Продумывая проект освещения торгового помещения, нужно учитывать не только действующие стандарты безопасности и выведенные эмпирическим путём закономерности, но и индивидуальные особенности помещения, товара и общего дизайна. Так что сейчас мы вам расскажем, что нужно будет учесть, чтобы организовать правильное и эффективное освещение для магазина. А для удобства, разобьём его территорию на отдельные зоны и поговорим о каждой отдельно.
Витрина
«Лицо» любого магазина, которое должно привлекать внимание само по себе и рассказывать о самых важных и интересных товарах, которые в нём продаются. Именно поэтому она должна быть освещена максимально качественно. Причём даже ярче, чем уличное освещение и свет в торговом зале. И, конечно же, более интенсивно, чем полагается по стандартам освещения общественных мест.
Источников света может быть несколько. Это и общее освещение от растровых панелей, если витрина не отделена от остального помещения какими-нибудь барьерами, и даунлайты для прицельной подсветки конкретно этого пространства, и, самое главное — акцентные прожекторы для подсветки продукции. Вот с ними как раз всё сложно, так как шубы, например, нельзя освещать узким световым потоком, падающим под углом — от этого мех начинает выглядеть хуже. А для нижнего белья вообще лучше не использовать прицельную подсветку. К счастью, специалисты из VisionLighting® прекрасно во всём этом разбираются. И вы можете смело доверять им освещение витрины магазина.
Торговый зал
Тут освещение будет не столько декоративным, сколько функциональным. То есть достаточным для того, чтобы покупатели могли нормально рассмотреть товары и понять, с чем именно им предстоит иметь дело. Общий уровень освещенности, согласно действующим стандартам, должен составлять порядка 600-700 люкс. Этого достаточно, чтобы можно было безопасно передвигаться по проходам. Но для полок он должен быть больше, причём — в 2 раза как минимум. Это нужно, чтобы покупатели могли нормально и во всех подробностях рассматривать товар.
Кроме того, при организации освещения торгового зала могут применяться следующие хитрости:
- Акцентные светильники для подсветки товаров, на которые вы хотите обратить внимание покупателя или разнообразной акционной продукции. Но таких ярких точек должно быть не очень много — чтобы создавать контраст.
- Световые дорожки, которые будут направлять покупателя туда, куда вам надо. Либо к кассе, либо к особо важной продукции.
- Световой контраст между полками с товарами и проходами. В небольших бутиках он будет больше, в крупных торговых центрах — меньше. Используется для направления внимания. Плюс на полках на уровне глаз, где освещение лучше, обычно располагают самые ходовые товары.
- Использование разного освещения для разных нужд. То есть, например, для витрины с мясом и овощами лучше брать точечные светильники с оптимальной цветопередачей, для выпечки — с тёплым и мягким светом, для ювелирных изделий из серебра или стали — с холодным.
Но самое сложное — сделать так, чтобы всё это смотрелось естественно и подходило общей стилистике помещения. Именно поэтому освещение магазинов лучше заказывать специалистам, которые в нём разбираются. Например, из компании VisionLighting®.
Примерочная
Тут всё просто. Верхнее освещение минимум 500 люкс, нейтральный белый свет с максимально эффективной цветопередачей (минимум 80). Ведь именно при таком освещении люди обычно и оценивают, как сидит одежда на других и на себе. Дополнительное решение — боковая подсветка. Но тут уже начинаются сложности — она не должна быть слишком сильной, она не должна исходить непосредственно от зеркала, а в идеале вообще должна быть возможность её отключить.
Кассовые зоны
То же самое, что и для всего помещения — уровень освещённости должен быть достаточным, чтобы можно было безопасно передвигаться и эффективно подсчитывать деньги. То есть — от 500 до 1000 люкс. Можно даже использовать холодный белый свет, так как он положительно влияет на концентрацию внимания. Также можно использовать точечную подсветку и акцентные светильники, чтобы освещать различные товары, выставляющиеся возле кассы. То есть — всякую полезную мелочь, которую покупатель будет рассматривать, пока ожидает своей очереди.
Заключение
Как видите, сделать освещение магазина таким, чтобы оно просто соответствовало стандартам для общественных помещений — не сложно. А вот превратить его в эффективный инструмент направления внимания покупателей — наоборот. И лишь опытные специалисты, такие как в компании VisionLighting®, гарантированно справятся с этой задачей.