СМК — для собственника

Раздел: Качество ведения бизнеса
Автор(ы): Фрагмент из книги Виталия Елиферова "Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни"
размещено: 11.08.2006
обращений: 8995

Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни (Виталий Елиферов)
ДЕТАЛЬНЕЕ О КНИГЕ
Прежде чем начать убеждать кого-либо, необходимо ответить себе на вопрос: «Что является главным для убеждаемого?»

Для собственников (инвесторов, совладельцев бизнеса), как правило, определяющий фактор — прибыльность бизнеса. В зависимости от целей собственников прибыльность может рассматриваться в краткосрочном или долгосрочном периоде. В соответствии с этим следует выстраивать систему менеджмента качества. Обратимся к стандарту МС ИСО 9001:2000, п. 5.3 «Политика в области качества»:

    Высшее руководство должно обеспечить уверенность в том, что Политика в области качества соответствует целям организации.

То есть все действия организации в части разработки и внедрения системы менеджмента качества должны соответствовать целям организации, установленным ее создателями (собственниками, акционерами или инвесторами), а в число показателей результативности процессов (в том числе и процесса управления всей организацией) должны быть включены экономические показатели, которые установили собственники бизнеса для организации в качестве целей.

Собственникам, так же как и директору, нужно иметь прозрачную и определенную систему управления организацией*.

Стандарт МС ИСО 9001:2000 определяет необходимость достижения результативности процессов организации, а стандарт МС ИСО 9004:2000 — эффективности процессов организации. В данном случае можно определить эффективность организации как соотношение полученного результата к величине ресурсов, затраченных на получение этого результата. Другими словами, стандарты ИСО серии 9000 требуют от руководства организации повышения экономической эффективности ее деятельности, что совпадает с потребностями собственников и инвесторов.

Получение организацией сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта МС ИСО 9001:2000 символически означает вступление организации в некое подобие «клуба для избранных». Сертификат становится «пропуском» в мир лучшего международного бизнеса и средством получения доступа к участию в самых выгодных тендерах.

Исследования о том, что дает сертификация систем качества**, проводились сотрудниками четырех бизнес-школ США и Испании по следующей методике:

  1. для оценки использовались показатели:
    1. рентабельность на активы в процентах (ROA — Return On Assets);
    2. оборачиваемость активов (Sales/Assets) в процентах;

  2. итоги подводились за шестилетний период: год получения сертификата (t), два предыдущих года (t - 1, t - 2) считались как годы подготовки, три последующих года (t + 1, t + 2, t + 3) — годы действия сертификата;

  3. из 21 482 сертифицированных компаний было выбрано: по химической промышленности — 74, офисное и компьютерное оборудование — 132, электроника — 167 компаний;

  4. для контрольной группы выбирались компании, близкие по указанным параметрам к сертифицированным компаниям за два года до сертификации последних, поэтому начальные точки графиков совпадают.

Для компаний химической промышленности получились следующие результаты.

Сравнение финансовых показателей сертифицированных и несертифицированных компаний химической промышленности

Рис. 3.1. Сравнение финансовых показателей сертифицированных и
несертифицированных компаний химической промышленности

На рис. 3.1 преимущества сертифицированных компаний выглядят очевидно, но нельзя приписывать весь успех в финансовой деятельности последствиям сертификации систем качества по стандартам ИСО 9001(2)(3).

Скорее всего, при подготовке и прохождении сертификации систем качества, компании вводили новшества и изменения в свою деятельность, что помогало им, по крайней мере, сохранить рыночные позиции, в то время как компании в контрольной группе эти преобразования не вводили и теряли темпы развития.

Установить однозначную причинно-следственную связь между сертификацией систем качества компаний и финансовыми результатами достаточно сложно, так как на подготовку и прохождение сертификации систем качества изначально решались компании, менеджмент которых был более активен в преобразованиях, более готов к ним, а топ-менеджеры в большей степени ориентировались на будущее, чем в тех, которые не стали готовиться и проходить сертификацию. Тем не менее сертифицированные компании в ходе подготовки к сертификации произвели упорядочивание своей деятельности, что заметно отразилось на всех графиках по всем отраслям промышленности. Уже в годы, предшествующие сертификации (t - 1 и t - 2), эти компании имели существенно лучшие результаты, чем те, которые не проходили такую подготовку.

Примечание. В оригинальном материале, размещенном на официальном сайте международной организации по стандартизации (www.iso.ch), также можно найти более подробную информацию о компаниях-производителях офисного и компьютерного оборудования и электроники. Также, кроме указанных показателей, в статье приведены данные по величине коэффициента Тобина и рентабельности продаж.

Фрагмент книги Виталия Елиферова "Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни" любезно предоставлен издательством "Вершина".


    * В данном материале не рассматриваются случаи, когда собственники, нарушая все законы менеджмента, пытаются вести оперативное управление организацией через голову директора и топ-менеджеров. Такая ситуация, несмотря на ее распространенность в России, — исключение в мировой практике. Неквалифицированное вмешательство инвесторов (людей, которые хорошо умеют считать деньги) в технические и кадровые вопросы организации, как правило, заканчивается очень печально для организации и топ-менеджеров. Вопросам распределения полномочий и обязанностей между собственниками и наемными менеджерами посвящено достаточно много литературы по менеджменту, поэтому подробное описание способов разрешения таких конфликтов не входит в задачу данной книги.

    ** Исследования проводились на основе финансовых показателей компаний за 1990-1997 гг., в то время использовался термин «системы качества».



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Эффективные коммуникации. Harvard Business Review: 10 лучших статейЭффективные коммуникации. Harvard Business Review: 10 лучших статей
Корпоративный стартап. Как создать инновационную экосистему в крупной компанииКорпоративный стартап. Как создать инновационную экосистему в крупной компании
Склад как конкурентное преимущество. Что делать, чтобы стать лучшимСклад как конкурентное преимущество. Что делать, чтобы стать лучшим



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)