|
Форма оживает содержанием
и не забывается.
Н. Рерих
Введение
В современных подходах к моделированию широко используется концепцию иерархии уровней моделирования: правила построения (язык, формат) модели i-го уровня называют моделью (i+1)-го уровня или мета-моделью по отношению к модели i-го уровня [1]. Статусы моделей применительно к процессу обсуждались в [2], здесь же достаточно упомянуть, что мета-модель процесса устанавливает "формат" моделей (описаний) конкретных процессов системы менеджмента качества (СМК).
Согласно определению, данному в стандарте ISO 9000:2000 (п. 3.4.1), под процессом понимается "совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих активностей, преобразующих входы в выходы", и его можно рассматривать как предельно общую мета-модель процесса. Но ограничивается ли мета-модель процесса в контексте стандартов ISO серии 9000:2000 (далее — Стандарты) данным определением? На самом деле, конечно же, нет. В данной работе представлен результат реконструкции мета-модели процесса по Стандартам, достигнутый в два этапа:
1) "коллекционирование" требований и положений Стандартов, касающихся процессов и процессного подхода;
2) систематизация материала, полученного в результате "коллекционирования".
Предпринятая систематизация основана на рассмотрении процесса с различных точек зрения, а именно:
- процесс как самостоятельная сущность;
- процесс как структура;
- процесс как элемент системы процессов;
- процесс как объект управления (при этом упоминаемые в Стандартах функции мониторинга, измерений, анализа, контроля и улучшения процесса рассматриваются как подфункции управления процессом);
- продукция как объект управления.
Результат проделанной работы оформлен в виде "Шаблона описания процесса", представленного далее. Позиции Шаблона, основанные на требованиях или положениях Стандартов, содержат соответствующие ссылки на его пункты. По отдельным позициям даны некоторые пояснения, заключенные в квадратные скобки. В процессе заполнения Шаблона они должны быть заменены "ответами" на поставленные "вопросы".
Шаблон описания процесса
1. Процесс как самостоятельная сущность
1.1. Краткое название процесса
[Краткое название процесса должно, с одной стороны, как можно более точно его идентифицировать, а с другой — быть удобным для ссылок].
1.2. Код (идентификатор) процесса
[Код присваивается процессу в некоторой системе кодирования и используется, в основном, для ссылок].
1.3. Назначение процесса
[Данная позиция используется для исчерпывающей идентификации процесса и его специфики].
1.4 Тип процесса
[Указывается тип процесса. Исходя из положений Стандартов, различаются следующие типы процессов:
процесс управления (управленческая деятельность руководства — п. 4.1);
процесс обеспечения ресурсами (п. 4.1);
процесс жизненного цикла продукции (п. 4.1);
процесс внутреннего обмена информацией (п. 5.5.3);
процесс, связанный с потребителями (п. 7.2);
процесс закупок (п. 7.4.1);
процесс, требующий валидации (п. 7.5.2);
процесс мониторинга (п. 8.1);
процесс измерения (п. 4.1, 8.1);
процесс анализа (п. 8.1);
процесс улучшения (п. 8.1);
процесс аудита (п. 8.2.2);
процесс, выполняемый сторонней организацией (п. 4.1);
процесс контроля процесса, выполняемого сторонней организацией (п. 4.1);
процесс подтверждения того, что способ мониторинга и измерения совместим с требованиями к мониторингу и измерениям (п. 7.6).
Примечание. Возможны следующие ситуации:
расширение списка используемых типов процессов;
отсутствие указания для конкретного процесса на его тип;
отнесение конкретного процесса более, чем к одному типу].
1.5. Ответственный за процесс
[Указывается должность или ролевая функция лица, ответственного за процесс].
1.6. Характеристики процесса и их метрики
[Процесс может характеризоваться как качественно, так и количественно с применением метрик.
Примеры количественных характеристик процесса: производственная мощность, ресурсоемкость, результативность и эффективность (плановые и фактические).
Такая характеристика, как технологичность процесса, может быть представлена как качественно, так и количественно].
1.7. Требования к процессу
[К процессу в целом могут предъявляться требования, например, относительно его (плановой) результативности и эффективности].
1.8. Критерии, необходимые для обеспечения результативности при осуществлении процесса (п. 4.1в)
[Приводятся формулировки соответствующих критериев].
1.9. Методы, необходимые для обеспечения результативности при осуществлении процесса (п. 4.1в)
[Приводятся перечень применяемых методов с их описанием (или ссылками на описания), а также перечень документов, необходимых организации для обеспечения эффективного осуществления процесса (п. 4.2.1г)].
1.10. Создание процессом добавленной ценности (введение п. (б))
[Описывается, какие добавленные ценности создает процесс, и как происходит добавление ценности].
