Дизайн организации
|
Раздел: Качество ведения бизнеса | |
Автор(ы): Джон Эдсон, глава из книги "Уроки дизайна от Apple" |
размещено: 14.10.2014 обращений: 10131 |
|
||||
Раньше флэш-память использовалась для хранения снимков, сделанных цифровым фотоаппаратом, и номеров телефонов друзей, записанных в вашем мобильном телефоне. С появлением компьютерных сетей и последующего ухода дискет в конце 1990-х, людям по-прежнему нужен был удобный способ хранения нескольких файлов в формате, который позволял бы легко переносить данные с одного компьютера на другой без хлопотного подключения к сети. Разъем USB стал непременным атрибутом компьютеров и других устройств, и, привязав флэш-память к разъему USB, компании начали производить флэш-накопители. Основанная в 1988 году компания SanDisk — лидер в производстве флэш-памяти в виде чипов, которые встраивались непосредственно в фотоаппараты и мобильные телефоны, и отдельных карт, которые можно подключить к цифровому фотоаппарату, карманному персональному компьютеру или мобильному телефону. Когда SanDisk решила, что пришло время создать свой флэш-накопитель, она обратилась к LUNAR за помощью в дизайне. Зачем компании, которая производила флэш-память в течение многих лет, лидеру в этой области, нужна была наша помощь? Продукту предстояло стать первым трехмерным товаром SanDisk, который вышел бы за рамки плоских карт памяти. Компания не имела штатных дизайнеров, и руководство для движения в новом направлении решило использовать дизайн, чтобы заявить о себе и произвести хорошее впечатление на потребителей и рынок. Вместо того чтобы создавать флэш-накопитель со спрятанной внутри фиксированной памятью, SanDisk решила оснастить свой флэш-накопитель съемной картой памяти (SD), которая в то время была популярным форматом. С этим наказом мы разработали и произвели изделие под названием Cruzer, которое было и флэш-накопителем, и посредником для переноса фотографий с фотоаппарата на компьютер. Cruzer напоминает черепаху: в режиме покоя его голова и конечности скрыты под защитной оболочкой, но, сдвинув переключатель на верхней части устройства, можно выдвинуть «головку» USB. Сдвиньте его в противоположном направлении — и покажется карта памяти SD, или же «хвост» черепахи. Переход в нейтральную позицию защищал разъем и карту корпусом, как черепаха себя во время опасности. В течение нескольких лет SanDisk продолжала работать с нами по контракту. Мы помогли разработать ряд флэш-накопителей, адаптеров и даже портативных цифровых музыкальных плееров, упорно работая над обеспечением определенного уровня красоты и изобретательности этому новому семейству продуктов, чтобы они поднялись над обычными и приобрели элемент харизмы. Но эти усилия оказались под угрозой, исходящей от компаний, известных как производители комплексного оборудования (OEM). Они предлагают компаниям уже разработанные и готовые к эксплуатации новые товары, на которые можно просто налепить любую этикетку. OEM-производители дают возможность таким компаниям, как SanDisk, купить, упаковать и запустить новые товары в свою розничную торговую сеть.
Эти продукты не имеют сердца, души и дизайнерского замысла продуктов, которые мы разрабатывали для SanDisk, но заманчивы для любой компании. В такие компании, как SanDisk, постоянно поступают предложения от OEM-производителей, да и как же отказаться таких отличных предложений? Разве менеджер по продукции или исполнительный директор скажут «нет» потоку доходов, который можно так просто открыть? Не нужно нанимать дизайнерскую фирму или беспокоиться о прототипах, разработках и производстве. Никакой суеты, никакого беспорядка, а товар в мгновение ока уже оказывается на пути к потребителю. Когда компания таким образом добавляет товары в свой каталог, она рискует дать потребителям причину думать, что ее брэнд — всего лишь посредник, который перепродает случайные товары от других производителей, и что тенденция использовать дизайн в качестве неотразимого отличия весьма слаба. Это может случиться при отсутствии в организации руководящего дизайном голоса или законодателя вкуса в области дизайна. Ранее я рассуждал, как Apple при помощи дизайна создает сильную эмоциональную связь с красотой, изобретательностью и харизмой для выпуска продуктов с большим коммерческим успехом. Но для большинства компаний всегда есть искушение пойти более легким путем или отвлечься на краткосрочные возможности (например, OEM-производители заигрывают с SanDisk и предлагают быстрые решения для дизайна товара и роста доходов). Как может компания, особенно публичная, как SanDisk, несущая ответственность перед своими акционерами, бороться с такими искушениями и противостоять заманчивым обещаниям увеличения доли рынка? Секрет заключается в установлении в вашей организации основных ценностей дизайна, которые являются непререкаемыми приоритетами и частью корпоративной культуры. Чтобы достичь этого, необходимо иметь вкус в дизайне, нанять подходящего дизайнера, а затем вплести эти ценности и культуру дизайна в ткань организации. Кроме того, должен быть человек, который функционирует в качестве арбитра вкуса и поддерживает стандарты и ценности дизайна.
