|
Первый принцип: ценности — основа всего
Каждое начинание обязательно имеет некую главную цель и опирается на определенные ценности, берущие начало от основателя компании, которые формируют корпоративную культуру и во многом определяют будущее фирмы. Amazon известна своей «одержимостью клиентами»; в значительной мере это связано с тем фактом, что ее основатель, Джефф Безос, с дьявольским упорством добивался создания «самой клиентоориентированной компании в мире». Миссия Google по «организации мировой информации» отражает особенности среды, в которой зарождалась корпорация — Кремниевой долины и Инженерной школы Стэнфордского университета, где стремление к знаниям ставилось во главу угла. В Бентонвилле, штат Арканзас, бережливость и стремление к опережению конкурентов, присущие основателю Walmart Сэму Уолтону, до сих пор определяют политику компании, которая обещает «всегда низкие цены».
Оле Кирк Кристиансен, старший плотник, который в 1932 году основал в Биллунде компанию LEGO, заложил главную ценность фирмы в самом ее названии, которое представляет собой первые буквы датских слов «leg godt» — «играйте хорошо» (такое название она получила в 1934 году). Кристиансен решил, что в тяжелое время родители, как никогда, захотят подсластить жизнь своих детей. Это прозрение помогло компании пережить Великую депрессию и все последующие экономические спады. Оле Кирк использовал свои навыки плотника для производства высококачественных деревянных игрушек — ярких йо-йо, животных на веревке и грузовиков. Он сформулировал важнейший принцип корпоративной философии: «хорошая игра» развивает творческие способности детей, которые им пригодятся во взрослой жизни. Эта философия подпитывала LEGO на протяжении большей части века.
Шли годы, и миссия компании приобретала новые очертания: наполнять детей «радостью созидания и гордостью за свои творения», «стимулировать детское воображение и творческое мышление», «питать ребенка, живущего в каждом из нас». Но в общем цель LEGO почти не изменилась, и лучше всего для ее выражения подходит современный девиз: «Вдохновлять и развивать строителей завтрашнего дня». Это общее стремление — побуждать детей формулировать собственные идеи через игру, задействующую их руки и мышление — основано на жизнеопределяющем решении Оле Кирка посвятить себя и свой бизнес развитию детей. Оглядываясь в прошлое, когда все только начиналось, он написал такие строки: «Я нашел ответ на свои вопросы только тогда, когда заставил себя сделать выбор между плотницким делом и игрушками».
Поначалу LEGO Group пришлось очень нелегко. В год основания фирмы умерла жена Оле Кирка, оставив его с четырьмя сыновьями и собственным делом, которое отбирало много времени. Спустя два года он женился во второй раз. Ему приходилось совмещать семейную жизнь с предпринимательством, что в годы Великой депрессии и немецкой оккупации Дании давалось особенно непросто. В 1942 году в результате короткого замыкания завод LEGO вместе со всеми запасами и чертежами новых игрушек сгорел. Оле Кирк был близок к тому, чтобы под тяжестью многочисленных невзгод отказаться от продолжения бизнеса. Но из чувства долга перед своими сотрудниками он собрал волю в кулак и начал все сначала. К 1944 году предприятие построило новый завод со сборочной линией. Жизнеспособность компании — ее умение преодолевать препятствия на пути к успеху, — возможно, коренится в решимости Оле Кирка во что бы то ни стало возродить предприятие из пепла.
Сегодня для всех новых сотрудников головного офиса в Биллунде проводится экскурсия по маленькому кирпичному зданию, крыльцо которого украшено двумя львами. В нем когда-то жил Оле Кирк вместе со своей семьей. Благодаря экскурсии новый персонал узнаёт еще об одной основополагающей ценности, которую основатель компании завещал своему детищу, — принцип повышения планки, согласно которому «лучшее никогда не бывает слишком хорошим».
