Думали ли вы когда-нибудь о том, как отрасль может выжить и процветать в условиях полномасштабной войны? Устойчивость и адаптивность украинского ИТ-сектора, несмотря на продолжающуюся войну, является увлекательным примером, демонстрирует это.
Война в Украине создала проблемы в различных секторах экономики и, конечно же, не обошла стороной информационные технологии (IT-направление). Угрозы физической безопасности сотрудников, риски потери данных и другие киберугрозы первых месяцев после вторжения сменились сбоями в подаче электроэнергии, повреждениями инфраструктуры, большими периодами отсутствия специалистов онлайн из-за отсутствия интернет-покрытия ближе к концу 2022 года. Все это негативно отразилось на функционировании традиционно самой процветающей и богатой отрасли украинской экономики.
Поскольку украинский IT-сектор ориентирован прежде всего на аутсорсинг, то заказчики услуг так или иначе заинтересованы в минимизации рисков для своих проектов. Они принялись инициировать переезд украинских специалистов за рубеж и/или начали поиски новых исполнителей в других странах. Подобные тенденции, конечно же, тоже негативно отразились на положении дел у главных IT-гигантов Украины.
С подобными трудностями столкнулась и компания мецената Егора Буркина, но, как говориться, все познается в сравнении. IT-сфера намного более гибкая, чем, допустим, промышленное производство или сельское хозяйство. Отрасль оперативно адаптировалась к новым реалиям, создали малые офисы за границей, наладила удаленную работу сотрудников на территории Украины. Более того компании не только работают сама, но и стали одним из главных доноров волонтерского движения Украины.
Что происходило с IT-сектором за год первый полномасштабной войны?
Еще до начала полномасштабного вторжения украинская отрасль информационных технологий вела себя по-разному. Некоторые компании подумали о запасном плане и в конце 2021 — начале 2022 года предлагали, как минимум, релокацию сотрудникам в офисы, расположенные в западных областях Украины или даже за рубеж. Были и те, кто до конца верил, что полномасштабной войны не будет и убеждал в этом свой персонал. В результате, например, в Харькове — одной из IT-столиц Украины — работа отрасли была полностью парализована и восстановление начинается только сейчас, то есть через год после вторжения.
Представьте себе отрасль, сталкивающуюся с многочисленными проблемами — перебои в подаче электроэнергии, киберугрозы, проблемы физической безопасности, но при этом не только выживающую, но и вносящую активный вклад в экономику и общество страны.
В любом случае уже после полномасштабного вторжения большинство крупных игроков были вынуждены релоцироваться, то есть перенести свою деятельность в другие регионы — в западные области Украины или за рубеж. Компании из относительно спокойных регионов (Львов, Винница, Хмельницкий и т.д.) также столкнулись с рисками для кибербезопасности, что повлияло на «правила игры». Некоторые компании справились с новым вызовом и разработали собственные решения в сфере защиты от кибератак и сохранности данных. Преуспела в этом направлении и компания Егора Левченко-Буркина, которая таким образом обезопасила свой бизнес и предложила эффективное решение для других украинских фирм.
«Успех — это результат постоянного стремления к совершенству и росту. Развивайте свои достижения и распространяйте их преимущества на окружающих», — говорит Егор Левченко.
В целом компаниям в сфере информационных технологий не пришлось кардинально менять рабочие процессы, так как многое (удаленная работа и гибкие графики) уже было отработано в эру коронавирусной пандемии.
Второй этап проблем для нашей «айтишки» начался осенью 2022 года, когда россия принялась атаковать энергетическую инфраструктуру и пыталась организовать Украине полный блэкаут. В полной мере этот план реализован не был, но почти вся страна столкнулась с необходимостью аварийных отключений света, от чего одинаково сильно страдали как условный прифронтовой Харьков или Днепр, так и Киев, Львов или Одесса.
Такова реальность для украинского ИТ-сектора, который продемонстрировал удивительную способность адаптироваться к новым условиям, открывая удаленные офисы и делая значительный вклад в благотворительные фонды. Несмотря на потерю части рабочей силы в армии и кризис в сфере образования, сектор продолжает конкурировать на мировом рынке, привлекая клиентов квалифицированными специалистами и умеренной стоимостью услуг.
Из-за разрушительных действий агрессора почти адаптировавшийся IT-сектор Украины столкнулся с новым спадом. Как отмечают эксперты, количество новых проектов для аутсорса сократилось, некоторые заказчики начали искать альтернативных исполнителей, чтобы минимизировать риски срыва дедлайнов и других проблем. Но и с этим вызовом практически все сектора украинской экономики справились. Условные генераторы и Старлинки (и другие средства обеспечения резервного питания и доступа в интернет) к зиме появились не только у крупных IT-фирм с сотнями и тысячами людей в штате, но и у многих представителей малого бизнеса по всей Украине (включая салоны красоты, кофейни и т.д.).