ВКУСЖизненные пути двух самых влиятельных людей эпохи высоких технологий — Стива Джобса и его давнего соперника из Microsoft Билла Гейтса — удивительно схожи. Оба родились в 1955 году, оба стали кудесниками технологии в средней школе, а позже был отчислены из колледжа. Каждый из них основал и построил компанию, чьи товары и услуги изменили то, как мы живем, работаем и взаимодействуем с компьютерами. Но на этом сходство заканчивается, и начинаются расхождения в дизайне. Гейтс был предпринимателем в области программного обеспечения, который на основе партнерства и лицензионных сделок занял господствующее положение на рынке персональных компьютеров и поглотил огромную долю рынка в этой области. Приобретение доли рынка было его основной страстью, в то время как дизайн редко фигурировал в его бизнес-плане. И совершенно противоположным образом Джобс создал Apple на основе концепции дизайна и смотрел на все именно с этой точки зрения. У дизайна Apple есть глубокое и прочное чувство вкуса. У Microsoft такого чувства нет. Удивительно смешное видео, которые стало вирусным в 2006 году, остро обратило внимание на то, что у Microsoft отсутствует какое-либо стремление к дизайну. Под ритм «Breakfast Machine» Дэнни Эльфмана, исполненном на работающем сборочном конвейере, видео представляет, каким был бы процесс проектирования в Microsoft, если бы эта компания создавала упаковку для iPod компании Apple. Команда Microsoft начинает с гладкой минималистской белой коробки, как у Apple в 2005 году, и перерабатывает ее в соответствии с менее строгими стандартами типичной упаковки Microsoft. Видео с ироничным названием «Microsoft модернизирует упаковку iPod» показывает, как аскетическая коробочка для iPod превращается в нечто, перегруженное словами, графиками, логотипами, трудно читаемыми правилами и набором флагов и баннеров. Время от времени на экране появляются титры. Их озвучивает преисполненный благих намерений менеджер по маркетингу, который направляет работу команды по дизайну над упаковкой. Коробка превращается в дешевую, беспорядочно перегруженную и неотличимую от любого другого товара на полке в магазине. «Это действительно выделяется!» — гордо гласит финальный текст. Видео одновременно так смешно и показательно в своем откровенном изображении образа мышления Microsoft, что можно подумать, будто сама Apple придумала этот нелестный портрет с целью поиздеваться над конкурентом. Но на самом деле оно было сделано внутри Microsoft дизайнерами по упаковке, чтобы бросить вызов команде маркетинга и заставить ее лучше работать. К чести Microsoft, компания сама признала необходимость развивать свои навыки дизайна. Всегда сложно дать определение вкусу в области дизайна. Однажды, стоя в очереди в кассу аптеки, я поймал себя на том, что смотрю на уродливые часы. Они висели на стене в передней части магазина, где были видны всем. Это были не просто уродливые, а невероятно уродливые часы. Назовите их уродливыми в высочайшей степени. Сделанный из куска ствола ничего не подозревающего дерева, которое ничего плохого не сделало, весьма потрепанный циферблат все еще хранил изображение красных роз и слово «любовь», вырезанное дурацким шрифтом. Стрелки и цифры из пластмассы были покрыты слоем дешевой блестящей золотой гадости. Я покупал лишь несколько бритвенных лезвий, но и за короткое время преисполнился презрением крайней степени к этому предмету. Вдруг стоящая впереди женщина указала сопровождавшей ее маленькой девочке на чудовищные часы. «Детка, — сказала она, — иди посмотри, сколько они стоят». Моя собственная мать славится целым рядом высказываний, которые я взял на вооружение и люблю цитировать в подходящий момент. Одно из них идеально подошло тому моменту: «Вкус не измерить». Это относится и к дизайну. До того, как в 2007 году был выпущен первый iPhone, один наш клиент работал с фокус-группой, чтобы получить информацию о предпочтениях и привычках, связанных с определенными электронными продуктами. «Они все должны быть черными и серебристыми», — заявил довольно красноречивый лидер группы. Все остальные кивнули в знак покорности. «Да, черными и серебристыми», — прогудели они в унисон. Затем модератор взглянула на часы на своем телефоне Motorola Cobalt, ярко-синего цвета, раскладывающемся и с серебристой отделкой. Все с вожделением уставились на телефон. После этого они изменили свое мнение, высказавшись в пользу разных цветов. Многие производители опасаются, что после долгой и утомительной разработки и выпуска нового продукта рынок откажется от него из-за... внешности. Чаще всего это происходит потому, что менеджеры слишком внимательно прислушиваются к фокус-группам. При производстве слишком многих товаров не уделяется внимания понятию красоты, или происходит простое заимствование эстетической составляющей у других, уже успешных товаров. Страх обидеть клиентов побеждает доверие к вкусу.