Девиз LEGO родился в результате одной истории, которая стала частью «корпоративного предания». В те времена, когда компания все еще производила деревянные игрушки, сын Оле Кирка Готфрид Кирк, который работал вместе с отцом с двенадцатилетнего возраста, а затем стал его преемником, похвастался, что при изготовлении уток сэкономил деньги, использовав всего два слоя лака вместо обычных трех. Жульничество сына расстроило Оле, который отправил будущего главного исполнительного директора корпорации на вокзал, чтобы забрать коробку с утками и затем всю ночь покрывать их лаком. Полученный опыт вдохновил Готфрида увековечить идеал отца, вырезав его на деревянной дощечке. Сегодня фотография той дощечки, сделанная размером со стену, на которой запечатлен девиз «Det bedste er ikke for godt» («Лучшее никогда не бывает слишком хорошим»), украшает вход в кафетерий штаб-квартиры LEGO в Биллунде. Эти слова требуют от каждого сотрудника фирмы только выдающихся результатов.
Сплав двух руководящих принципов — служение «строителям завтрашнего дня» и создание «только самого лучшего» — выгодно отличает датскую компанию от конкурентов и помогает ей прочно удерживать свое место на мировом рынке. Любому, кто сомневается в стремлении компании к совершенству, следует оценить усилия и навыки, которые требуются для создания практически неразрушимых кирпичиков LEGO — предметов настолько прочных и безжалостных, что свыше полумиллиона человек поставили «лайк» на странице Facebook, созданной «для тех, кто испытал боль, наступив на деталь LEGO».
Второй принцип: неустанное экспериментирование рождает подрывные инновации
Довольно часто по-настоящему значимые инновации не являются результатом одной всеохватывающей и амбициозной стратегии. Они основаны на неустанном экспериментировании, которое повышает шансы на то, что хотя бы одна попытка окажется успешной и катапультирует вас в будущее раньше конкурентов. Бизнес-стратег Гэри Хэмел подчеркивает эту идею в книге «Будущее менеджмента», где утверждает: «Инновации — это всегда игра в числа: чем больше вы играете, тем выше шансы сорвать куш». LEGO хорошо усвоила этот принцип. У нее нет недостатка в творчестве, и она размещает множество ставок на инновации. Кроме того, ей не занимать упорства и терпения, необходимых для получения выигрыша.
Даже в ранние годы компания постоянно экспериментировала с новыми идеями, иногда делая смелые ставки на неопробованные технологии. В 1946 году предприятие стало первым производителем игрушек в Дании, который приобрел термопластавтомат — машину для литья пластмассы в форму под давлением. Цена устройства вдвое превышала прибыль компании, полученную за предыдущий год. (Члены семьи едва отговорили Оле Кирка от покупки сразу двух машин.) Для датского плотника, который прожил всю жизнь в сельской местности и не работал ни с чем, кроме дерева, пластик представлял собой рискованный и вместе с тем судьбоносный выбор. Руководство компании показало удивительную настойчивость, проведя значительную часть следующего десятилетия в поисках решения важного вопроса: какую форму придать кирпичику LEGO?
В первую очередь Оле Кирк и Готфрид, который в 1950 году получил должность младшего управляющего директора, видоизменили самозащелкивающиеся строительные кирпичики, предложенные британской изобретательницей Хилари Фишер Пейдж — пластиковые кубики с восемью шипами, расположенными в два ряда, из которых можно было собирать маленькие домики и другие вещи, — скорректировав их размер на 0,1 мм и отточив углы. Результатом проделанной работы стал автоматически соединяемый кирпичик, сделанный из ацетилцеллюлозы, с маленькими шипами, которые по-прежнему венчают фирменные детали LEGO, и полым внизу. Хотя кирпичики соединялись друг с другом, получавшиеся творения не отличались особой прочностью. Ребенок мог собрать из них игрушечный домик, который разрушался при первом толчке. Вот почему многие продавцы возвращали непроданные наборы обратно. Что еще хуже, после посещения завода компании в Биллунде датский журнал Legetøjs-Tidende, представляющий индустрию игрушек, заявил: «Пластиковые игрушки никогда не заменят качественные и прочные изделия из дерева». Несмотря на недоверие покупателей к пластмассе и жесткую критику со стороны некоторых продавцов, Кристиансены стояли на своем.
