Публикуется с согласия редакции "Вестника McKinsey".
Статья вышла в 21-м номере журнала.

Будущее мировых центров инноваций

Раздел: Стратегия
Автор(ы): Андре Андонян, Кристоф Лус, Луис Пирес
размещено: 10.08.2010
обращений: 13301

В настоящее время вниманием руководителей компаний и государственных лидеров практически полностью завладел мировой экономический кризис. Однако им не следует упускать из виду и такой аспект, как разработка и внедрение инноваций.
Руководители компаний осознают, что от инноваций зависит будущий успех их бизнеса, а государственные лидеры понимают, что в долгосрочной перспективе с инновациями тесно связано развитие городов и целых государств. И даже в период экономической нестабильности — а может быть, как раз именно в этот период — инновации остаются важнейшим фактором, определяющим различия между экономически успешными участниками рынка и всеми остальными.

Компания McKinsey сотрудничала с Всемирным экономическим форумом в работе по созданию «тепловой карты инноваций», для которой мы определили ряд факторов, присущих успешным мировым центрам инноваций. В рамках этого проекта специалисты McKinsey изучили развитие сотен географических сосредоточений компаний (кластеров) во всем мире и проанализировали более 700 переменных параметров, включая факторы, стимулирующие развитие инноваций (например, параметры, описывающие конъюнктуру рынка, государственное устройство, законодательное регулирование, кадровый потенциал, инфраструктуру и спрос на местном рынке), а также замещающие показатели эффективности внедрения инноваций (например, показатель экономической добавленной стоимости, количество публикаций о компаниях в прессе, количество патентных заявок). Целью исследования было выявление тенденций, которые сопровождают развитие успешных кластеров. В ходе исследования обнаружен целый ряд устоявшихся моделей развития, из которых можно извлечь информацию о факторах, жизненно важных для роста, развития и поддержания жизнеспособности центров инноваций. Кроме того, мы собрали огромное количество фактических данных, которые могут быть использованы для выявления узких мест и сравнительного анализа эффективности деятельности городов, регионов и стран путем оценки того, как именно они меняются.

Как будет развиваться экономика знаний

Ирвинг Владавски-Бергер

Вспомните Венецию и Флоренцию на рубеже Средневековья и эпохи Возрождения. Вспомните Лондон и Нью-Йорк во времена перехода от аграрной экономической модели к эпохе всеобщей индустриализации. На протяжении всей истории человечества определенные города и примыкающие к ним регионы становились центрами инновационных разработок в самых разных областях. Это происходило благодаря сосредоточению в таких городах кадрового потенциала и финансовых ресурсов.

Сегодня, как и прежде, в становлении центров инноваций важную роль играет эффект сообщества. Чем больше талантливых людей собираются в одном месте, тем сильнее взаимное влияние их мыслей и действий и тем более мощный стимул к разработке инноваций получает все сообщество в целом. Наличие кадрового потенциала необходимо для формирования центра инноваций, однако для поддержки талантливых людей, воплощения их изобретений в продуктах и вывода этих продуктов на рынок также требуется капитал. Не менее важно обеспечить постоянное развитие культуры, для которой важнейшей ценностью станет разнообразие идей и опыта. Если центру инноваций удается выполнить все перечисленные задачи, то совокупный эффект инновационного сообщества становится значительным препятствием для конкурирующих регионов.

В период перехода от индустриальной экономической модели к экономике знаний чрезвычайно важную роль играют информационные технологии. На протяжении последних 30 лет мы наблюдали возникновение и развитие центров технологических инноваций, например Кремниевой долины или Бостона, которые разворачивались вокруг крупнейших университетов (Стэнфордского университета, Калифорнийского университета в Беркли, Массачусетсского технологического института).

Однако в настоящее время происходят весьма примечательные процессы. Информационные технологии остаются движущим фактором перехода к экономике знаний. Но в ближайшем будущем технологии и продукты, разработанные в лабораториях, будут играть все менее значительную роль для общего развития инноваций и поддержания экономического роста по сравнению с методами использования данных изобретений за пределами лабораторий. Деятельность людей, способных выступать в качестве поставщиков услуг, как и в качестве их потребителей, приобретает особенно важную роль.

Иными словами, будущие возможности для развития инноваций, повышения производительности, создания рабочих мест и обеспечения экономического роста заключаются в том, каким образом мы используем огромный прогресс в сфере ИТ, возможности интернета и других сопутствующих технологий для решения задач, касающихся рынка и общества в целом, а также каждой отдельно взятой отрасли — от здравоохранения до управления финансами, индустрии развлечений и СМИ. Я полагаю, что суть перехода к экономике знаний будет заключаться в создании рыночных отношений на базе ИТ-технологий и в социальных преобразованиях.