Apple совершенно иначе подходит к теме вкуса. Джобс не доверял фокус-группам и вместо этого искал внутри Apple, у своих дизайнеров и других сотрудников организации ответы на вопросы о том, в каком направлении разрабатывать продукт, какие характеристики следует включить, как он должен выглядеть. Он хотел, чтобы Apple не следовала за толпой, а прокладывала свой путь и стала законодателем мод в своем секторе. «Нельзя просто спросить потребителей, что они хотят, а затем попытаться дать им именно это. К тому времени, когда вы это создадите, они захотят что-то новое», — сказал он журналу компании в апреле 1989 года, когда как предприниматель десятилетия был удостоен издательством премии Enterpreneur of the Decade Award. Джобс так никогда и не расстался с этим убеждением. В 1998 году он сказал BusinessWeek: «На самом деле трудно разрабатывать товары при помощи фокус-групп. Очень часто люди не знают, чего хотят, пока вы это им не покажете».
Вкус, по определению, нечто своеобразное и очень личное. Иметь вкус означает, что всегда будет кто-то с другим вкусом, и ему не понравится ваш. Вкус, действительно, не измерить (мама, в этом ты права), и для него нет абсолютной меры. Некоторые организации полагаются на общие данные, чтобы создать вкус, но это может в конечном итоге привести к таким неубедительным и универсальным товарам, как Muzak — музыка в лифте, которую мы слышим повсюду. Muzak на самом деле не музыка, а фоновая атмосфера для общественных мест, запрограммированная так, чтобы никого не обидеть. Я считаю это полной противоположностью музыке. Музыка создается индивидуальным голосом. Это голос и вкус художника, а нам это может нравиться или не нравиться. Подобно великому музыканту Apple создает уникальный голос и выражает свой вкус настолько уверенно, что стала законодателем вкусов, лидером, за которым следуют другие. Не всем понравился iPhone, когда он был запущен в 2007 году, но к 2012 году почти каждый производитель смартфонов на планете шел по его стопам, следовал его формуле и продавал устройство, похожее на iPhone. Все производили телефоны, похожие на глянцевые черные металлические плитки с закругленными углами. Глянцевые черные металлические плитки появились потому, что у Джобса был отличный вкус в дизайне, хотя сам он не был дизайнером. Или все-таки был? Это зависит от того, каким определением мы воспользуемся. Джобс не был дизайнером, потому что у него не было диплома в какой-либо области дизайна. В своей профессиональной жизни он непосредственно не участвовал в той творческой деятельности, которую мы обычно связываем с профессиональными дизайнерами. Но не нужно иметь диплом дизайнера, чтобы думать и действовать как дизайнер. Джобс демонстрировал черты отличного дизайнера: был творческим человеком, любознательным, любил экспериментировать и шутить. Отец учил его, что в любой работе важна сноровка. Под влиянием философии дзен Джобс уделял пристальное внимание окружающему миру и ценил простую и изысканную эстетику, которую мы часто связываем с Японией. Джобс также имел опыт взаимодействия с дизайном, за который он цеплялся с навязчивой страстью и который занимал центральное место в его личности. В своем выступлении на церемонии вручения дипломов Стэнфордского университета в 2005 году Джобс рассказал о курсе каллиграфии, который посещал много лет назад: «Я узнал о гарнитурах шрифтов с засечками и без засечек, об изменении пространства между различными комбинациями букв, о том, что делает оформление текста отличным. Это было прекрасно... Когда мы разрабатывали первый компьютер Macintosh, все это пригодилось мне. Мы включили это в дизайн. Это был первый компьютер с красивым оформлением текста. Если бы я не записался на тот курс в колледже, у Мака никогда не было бы многочисленных гарнитур или шрифтов с пропорциональными