Машина для литья кирпичиков LEGO, 1947 год
В следующее десятилетие Готфрид продолжил работу над своими «LEGO Mursten» (кирпичиками LEGO). Но они все равно недостаточно прочно крепились друг к другу и часто страдали от эффекта пружины: некоторые детали через непродолжительное время после сборки самопроизвольно разъединялись. Хотя компания не прекратила выпускать наборы кирпичиков, они продавались плохо, так что на их долю приходилось лишь 5-7 процентов общих продаж компании в начале 1950-х годов.
Готфриду понадобились годы неудачных экспериментов, прежде чем он, наконец, наткнулся на систему соединения по типу шип-трубка, в которой выступы, находящиеся на вершине одного кубика, помещались между круглыми трубками и боковыми стенками другого изделия. Жесткий допуск и отличное сцепление современных кирпичиков, которые производятся из акрилонитрилбутадиенстирола (АБС-пластика), позволили шипам и трубкам не разъединяться. Этот дизайн, запатентованный в Копенгагене 28 января 1958 года, наделил кирпичики тем, что LEGO продолжает называть «силой сцепления». Когда ребенок соединяет два элемента, они скрепляются друг с другом, издавая характерный щелчок. Чтобы их разъединить, необходимо приложить определенное усилие. В этом и заключается магия знаменитых кирпичиков. Они прочно держатся вместе и позволяют детям смело экспериментировать в сооружении простых и сложных конструкций.
Открытая в результате бесконечной череды экспериментов, которые, впрочем, завершились более полувека назад, сила сцепления делает кирпичики LEGO игрушкой с безграничными возможностями, с помощью которой дети могут воплотить в жизнь все свои мечты. Кирпичик стал наглядным примером философии обучения посредством игры.
Кирпичик стал прорывом, плодом тяжелой и кропотливой работы. Настойчивое преследование Готфридом отдаленной цели, невзирая на трудности, — красноречивое свидетельство его упорства, ценность которого в бизнесе часто недооценивается. Медленный прогресс, совершаемый маленькими шажками, не так убедителен, как внезапное озарение. Но в случае с LEGO Group он стал залогом успеха.
В следующие годы упорство и экспериментирование продолжали оставаться главными ингредиентами рецепта инноваций для датской компании. Она демонстрировала поразительную готовность мириться с неудачами, тестируя перспективные идеи. Появлению самых популярных линеек, таких как Bionicle, LEGO Games («Игры») и серия видеоигр LEGO Star Wars («Звездные войны»), предшествовали годы экспериментов, которые нередко заканчивались провалами. Тем не менее изобретение «настоящего» (как называл его Готфрид) кирпичика, ставшего одной из величайших инноваций в индустрии игрушек, явилось самой эффектной и желанной наградой настойчивости и решимости LEGO Group.
Ранние прототипы кирпичика LEGO Как видите, компания экспериментировала с различными формами, чтобы найти оптимальную «силу сцепления»
Третий принцип: не продукт, а система
Успешный прорыв, совершенный LEGO Group, связан с ее умением предсказывать, в каком направлении будет развиваться производство игрушек. Первым дальновидным решением компании стал выбор в пользу пластика и создание кирпичика. Вторым важным шагом был переход от проектирования одиночных игрушек к целым игровым системам на основе фирменных деталей.
Задолго до патентования первой компьютерной программы LEGO сделала кирпичик совместимым с прежними версиями, чтобы новые изделия легко соединялись с деталями, выпущенными в 1958 году. Благодаря этому дети получили возможность совмещать здания, построенные с помощью одного набора, с автомобилями, осветительными мачтами, дорожными знаками, железнодорожными путями и т. д. из других наборов. Независимо от конкретной игрушки любой кирпичик обязательно соединялся с другим, то есть каждый набор мог расширяться. С выпуском каждой новой игрушки вселенная LEGO постоянно росла. Одна из ранних рекламных кампаний так резюмировала возможность бесконечной игры (а заодно и продаж), которую дает конструктор: «Вы можете строить снова и снова, не переставая. Вы никогда не устанете от LEGO». За несколько десятилетий до появления «сетей создания стоимости» и «экосистемы бренда», разработанной Apple, датская фирма использовала целостный подход к своей продуктовой линейке, объединяемой пресловутым кирпичиком.