Егор Букин: IT-сфера — одна из лидирующих отраслей экономики в стране
Несмотря на войну, сфера информационных технологий Украины продолжает оставаться среди главных отраслей экономики. Она генерирует налоговые отчисления, обеспечивает людей работой, а сами айтишники являются людьми с высокой покупательской способностью, что полезно для других отраслей (прежде всего розничной торговли).
Устойчивость украинского ИТ-сектора является свидетельством силы инноваций, адаптивности и человеческого духа. Даже продолжая сталкиваться с проблемами, отрасль готовится к послевоенному будущему, инвестируя в собственные таланты, разрабатывая инновационные продукты и услуги и потенциально превращаясь из сектора, ориентированного на аутсорсинг, в сектор, ориентированный на продукт. Это может заложить основу для нового, еще более перспективного и процветающего этапа развития в ближайшие годы, демонстрируя, что даже во время кризиса есть возможности для роста и прогресса.
Как и до полномасштабной войны, IT-сфера продолжает предоставлять критически важные экспортные услуги, реализуя десятки и сотни тысяч проектов для различных международных заказчиков. Серьезные потрясения не отменяют того факта, что IT-индустрия сохраняет конкурентоспособность, предлагая высококвалифицированных специалистов при относительно небольших (по меркам США и стран Западной Европы) окладах. А та международная поддержка, которая есть у Украины сегодня, повышает кредит доверия к нашим аутсорсинговым компаниям со стороны потенциальных заказчиков, уверен Егор Левченко. Да, есть те иностранные фирмы, которые предпочтут в сложившихся условиях обратиться, например, к азиатским исполнителям. Но хватает и тех, кто и дальше доверяет украинцам, отдают им свои новые проекты.
«Верьте в свои способности и интуицию, и не позволяйте беспокойству и страху лишить вас спокойствия и жизненных радостей», — говорит Егор.
Удар по образовательной сфере
Можно сказать, что в целом IT-отрасль справилась с новыми вызовами и уже адаптировалась к реалиям военного времени. Но серьезные потери все равно имеются. Во-первых, часть специалистов покинули свои рабочие места и ушли на фронт. Во-вторых, некоторые компании информационного сектора были вынуждены закрыться, в том числе из-за оккупации, физических разрушений, оттока людей. В-третьих, замедлился привычных для отрасли рост зарплат, все больше компаний ищет специалистов только под конкретные проекты, а не для «бенча» (внутренних резервов)
В-четвертых, и это потенциально может быть самой серьезной угрозой, сильно пострадала образовательная сфера. Да, учеба в большинстве вузов страны продолжается, кое-где в удаленном режиме, кое-где — очно. Но статус Украины, как одного из ведущих центров IT-образования, конечно же, не мог ни пошатнуться из-за войны. Отчасти решением выглядят открывающиеся экспресс-курсы, которые выглядят намного более гибкими и легко адаптирующимися к нынешним вызовам. Вопрос в том, способны ли они обеспечить столь же высокое качество обучение, как и признанные во всем мире украинские учебные заведения.
Образовательный кризис вместе с некоторыми изменениями на рынке труда (прежде всего оттоком специалистов за рубеж) может сыграть на руку для украинских информационных компаний, которые ужа давно растят свои кадры (или сделают ставку на это в 2023 году). Например, по мнению Егора Левченко, именно сейчас IT-бизнесу стоит еще больше внимания уделять собственным обучающим программам для молодежи, инвестировать в их разработку (если таковые отсутствуют), активно перепрофилировать людей из других профессий, внедрять практику оплачиваемых и бесплатных стажировок.
Развитие ИТ-рынка в Украине в 2023 году: основные возможности по версии Левченко Егора
Несмотря на множество трудностей, связанных с войной, рынок информационных технологий в Украине будет и дальше выступать локомотивом развития экономики. Ключом к выживанию и новым успехам индустрии должны стать инновации. Конечно же, глобальные изменения, вероятно, должны начаться уже после победы, когда в нашу страну пойдут потоки инвестиций для восстановления. Но даже сейчас, как уверен Егор Левченко (Буркин), создание инновационных продуктов и услуг для пострадавшего от войны общества, могут стать толчком для развития.
«По мере того, как мы пытаемся решать проблемы лицом к лицу, наши беспокойства, как правило, отступают, уступая место безмятежности и уверенности в себе», — говорит Егор Левченко.
Также одной из интересных возможностей для роста могут стать разработки в сфере кибербезопасности, смежные с военным сектором проекты (например, ПО для беспилотников, ПВО и т.д.). Именно так, через отход от аутсорсинга в сторону создания собственных продуктов, украинская IT-отрасль может начать знаковую трансформацию в период кризиса, а уже через несколько лет выйти на новый, еще более перспективный и многообещающий этап своего развития.