2. Процесс как структура
2.1. Компоненты (элементы) процесса
[Приводится описание компонентов (элементов), из которых состоит процесс и их взаимосвязей.
Типовыми компонентами процесса являются:
входы (сырье, материалы, заготовки, тара, данные и тому подобное);
выходы (результаты функционирования процесса, готовая продукция).
Кроме того, процесс включает ресурсы и информацию, необходимые для поддержки процесса (п. 4.1г), например:
используемая технология;
персонал (рабочие, служащие, должностные лица и т. п.);
технологическое оборудование (технологические линии, станки, инструменты и т. п.);
метрологическое оборудование;
транспортные средства;
энергоресурсы;
используемые базы данных и т. п.
Могут быть установленные нормы использования ресурсов.
При описании компонентов процесса следует также учитывать наличие инфраструктуры (п. 6.3) и рабочей среды (п. 6.4), необходимых для осуществления процесса.
Описать структуру процесса можно используя графические методы].
2.2. Требования к составным частям процесса
[К составным частям процесса могут (должны) быть определены требования, например:
требования к входам (п. 7.4.1), промежуточным результатам и выходам процесса (п. 8.2.4) — стандарты, технические условия и тому подобное, в частности, требования относительно идентификации и прослеживаемости продукции в процессе (п. 7.5.3);
требования к другим компонентам процесса (персоналу, оборудованию, инфраструктуре, рабочей среде, энергоресурсам и т. п.)].
3. Процесс как элемент системы процессов
3.1. Процессы, которым подчинен данный процесс
[Процесс в системе процессов предприятия может быть вспомогательным для других процессов (более высокого уровня). Приводится перечень таких процессов.
Допускается, что описания этих процессов определяют взаимодействие данного вспомогательного процесса с другими вспомогательными процессами того же уровня, а также его участие в последовательностях процессов одного уровня].
3.2. Поставщики входов и компонентов процесса, а также получатели выходов процесса
[Примечание 1 к п. 3.4.1 стандарта ISO 9000:2000 фиксирует один из возможных вариантов взаимосвязи процессов, когда "входами одного процесса ... являются выходы других процессов". Это положение может быть расширено, например:
входами процесса могут быть выходы других процессов, а также другие процессы или их описания;
выходами процесса могут являться другие процессы или их описания;
компоненты процесса или их описания могут быть входами/выходами других процессов.
Следует описать подобные связи].
3.3. Другие взаимосвязи и взаимодействия данного процесса с другими процессами
[Описываются взаимосвязи и взаимодействия данного процесса с другими процессами, отличные от "стыковок" процессов по входам, выходам и компонентам, например, сообщения, которыми обменивается данный процесс с другими процессами].
3.4. Описание способа осуществления процесса
[Способ осуществления процесса может быть описан по-разному, например:
произвольный текст со ссылками на определенные выше компоненты процесса и другие документы, устанавливающие способы осуществления деятельности в процессе, например, рабочие инструкции;
перечень вспомогательных операций (функций), которые в СМК не имеют статуса процесса, с описанием их назначения, способов выполнения;
перечень вспомогательных (низшего уровня) процессов;
описания последовательности вспомогательных процессов или операций и их взаимодействия (п. 4.1б), необходимости использования, в частности, графических средств: блок-схем, функциональных и других диаграмм и т. п.].
3.5. Типовые процессы, которые имеют особенности описания
[Нужно учитывать, что для некоторых типов процессов положения Стандарта оговаривают особенности их описания. К таким процессам относятся:
процесс проектирования и разработки (п. 7.3).
процесс закупок (п. 7.4.1);
процесс, подвергающийся валидации (п. 7.5.2);
процесс управления устройствами для мониторинга и измерения (п. 7.6)].
4. Процесс как объект управления
4.1. Планирование процесса
[К объектам планирования можно отнести, например, объемы потребляемых процессом ресурсов, результативность и эффективность процесса.
4.1.1. Наличие документов, необходимых для обеспечения эффективного планирования процесса (п. 4.2.1г).
Приводится перечень соответствующих документов.
4.1.2. Методы планирования
Описываются методы планирования или приводятся ссылки на соответствующие описания].
4.2. Мониторинг процесса (п. 8.2.3)
[Описываются методы мониторинга, демонстрирующие способность процесса достигать запланированных результатов. При этом определяются ресурсы и информация, необходимые для мониторинга процесса (п. 4.1г), например:
требования к процессу;
контрольные точки процесса;
квалификация персонала, осуществляющего мониторинг].