Готфрид придумал концепцию игровой системы LEGO в январе 1954 года во время поездки на Лондонскую ярмарку игрушек. Здоровье Оле Кирка ухудшилось, поэтому Готфрид взял на себя значительную часть текущей работы. На пароме в Англию он встретился с закупщиком крупнейшего копенгагенского универмага Magasin du Nord. Тот посетовал, что большинство производителей выпускают одиночные игрушки, тогда как им следовало бы заняться разработкой согласованной системы, состоящей из взаимосвязанных наборов. Подобная система гарантировала бы постоянные продажи. Готфриду понравилась эта идея. После возвращения домой в течение нескольких недель он разрабатывал критерии конкурентоспособной системы. В конечном счете Готфрид остановился на шести качествах, которые назвал «Принципами игры» LEGO и ознакомил с ними всех сотрудников:
- Ограниченность размеров при безграничной свободе воображения.
- Доступность.
- Простота, прочность и разнообразие.
- Развлечение для детей и взрослых.
- Настоящая классика без необходимости в замене.
- Простота дистрибуции.
Используя перечисленные принципы в качестве отправкой точки, Готфрид взялся за пересмотр обширного портфеля компании, который на тот момент насчитывал свыше двухсот деревянных и пластиковых игрушек. Он решил, что кирпичик LEGO лучше всего соответствует всем шести атрибутам и представляет собой прекрасную возможность для развития настоящей игровой системы, которая приведет к значительному росту производства и продаж.
Вместе с небольшой группой квалифицированных дизайнеров на протяжении следующего года Готфрид работал над организацией наборов LEGO Mursten вокруг единой темы маленького городка. Новые наборы позволили детям создавать жилые дома и другие здания, содержащиеся в каталогах компании. Кроме того, дети получили возможность разнообразить городской пейзаж, а значит, раскрыть дополнительный потенциал игры за счет новых автомобилей, деревьев, кустов и дорожных знаков. Большим преимуществом LEGO System была ее гибкость. Родитель мог купить один комплект, а затем в зависимости от запросов ребенка добавить к нему любое число дополнительных наборов. Датский производитель даже выпустил особые комплекты деталей для этой цели, состоящие всего из одного-двух специальных элементов и менее чем пятидесяти кирпичиков. Они замышлялись как недорогое и «спонтанное» дополнение к существующим наборам.
В своем послании от 1955 года, адресованном торговым агентам компании, Готфрид заострил внимание на философии, которая лежит в основе LEGO System: «Наша идея заключалась в создании игрушки, которая готовит ребенка к жизни, разжигает его воображение, дает импульс к творчеству и радость созидания, что является движущей силой внутри каждого из нас».
Несмотря на большие надежды, которые Готфрид возлагал на LEGO System i Leg (Систему игры), ее представление в феврале 1955 года на ярмарке игрушек в Нюрнберге сопровождалось смешанными отзывами. Вот как высказался о ней один из посетителей: «Продукт не в состоянии что-либо предложить немецкому рынку игрушек». (Сегодня Германия — один из главных рынков LEGO Group, исходя из объемов продаж на душу населения, опережающих даже США.) Но сотрудник Magasin du Nord, который тринадцать месяцев назад подал Готфриду идею с набором, был так впечатлен новинкой, что выделил для ее презентации большую площадь на первом этаже универмага.
Запуск System i Leg состоялся, и датские потребители оценили ее по достоинству. После выхода на немецкий рынок в 1957 году продажи удвоились, а в 1958 они снова показали двукратный рост. Что еще важнее, успех набора побудил Готфрида продолжать эксперименты, которые привели к созданию современного кирпичика с шипами и трубками. Теперь, когда он полностью соответствовал требованию Оле Кирка производить продукты только самого высокого качества, а игра прочно заняла свою нишу, датская фирма стала активно развивать «городские» тематические наборы, в которые вошли заправочная станция, автомобильный салон и пожарная часть. Компания наткнулась на золотую жилу: игра постоянно развивалась, «обрастала» новыми темами — замками, космическими кораблями, поездами, пиратами и многим-многим другим, — что давало детям больше возможностей для «безграничной игры». Кирпичик LEGO сулил бесконечную радость, и противостоять этому «искушению» было сложно: чем больше вы покупаете, тем больше можете построить.
