестора, Украину уже сейчас можно считать передовым регионом в цифровой медицине. Взять хотя бы украинскую систему Е-health: вся медицинская информация граждан хранится в единой базе. В других странах этого нет. Например, в США система пытается скрыть от людей даже их собственные данные, чтобы они не занимались самолечением.
Сергей Токарев также отметил, что, владея полной картиной медицинских данных граждан, можно легко построить скоринговые модели, сделать крутой предикшн и понять, когда следует обратиться к превентивной медицине. Это не только выгоднее для бизнеса, но и правильнее с точки зрения этики — не давать человеку болеть.