4.3. Измерение процесса (п. 8.2.3)
[Если применимо, осуществляется измерение процесса для демонстрации способности процесса достигать запланированных результатов. При этом определяются ресурсы и информация, необходимые для измерения процесса, например:
измеряемые параметры процесса и требования к ним;
применяемое измерительное оборудование;
методики проведения измерений;
журналы по данным измерений;
график проведения измерений;
квалификация персонала, осуществляющего измерения.
В частности, описываются методы, средства, регламенты, используемые для объективного измерения характеристик процесса и создания основы для его постоянного улучшения (введение п. (г))].
4.4. Контроль процесса (п. 4.1)
[Определяются, что и как контролируется в процессе, а также действия, которые необходимо предпринять в случае обнаружения отклонений.
Если требования к процессу определены, а также налажен контроль выполнения этих требований, результатом этого контроля должны быть соответствующие записи (протоколы), например, записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что процесс жизненного цикла продукции соответствует требованиям (п. 7.1г)].
4.5. Анализ процесса
[Описываются цели и методы анализа процесса, а также приводится перечень используемых данных о процессе, в частности, данные о его характеристиках и тенденциях, включая возможности проведения предупреждающих действий (п. 8.4в)].
4.6. Улучшение процесса
[Приводятся данные, являющиеся доказательствами постоянного улучшения процесса].
4.7. Критерии, необходимые для обеспечения результативности при управлении процессом (п. 4.1в)
[Формулируются соответствующие критерии применительно к различным функциям управления].
4.8. Методы, необходимые для обеспечения результативности при управлении процессом (п. 4.1в)
[Применительно к различным функциям управления описываются соответствующие методы или даются ссылки на их описания].
5. Продукция как объект управления
5.1. Мониторинг продукции (результатов, выходов процесса) на соответствующих стадиях ее жизненного цикла (п. 8.2.4)
[Описывается, как осуществляется мониторинг продукции с целью проверки соблюдения требований к ней на различных этапах выпуска].
5.2. Измерение характеристик продукции (результатов функционирования, выходов процесса) на соответствующих стадиях жизненного цикла (введение 8.2.4)
[Описывается, как осуществляется измерение характеристик продукции с целью проверки соблюдения требований к ней на различных этапах выпуска].
5.3. Записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что произведенная продукция соответствует требованиям (п. 7.1г)
[Если требования к продукции определены, а также налажен контроль их выполнения, то его результатом должны быть соответствующие записи (протоколы). Приводится перечень соответствующих записей].
5.4. Управление несоответствующей продукцией (п. 8.3)
[Представляется целесообразным связать данную позицию Шаблона с обязательной документированной процедурой "Управление несоответствующей продукцией"].
5.5. Данные о характеристиках и тенденциях продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий (п. 8.4.1)
[Приводится перечень соответствующих данных].
Заключение
Несмотря на добросовестность, с которой я попытался провести выборку нужного материала из контекста Стандарта, представленный выше Шаблон не претендует на полноту учета всех требований и положений Стандарта — вполне возможно, что он может быть каким-либо образом дополнен. Но, на мой взгляд, уже в этом виде он имеет определенную практическую ценность, обусловленную своей структурой. Можно не сомневаться, что если для идентифицированного в системе процесса моделер1 должным образом ответит на все поставленные в Шаблоне вопросы, это будет хорошо выполненная полезная работа.
Неуспех, на мой взгляд, возможен лишь в единственном случае — если процесс идентифицирован неудачно. Тогда моделера подстерегают различные трудности при поисках ответов на вопросы Шаблона. На практике попытка описать неудачно идентифицированный процесс, как правило, приводит к наивно-неуклюжим решениям, особенно, если моделер полон решимости идти "до конца". Однако, рассмотрение вопросов, касающихся искусства идентификации процессов, выходит за рамки данной статьи.
Остается один вопрос: почему разработчики Стандартов не позаботились о компактном представлении мета-модели процесса и ее приходится "реконструировать" из кусочков, рассыпанных по тексту Стандарта? Думается, что если бы разработчики СМК получили компактную мета-модель процесса в свое распоряжение в 2000 г., внедрение процессного подхода оказалось бы более продуктивным.
Как-то Л.Н. Толстого спросили, дескать, что он хотел выразить своим романом "Анна Каренина"? Классик заметил, что для ответа на этот вопрос ему пришлось бы заново пересказать весь роман, слово в слово. А для того чтобы раскрыть достойно тему процессного подхода, полагаю, "роман" (стандарты ISO серии 9000) следует существенно переработать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- OMG Unified Modeling Language Specification. Version 1.4. September 2001. — 566 p.
- Малышев О.В. Чтобы процесс пошел... // Стандарты и качество. — 2003. — № 9. — С. 54-61.
1 Попытка применить "кальку" с английского термина. "Modeler" — моделер — лицо, профессионально занимающееся моделированием (деятельности, информации и т. д.).
|
|