Четвертый принцип: чем уже фокус, тем прибыльнее инновации
Когда Готфрид сделал ставку на кирпичик, он отказался от производства игрушек из дерева. Решение о прекращении выпуска изделий, на долю которых приходилось 90 процентов ассортимента компании, не могло быть простым. Но Готфрид считал, что чрезмерное обилие вариантов может помешать созданию новой игровой концепции и количество не всегда означает качество. Направление ограниченных ресурсов компании на что-то одно, а именно на пластиковый кирпичик, обещало вылиться в появление все большего числа новых и прибыльных продуктов. Отказавшись от проектирования деревянных игрушек, дизайнеры с удвоенной энергией взялись за изучение новых возможностей использования кирпичика.
Идея о том, что компания должна сосредоточить свои ресурсы на одном основном виде деятельности, противоречит популярным представлениям об инновациях, согласно которым талантливые сотрудники могут иметь широкое поле для творчества и исследовать «голубой океан» никем не охваченных рынков, создавая «подрывные» технологии (к этим темам мы еще вернемся). Но Готфрид обнаружил, что LEGO System обладала достаточной гибкостью для того, чтобы в очень узких границах могли поместиться множество инноваций. Для него любая дизайнерская идея была подходящей, если в ее основе лежал кирпичик, а она сама соответствовала Системе игры. В последующие годы, по мере того как дизайнеры совершенствовали свои навыки работы с кирпичиком, они производили все больше и больше прибыльных продуктов, от кубиков DUPLO для дошкольников, хитроумных осей и балок линейки Technic для продвинутых «строителей» до программируемых деталей Mindstorms. Но все инновационные продукты появились в результате инноваций «внутри кирпичика». Четко определив границы профильного бизнеса компании, Готфрид предоставил своим дизайнерам возможность развить ряд уникальных навыков работы с кирпичиком, которые компания затем много лет эксплуатировала. «Меньше значит больше» — это принцип, о котором забывают многие фирмы и который в конце двадцатого века забыла и сама LEGO.
Сделав ставку на кирпичик, Готфрид продолжил направлять усилия компании в рамках четко определенных границ. Для достижения единообразия он ограничил число возможных форм и цветов производимых LEGO деталей. Чтобы гарантировать совместимость всех наборов друг с другом, главный исполнительный директор компании лично утверждал каждый новый элемент. Готфрид отвергал предложения дизайнеров куда чаще, чем принимал, строго контролируя цвета и форму кирпичика в первые двадцать лет его существования. Твердая решимость Готфрида заниматься лишь несколькими вещами, но на самом высоком уровне — работа исключительно с кирпичиком и ни с чем другим, — предвосхитила один из главных уроков другого великого изобретателя, который буквально штамповал новые продукты, — Стива Джобса, любившего повторять: «Инновации означают отказ от тысячи вещей». Знание того, что нужно вынести за скобки — даже если речь идет о действительно хороших вещах — порой способно значительно улучшить результаты вашей деятельности. Возьмем, например, универсальный строительный набор LEGO от 1977 года. Он состоял всего из нескольких десятков форм, окрашенных в семь цветов. Тем не менее невероятная простота и практичность превратили его в бестселлер.
Жесткий контроль, установленный Готфридом над ассортиментом производимых изделий, заставил дизайнеров творить внутри ограниченного набора элементов. Хотя кто-то посчитает это странным, но четкие границы помогли разработчикам сконцентрироваться на самых важных вещах, что, в свою очередь, стимулировало их творчество. Например, каталог 1975 года включал большое разнообразие игрушек, в том числе один из первых автомобилей Renault, вертолет, гоночное авто «Формулы-1», семью из трех человек (с двумя собаками), ветряную мельницу, город на Диком Западе, больницу, поезд (с цистерной, пассажирским вагоном и подвижным краном), а также железнодорожную станцию. Для изготовления всех комплектов использовался все тот же ограниченный набор форм и девять различных цветов.
