Виртуальная парта
Автор: Александра Бондарь
Источник: журнал "Бизнес" (№34-36, 2017)
В 2016 году онлайн учились 58 млн. человек во всем мире. Количество жаждущих получить знания, не вставая с дивана, растет из года в год. Мировые вузы в своем развитии делают ставку на удаленные курсы.
Аббревиатура MOOC, или массовые открытые онлайн-системы, появилась в 2012 г. Тогда Стэнфордский университет (США) провел первый онлайн-курс, на который зарегистрировались 160 тыс. слушателей из 190 стран.
В отчете образовательного ресурса Class Central говорится, что по итогам 2016 г. более 700 университетов мира ввели онлайн-образование. Самые популярные направления — бизнес и администрирование (19,3%) и IT (17,4%). Больше всего студентов сейчас зарегистрировано на мировой образовательной платформе Coursera — 26 млн. человек.
"Накликать" на диплом
В Украине процесс развития MOOC только набирает обороты. Небольшое количество образовательных проектов онлайн можно сегментировать на ресурсы для детей и школьников, общеобразовательные онлайн-платформы, МВА-программы, внутрикорпоративные курсы.
В отчете The 2012-2017 Worldwide Mobile Learning Market сказано, что 42% компаний признались, что онлайн-образование напрямую влияет на доходность. Об этом еще довольно давно говорил и мировой гигант IBM. По их подсчетам, каждый вложенный в образование доллар повышает капитализацию компании на 30%.
Полноценные образовательные программы в украинском бизнес-сегменте могут позволить себе крупные промышленные корпорации и IT-компании.
Все делают ставку на развитие предпринимательских и управленческих навыков, а также на повышение квалификации по профилю работы.
Кстати, именно в сфере менеджмента и бизнес-администрирования (МВА) Украина демонстрирует недостаточный уровень развития и популяризации, что обусловлено высокой стоимостью таких программ и их ограниченным набором.
Онлайн-МВА — это свободная и весьма перспективная ниша, чем и пользуются украинские бизнес-школы.
Пока стандартов программы обучения МВА не существует, каждый старается, как может.
Желающему получить степень МВА удаленно стоит обращать внимание не на новомодные названия предметов или семинаров, а на классические для всего мира финансы и учет, маркетинг, микро- и макроэкономику, HR, операционный и стратегический менеджмент, управление информационными системами.
Наличие этих дисциплин на курсе действительно может гарантировать получение полноценных знаний. Те, кто не гонится за дипломом от престижной бизнес-школы, могут самостоятельно сформировать пул предметов для обучения на различных онлайн-ресурсах.
Законодатель моды в украинском виртуальном образовании — проект Prometheus. В качестве банка знаний его выбрали около 300 тыс. человек со всей страны. Сейчас эта площадка бесплатная и предлагает лучшие обучающие программы украинских и мировых вузов.
На базе Prometheus могут учиться не только взрослые, но и дети. Для последних был разработан курс по программированию по школьной программе 5-го класса.
Образовательные мифы
Вокруг онлайн-образования ведутся оживленные дискуссии. Законодатель моды — вузы США — делает ставку на такую форму обучения. Но дело в том, что их система образования в корне отличается от нашей. "Выучил — сдал — забыл" — этот вузовский алгоритм пока непобедим.
Американские вузы воспитывают лидеров, людей, умеющих думать и находить решения, самоорганизованных и дисциплинированных.
В нашей системе координат на первом месте — оценки в зачетке и диплом. Тогда как главные ценности MOOC — это знания и коммуникация. Такая система учит самодисциплине и тайм-менеджменту.
Иван Примаченко, сооснователь Prometheus, в интервью БИЗНЕСу говорил, что будущее — за смешанной системой обучения. Онлайн должен интегрироваться в привычную для всех форму вузовского обучения.
Массовому развитию MOOC мешают несколько мифов, сформировавшихся в обществе. Недостаточный уровень знаний, отсутствие фундаментального подхода к обучению — пожалуй, самые основные. Все формы обучения будут эффективны только при наличии желания учиться и черпать для себя новую информацию.
Преимущество знаний онлайн в том, что они соответствуют современным тенденциям и реалиям. Зачастую в онлайне лекции читают практики, а не профессора-теоретики по учебникам 20-летней давности.
Развитие различных виртуальных способов коммуникации позволяет студенту полноценно контактировать с преподавателем. На онлайн-ресурсах предусмотрены чаты и форумы, где обсуждаются реальные кейсы и решаются задачи "из жизни".
Еще один миф, который берет свое начало из советских времен, — это значимость диплома традиционного вуза для работодателя. Бизнес ценит практические знания и навыки, а различные исследования подтверждают, что выпускники онлайн-платформ обладают куда большим количеством навыков и компетенций, чем обладатели вузовской корочки.
Более того, руководители позитивно воспринимают желание своих сотрудников учиться, особенно без отрыва от производства.
|