В принципе города масштаба Лондона и Нью-Йорка, обладающие мощным кадровым потенциалом и занимающие устойчивое экономическое положение в важнейших отраслях, имеют прекрасные шансы на успех, если начнут активнее развивать технологии и проектирование. И тогда уже Кремниевой долине, Бостону и другим центрам инноваций, основанным на высоких технологиях, придется прилагать усилия, чтобы не отставать от них. Традиционные центры инноваций благодаря их открытости для сотрудничества и культуре постоянного создания возможностей, конечно же, останутся привлекательными для талантливых людей и инвесторов всего мира. Однако, чтобы использовать преимущества инноваций, связанных с социальными аспектами, которые в ближайшие несколько лет станут важнейшим фактором экономического роста, традиционные центры инноваций должны приобрести урбанистические черты — сложность и разнообразие культурной и отраслевой базы.

Иными словами, недостаточно просто создавать социальные сообщества технических специалистов или предпринимателей — необходимо расширить палитру экономических и культурных аспектов.

Ирвинг Владавски-Бергер (Irving Wladawsky-Berger) — почетный председатель IBM Academy of Technology

Создание кластера: основные принципы и приоритеты

В ходе исследования был выявлен комплекс основных принципов, соблюдение которых необходимо для создания минимальной инфраструктуры кластера. Чтобы тот или иной регион стал привлекательным местом для создания кластера, очень важно, чтобы этот регион соответствовал требованиям к качеству физической инфраструктуры (электроснабжение, транспорт, связь) и государственного управления (правовое регулирование, политическая стабильность). Достижение минимального порогового уровня по данным показателям — важнейшая предпосылка создания кластера. Интересно отметить, что дальнейшие усовершенствования инфраструктурной базы приводят лишь к минимальному приросту мощностей в сфере инноваций.

После формирования инфраструктурной базы центры инноваций должны определить для себя приоритетные задачи с учетом сектора, в котором будут действовать компании кластера. Компания McKinsey провела исследование самых успешных кластеров мира. Согласно результатам этого исследования, прежде чем начать активно расширяться, такие кластеры стремились позиционировать себя как игроков мирового класса в каком-либо инновационном направлении. Такая постановка приоритетной задачи позволяла им целенаправленно использовать дефицитные ресурсы, например рабочую силу и капитал, для развития навыков и завоевания доверия других участников рынка.

Расположение кластеров на тепловой карте инноваций

В случае успешной реализации этих первых двух этапов формируется тип кластера, для обозначения которого авторы используют термин «горячий источник инноваций»: небольшой и динамично развивающийся центр инноваций, в котором действует незначительное количество компаний и который стремится завоевать международное положение значимого игрока в узкоспециализированной области. Результаты исследования показывают, что дальнейшее развитие таких центров инноваций происходит главным образом по трем основным моделям.

  • «Героические затраты». Центры используют крупномасштабные целевые государственные инвестиции, направленные на развитие определенных перспективных секторов и дающие кластерам ощутимую поддержку на начальных этапах становления. Поддержка может оказываться в различных формах, включая субсидии, временное освобождение от уплаты налогов и прямые инвестиции. Многие центры инноваций находили такую модель развития привлекательной, в то же время реализовать ее на практике, как свидетельствует исторический опыт, весьма сложно. Дело в том, что государственные инвесторы зачастую не способны грамотно определить наиболее перспективные сектора, создать устойчивую систему стимулирования и обеспечить эффективный переход кластера на следующий этап, на котором отпадает необходимость в государственной поддержке.

  • «Выгодные сделки». Модель развития регионов, способных привлекать к сотрудничеству солидные компании (чаще всего зарубежные), заинтересованные в использовании преимуществ местного рынка, например наличия недорогой высококвалифицированной рабочей силы или возможности выхода на более крупные рынки в регионе. Если такое сотрудничество оказывается успешным, то центр получает возможность развиваться и со временем увеличивать добавленную стоимость, меняя свою специализацию с производства на базовое проектирование и в дальнейшем на конструирование и разработку инноваций. Чтобы добиться успеха, регионам необходимо создать механизм, обеспечивающий эффективный приток внешних знаний в местное сообщество, а также разработать инструменты и процессы, способствующие повышению уровня квалификации местных кадровых ресурсов.

  • «Оазисы знаний». Области, в которых сосредоточено большое количество высококвалифицированного персонала (например, расположен крупный исследовательский институт или правительственная лаборатория НИОКР). Такие центры для достижения экономического успеха пользуются преимуществами технического превосходства. Однако выбор такой модели развития редко оказывается удачным. Чтобы преодолеть пропасть, которая лежит между зарождением новой идеи и выходом нового продукта на рынок, необходимо привлекать большие объемы инвестиций и обладать незаурядными предпринимательскими способностями. Кластеры инноваций могут достичь впечатляющих темпов роста в краткосрочном периоде. Однако лишь немногие из этих многообещающих «горячих источников» могут выдержать проверку временем. Большинство из них рано или поздно исчерпывают доступные ресурсы, что существенно тормозит их рост.