Ставка на кирпичик была рискованной стратегией, превратив LEGO в производителя, по сути, одной игрушки. Наличие у компании большого числа конкурентов только подчеркивало однобокость стратегии Готфрида. К концу 1950-х годов существовало множество производителей сборных игрушек, таких как Minibrix (прорезиненные соединяющиеся кубики), Lincoln Logs (деревянные бревна с пазами) и Erector (металлический конструктор). В свое время каждый из них пользовался популярностью, но ни один не дошел до создания игровой системы. Постепенно все они сошли на нет. Только Готфрид по достоинству оценил потенциал очень концентрированной, бесконечно расширяемой и полностью интегрированной системы, построенной вокруг кирпичика.
Пятый принцип: подлинность
С первого взгляда непросто увидеть, как мир, созданный из ярко раскрашенных кусочков неразрушимого АБС-пластика, который используется для производства деталей LEGO, может быть аутентичным. Неподвижный пластмассовый кубик, равно как и миниатюрные лодки, краны, двери, электромоторы, флаги, гаражи, шарниры, крючки и тысячи других элементов — вот из чего дети создают придуманный мир LEGO. Это искусственный мир, состоящий из пластиковых ниндзя, драконов, затонувшей Атлантиды, скелетов, охотников за сокровищами и других, поистине бесчисленных творений. И тем не менее для датской компании стремление к подлинности не пустой звук.
LEGO уже давно поняла, что фантазии детей коренятся в реальной жизни. Другими словами, мир, который дети видят каждый день, служит пищей для их воображения. Задолго до появления современного кирпичика одной из самых популярных игрушек Оле Кирка была пластмассовая модель трактора 781 Ferguson производства Massey Ferguson, который использовался на многих европейских фермах после войны. За этим стояла вполне понятная логика: если у папы есть трактор, сын обязательно захочет такой же, а вместе с ним и миниатюрные ковши, культиваторы и другие приспособления, крепящиеся к игрушке. Сегодня любой желающий, зайдя на YouTube, найдет множество роликов, выкладываемых взрослыми поклонниками конструктора, с демонстрацией радиоуправляемых мини-тракторов из кирпичиков фирмы Massey Ferguson.
В середине и конце 1950-х годов LEGO продолжала стремиться к подлинности, предлагая покупателя серию небольших металлических и пластиковых грузовиков, которые в точности воспроизводили распространенные в то время модели Citroën, Mercedes и Opel. Первые наборы, сделанные из кирпичика современного образца, включали городские элементы, знакомые любому ребенку: пожарное депо, церковь, бензозаправочную станцию Esso и даже автомобильный салон VW. Рекламная кампания LEGO 1960-х годов так характеризовала эти и более поздние наборы: все, что вы строите с помощью фирменных кирпичиков, «так же реально, как сама жизнь».
В мире, в котором становится все больше ярких подделок, мы жаждем встречи с настоящим. Дети, как и взрослые, интуитивно тянутся ко всему подлинному, и LEGO прекрасно это понимает. Даже разрабатывая элементы вымышленной вселенной, находящейся где-то далеко-далеко, как в случае со «Звездными войнами», она укореняет свои продукты в реальности. Когда все 274 детали истребителя X-wing будут собраны, вы удивитесь его поразительному сходству с «Крестокрылом» из фильма Джорджа Лукаса. И это лишь один из примеров.
Английское слово «authentic» происходит от греческого «authentikós», что означает «оригинальный, подлинный». И как мы видели, датская корпорация разработала свой собственный рецепт оригинальности. Кирпичик LEGO — первое изделие подобного рода. Разработанная ею Система игры не похожа ни на что другое. Если вы введете в Google запрос «подделка LEGO», то получите свыше шестнадцати миллионов результатов — чем не свидетельство самобытности конструктора? LEGO настолько оригинальная, что породила тысячи имитирующих ее продуктов, равно как и откровенных подделок. Выпустив линейки продуктов, которые погружают покупателей в необычные вымышленные миры, например, Bionicle или Power Miners (Шахтеры), компания продемонстрировала, что подлинное не всегда значит «настоящее», существующее в действительности. Настоящей является связь детей и «взрослых» детей друг с другом и с LEGO, когда они погружаются в творческий процесс создания удивительных вещей из маленьких кирпичиков. Для многих взрослых поклонников конструктора классические игрушки, такие как «Желтый замок» или «Космический корабль», представленные в конце 1970-х годов, воскрешают в памяти яркие детские впечатления и, безусловно, стимулируют покупку наборов для их сыновей и дочерей. LEGO делает людей ближе друг к другу — через игру, общение в интернете, встречи фанатов и многое другое, — что, в свою очередь, помогает ей сохранять жизнеспособность на протяжении восьмидесяти с лишним лет.
