Образование для «новой» экономики
Автор: Вячеслав Макович, управляющий партнер VM Consult
Источник: E-xecutive.ru
Знания — новое поле битвы между странами, компаниями и личностями. Но существующая образовательная система не направлена на повышение уровня интеллектуального и творческого развития. Учебные заведения — это «лабиринт, который необходимо пройти, чтобы выйти на волю и реализовать стремление к реальному обучению». А как можно иначе?
Аграрная эпоха характеризовалась развитием земледелия и животноводства, выделением специализированного ремесла. Наиболее ценным ресурсом стали плодородные земли. Основой промышленной эпохи стали машинные технологии, позволившие осуществлять массовое производство. Самым ценным ресурсом стали машины и оборудование. Наступающая информационная эпоха берет за основу знания, а наиболее ценным ресурсом становится квалифицированный, коммуникабельный и творческий работник.
Кризис современной образовательной практики
Знания — новое поле битвы между странами, компаниями и личностями. Но направлена ли существующая образовательная система на максимизацию уровня интеллектуального, творческого и коммуникационного развития? Или же учебные заведения уподобились «лабиринту, который необходимо пройти, чтобы выйти на волю и реализовать стремление к реальному обучению»?
И вот, нобелевский лауреат Пол Кругман (Paul Krugman) уже эпатажно заявляет, что «все, чему учили экономистов в течение последних тридцати лет, в лучшем случае бесполезно, а в худшем — вредно».
Смена экономической эпохи ведет к кризису современной образовательной практики. Объемы информации, необходимые для дальнейшей жизни, переросли возможности усвоения в рамках учебного процесса. При этом возможности самостоятельного получения данных, информации и знаний — резко возросли.
Задачи обучения
Согласно различным научным подходам, основными мотивами обучения являются:
- Культурный / человеческий капитал: знания (теории человеческого капитала; Шульц, Беккер);
- Социальный капитал: связи (институциональная экономика; Ноук);
- Символический капитал: гарантийные сертификаты (информационная экономика; Спенс-Штиглиц).
Также стоит отметить классовый подход (Веблен, Вебер, Бурдье) и возрастной подход (университет, как переходный период перед вступлением во взрослую жизнь; Парсон, Эриксон).
Наибольшие нарекания руководителей приходятся именно на уровень знаний сотрудников: ограниченность познаний и навыков, отсутствие системного мышления и инициативы.
Система «Push»-образования (в утрированной форме — механистическое одностороннее распределение учебных материалов согласно учебному плану) уже не дает результатов: только 13% сотрудников заинтересованы в своей работе, 67% просто работают по предписанию, а 20% уже активно ищут новую работу (по исследованию Gallup).
«Pull»-образование должно научить не только правильно решать задачи, но и решать правильные задачи. Современные специалисты не могут жить по принципу «задача — решение — сверка ответа — оценка», они должны быть способны самостоятельно ставить вопросы. Успешные люди «новой» экономики не могут ограничивать себя лишь аналитическими методами анализа, они должны рассматривать проблемы с более высоких уровней абстракции.
Для этого необходимо:
- Наличие высокого уровня базовых знаний;
- Способность к эффективному усвоению знаний;
- Наличие системного мышления.
Таким образом, с точки зрения развития культурно-человеческого капитала система образования должна выполнять функции: (1) оказания учащемуся помощи в изучении того, что он желает, и того, что ему необходимо знать; (2) обучение его более эффективному усвоению знаний и навыков. Дополнительными функциями являются (3) мотивация к учебе и контроль.
Согласно Расселу Акоффу (Russell Ackoff), «главная задача обучения — облегчение выбора задач и их выполнения».
Некоторые принципы «Pull»-обучения
Гибкий учебный план
Расписание должно составляться не только исходя из представлений преподавателей и стандартов, но и из интересов учеников. Ученику должны быть разъяснены место и ценность каждой позиции учебного плана. Предметы должны даваться пакетами из нескольких взаимосвязанных дисциплин (интенсивный курс из нескольких дисциплин в течение двух-трех недель, затем — экзамен и следующий пакет курсов).
Упор на самостоятельное изучение материала
Зачем слушать лекцию, если ту же информацию можно прочитать в книге?
Необходимо уделить пристальное внимание развитию способностей получения учениками информации (поиск источников, работа с текстами, систематизация информации, организация рабочего процесса) и достижения понимания (методы анализа, системное мышления).
Работа должна вестись на основе Цикла Деминга (PDCA): 1) планирование, 2) реализация, 3) проверка, 4) исправления. Причем, участие преподавателя допускается только на 1-й и 3-й фазах.
Обучение «Сверху-Вниз»
В рамках традиционной системы образования мы имеем четкую последовательность «теория-практика»: сначала идет объяснение, затем практическая работа.
В системе «Push»-образования первичной становиться практика, которая в дальнейшем «вытягивает» за собой теоретические знания. При этом, однако, ни в коем случае, не следует отрицать необходимость базового теоретического естественно-научного фундамента.
Выработка внутренней мотивации
«Не для жизни, а для школы учимся», — писал еще Сенека.
Куда проще выучить иностранный язык для общения с зарубежными друзьями, чем для сдачи школьного экзамена.
Мотивацией должно служить решение реальных проблем (студенты должны понимать, как и куда они смогут применить свое умение вычислять производную n-го порядка) и выбор интересных предметов. Креденциализм (вера в «корочки») должен смениться внутренней заинтересованностью ученика.
Минимизация однонаправленных коммуникаций
Наилучшее понимание вопросов происходит в процессе семинарских дискуссий, возглавляемых опытным специалистом-практиком.
Семинарские дискуссии должны стать объединением в группы с целью решения проблем. Поводом и предметом для такой дискуссии может служить разбор кейса. Причем участвовать в обсуждении кейса должны ученики всех направлений, это позволит взглянуть на проблему с разных сторон.
Экзаменационный вопрос как повод для общения
«Лучшие уроки дают экзамены». В процессе подготовки и сдачи экзаменов ученики получают большие объемы информации.
Но современные экзамены — это проверка способности воспроизведения полученной информации, зачастую оценивающая не понимание предмета, а память, усидчивость экзаменуемого или, в худшем случае, умение пользоваться «шпорами». Полная деградация экзаменов — это тесты.
Экзамены должны проводиться в устной форме и с привлечением других учеников к приему экзаменов.
Заключение
Новая экономика выставляет новые запросы. В то время как процесс преподавания, несмотря на перемены в обществе, не меняется уже, по меньшей мере, полвека. Преподаватели должны становиться в большей степени консультантами, наставниками и посредниками. Сейчас на первый план выходит умение решать важные проблемы, а не выполнять задачи.
Для своевременной идентификации и эффективного решения проблем необходимы навыки получения информации и понимание, что сейчас это возможно только в условиях непрерывного образования. А все «то, чему мы учились в школах и университетах — это не образование, а способ получить образование».
|