Становление кластера: обеспечение кадрового потенциала

В ходе исследования авторы обнаружили, что в разных секторах решающее значение для развития инноваций имеют различные факторы. Например, если для одних секторов жизненно важное значение имеет нормативно-правовая ситуация в регионе, то в других секторах таким ключевым фактором является доступность венчурного капитала или наличие местной клиентской базы. Однако существует один общий фактор, определяющий — или, точнее, ограничивающий — развитие инноваций в любом секторе. Это наличие квалифицированных кадров, специализирующихся в соответствующих областях. Для достижения первых успехов в центре инноваций достаточно привлечь главным образом местных специалистов, однако по мере развития и усложнения структуры кластера все более важную роль играет формирование обширной кадровой базы: привлечение, развитие и удержание специалистов мирового уровня.

Потребность в квалифицированных кадрах ощущается в любой стране мира, однако сложности, которые необходимо преодолеть для удовлетворения этой потребности, в разных странах имеют различный характер. Япония и страны Западной Европы испытывают серьезные демографические проблемы: население быстро стареет, растет число пенсионеров. Поэтому необходимо либо привлекать новые кадры, либо повышать производительность труда. В странах Северной Америки актуальна проблема замены большого количества иммигрантов — специалистов узкого профиля, которые в настоящее время стоят перед выбором: продолжить работу или вернуться на родину. Развивающиеся страны Азии имеют преимущество за счет огромной численности трудоспособного населения, тем не менее, для того чтобы повысить квалификацию персонала до уровня мировых стандартов, эти страны должны обеспечить обучение более существенной доли населения. Странам Азии также необходимо повышать привлекательность центров инноваций, чтобы успешно конкурировать в борьбе за квалифицированные кадры на международном рынке труда. Для поддержания первоначального роста достаточно создать инфраструктуру, удовлетворяющую основные потребности. Однако для того, чтобы регион превратился в настоящий центр инноваций, он должен стать привлекательным в глазах иностранных специалистов международного уровня.

Поддержание жизнеспособности кластера: фундамент для обновления

Чтобы обеспечить рост новых центров инноваций на этапе становления, необходимо сосредоточить усилия в одной определенной области. Однако по мере дальнейшего развития центров возникает необходимость в разработке новых направлений бизнеса, в том числе в новых секторах экономики. Диверсификация необходима для выживания центров инноваций в долгосрочной перспективе: она позволяет пережить неизбежные спады, затрагивающие отдельные сектора, и дает толчок к непрерывному обновлению. Молодые компании, занимающиеся разработкой и внедрением инноваций, обычно возникают в смежных отраслях, а иногда центры инноваций привлекают из других регионов новых игроков, которые стремятся воспользоваться преимуществами местной инфраструктуры и кадровым потенциалом региона. Из доступных авторам данных можно сделать вывод, что развитие кластеров инноваций идет в следующих направлениях:

  • «Волнующиеся океаны»: крупные, активно развивающиеся инновационные экосистемы, в которых постоянно возникают новые компании и отмирают старые. В таких центрах изменения происходят естественным образом: новые лидеры приходят на смену старым, а ключевая роль переходит от одних секторов к другим. Это обусловлено регулярным самообновлением центров благодаря внедрению важных революционных инноваций.

  • «Тихие озера»: медленно растущие инновационные экосистемы, которые опираются на несколько очень крупных компаний, занимающих устойчивые позиции на рынке и работающих в небольшом количестве секторов. Такие кластеры часто становятся источником стабильного потока «эволюционирующих» инноваций и постепенных усовершенствований.

  • «Пересыхающие пруды»: центры инноваций, не способные расширить сферу деятельности или увеличить число входящих в них компаний. Такие центры постепенно перемещаются к начальным звеньям цепочки создания стоимости, поскольку роль инноваций в узкой области их специализации становится все менее важной, а инновационные продукты, которые совсем недавно считались эксклюзивными, быстро переходят в разряд товаров массового производства.

Основанная на фактах методика составления «тепловой карты инноваций» позволяет взглянуть на эту область деятельности в новом свете и провести объективный анализ как результатов инноваций, так и региональных узких мест. В будущем авторы планируют развивать данный подход как инструмент для пересмотра традиционных взглядов на то, какие факторы благоприятствуют развитию инноваций, освещая эту жизненно важную тему в новом ключе.

Статья написана специально для «Вестника McKinsey».

Об авторах:

    Андре Андонян (Andre Andonian) — партнер McKinsey, Мюнхен; руководитель Экспертной группы по высоким технологиям (Европа, Средний Восток и Африка)
    Кристоф Лус (Christoph Loos) — младший партнер McKinsey, Франкфурт
    Луис Пирес (Luiz Pires) — консультант McKinsey, Мюнхен; менеджер Экспертной группы по высоким технологиям (Европа, Средний Восток и Африка)


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Стратегические игры. Доступный учебник по теории игрСтратегические игры. Доступный учебник по теории игр
UX-стратегия. Чего хотят пользователи и как им это датьUX-стратегия. Чего хотят пользователи и как им это дать
Взрывной рост. Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать)Взрывной рост. Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать)

Отзывы

Энвил
Похоже «пересыхающие пруды» хорошее поле для хедхантеров.
2010-12-03 10:54:35
Ответить




МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)