Шестой принцип: сначала магазины, потом дети
Прогуливаясь по штаб-квартире LEGO в Биллунде, вы найдете множество доказательств почтительного уважения компании к детям. В проектно-конструкторской студии, где почти все столы заставлены причудливыми сборными игрушками, повсюду висят большие плакаты с изображением играющих детей. Среди девизов Группы есть такие, как «Дети — наши примеры для подражания» и «Мы считаем, что нужно питать ребенка, живущего в каждом из нас». Эти высказывания могут показаться чересчур слащавыми, но на самом деле уважительное отношение к детям — такой же важный корпоративный актив, как и сам кирпичик. Все игрушки LEGO сборные, они воздействуют на воображение детей в процессе конструирования и зависят от маленьких «строителей» больше, чем любые другие наборы. Дизайнеры и разработчики понимают, что даже самая простая игрушка, например, коробка с основными деталями, никогда не оживет, если ей не помогут руки и ум ребенка. Тем удивительнее узнавать, что, несмотря на важность детей для компании, бо́льшая часть ее внимания обращена на другую аудиторию.
Хотя миссия LEGO Group заключается в развитии детей через игру, основной приоритет корпорации — магазины. Вряд ли можно назвать совпадением тот факт, что торговец, сотрудник универмага Magasin du Nord, вдохновил Готфрида на создание одной из ключевых инноваций компании — Системы игры. С самого начала Оле Кирк и Готфрид пытались наладить тесные связи с магазинами, которые закупали их игрушки. Руководители LEGO знали, что, прежде чем получить доступ в детские комнаты, они должны завоевать магазины.
Необходимость установления близких, личных взаимоотношений с торговыми сетями почувствовалась особенно остро весной и летом 1951 года, когда торговый представитель компании сообщил Оле Кирку, что не стоит ждать новых заказов до тех пор, пока магазины не начнут размещение рождественских заказов после летних каникул и отпусков. Считая, что производство игрушек, которые будут месяцами храниться на складах, — непозволительная роскошь для фирмы, Оле Кирк решил закрыть завод на лето.
Готфрид, однако, полагал, что приостанавливать работу — большая ошибка. Вместе со своей женой Эдит он объездил всех закупщиков южной Ютландии и насобирал достаточно заказов на летний период. Его поездка оказалась настолько успешной, что затем он посетил и другие районы страны. До конца года Готфрид побывал почти во всех магазинах Дании.
В 1950-1960-е годы происходило расширение торговой сети LEGO, которая охватила Западную Европу и Соединенные Штаты Америки. Совместно с магазинами фирма организовывала красочные экспозиции. Каталог 1963 года содержал впечатляющий список материалов, доступных для розничных торговцев: календарь, отдельные стеллажи с игрушками, подвесные вывески, подсветку для витрин, плакаты для стен, демонстрационные модели и даже короткие фильмы, демонстрируемые в кинотеатрах перед началом главной картины. С самого начала LEGO понимала, что ее наборы будут покупать снова, если они понравятся детям, тогда как первые продажи полностью зависят от поддержки розничных предприятий.
Принадлежности для магазинов из каталога LEGO 1963 года
Амбициозная миссия. Неустанное экспериментирование. Системное мышление. Дисциплина и концентрация. Притягательность настоящего. Воодушевление клиентов, акцент на магазинах. Эти шесть принципов в 1960-х годах принесли компании такие продажи, на которые мало кто рассчитывал, как в Западной Европе, так и в США, Азии, Австралии и Южной Америке, и позволили ей заметно расширить перечень своих инновационных продуктов.
|
|