пробелами». Определенно можно сказать, что Джобс был дизайнером, потому что ценил красивые вещи, был полон решимости сделать красивой и продукты Apple. Он был ненасытен в своем поиске новых идей, материалов и технологий. Он развил в себе вкус в области дизайна. Я использую слово вкус нарочно, для провокации. Суть дизайна в том, что он не может быть преднамеренным в каждой точке. Без вкуса и без намерения вы можете продавать товары, зарабатывать деньги, но это не будет отражением основных ценностей компании. Преданность чувству вкуса означает, что вы создаете собственные харизматичные товары или процессы, которые позволяет вашим OEM-производителям выпускать новые товары, отражающие ваш вкус в дизайне. Это намерение начинается с головы. В Apple эту роль играли Джобс и старший вице-президент по дизайну Джонатан (Джони) Айв, которые были хранителями дизайна и брэнда Apple. Они контролировали процесс дизайна и разработки сверху вниз, принимали окончательные решения по каждому товару, который носит имя компании Apple. Они были хранителями и арбитрами вкуса дизайна Apple.
Это не единственная модель создания особого видения вкуса в компании. Если Стив Джобс и Джони Айв не командуют парадом и не устанавливают стандарты в вашей компании, вы можете сформулировать набор конструктивных принципов и философии дизайна, чтобы помочь организации понять общее видение. Работая единой командой, помня об этом видении, можно прийти к красивым и продуманным продуктам, которые будут так же привлекательны для потребителей, как и те, что продаются в Apple Store. Без этих определений и обязательств созданием продуктов компании могут в конечном итоге руководить разрозненные голоса. Это похоже на организацию художественной выставки с десятком руководителей, каждый из которых имеет свой индивидуальный взгляд. Это лишает выставку единого общего видения и настроя, так же и продукты компании будут лишены единого видения в дизайне, что запутает клиента. Примером компании, которая разработала гармоничную философию дизайна, может служить Herman Miller, американский производитель мебели. Эта компания разработала 10 принципов дизайна, включая то, что он должен быть «ориентирован на человека», «целенаправлен» и «энергичен», и тем самым сформулировала суть своего видения дизайна. Эти принципы играют роль в дизайне каждого товара.
Вам, как руководителю компании, необходимо признать роль, которую вы можете играть в качестве арбитра вкуса. Я встречал много руководителей, которые верят в это и стали главным хранителями вкуса в своих компаниях. Они сформулировали философию дизайна, которая описывает круг требований к продуктам, а также дает определение того, чем эти продукты не должны быть. У Ferrari не должно быть чашкодержателей. Вы можете подумать, что роль гуру дизайна не для вас, что вы не такой человек и что тратить время, беспокоясь о вкусе и красоте, — не лучший способ использования вашего драгоценного времени. Возможно, непросто избавиться от этих предположений и позволить себе стать законодателем вкуса, как Стив Джобс, или делегировать эту задачу другим. В любом случае, чтобы создавать дизайн как у Apple, важно серьезно относиться к вкусу в дизайне и к роли его хранителя. Это помогает компании лучше понять свои продукты и своих потребителей и то, что сделает их счастливыми. |
Окончание (Часть 2) |
- Чотири основні варіанти вибору в системі хороших робочих місць
- Современный клиент
- Новый мир Викиномики
- Общее управление качеством (TQM) и движение качества
- Як правильно вимірювати результативність
Кликология. Психология онлайн-шопинга для привлечения покупателей | |
GET FEEDBACK. Как негативные отзывы сделают ваш продукт лидером рынка | |
Сознательный бизнес |
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор Copyright © 2001-2023, Management.com.ua |