|
Принцип 2.3. Отражение возможных ошибок и проблем.
Модель бизнес-процесса должна отражать возможность возникновения ошибок, некорректных действий персонала и т.д. Должна быть разработана последовательность действий, предпринимаемых при возникновении наиболее вероятных (типовых) ошибок и проблем. Примеры моделей бизнес-процессов, отражающих указанный принцип, показаны на рисунке 24.
Рисунок 24.
Анализ бизнес-процесса показал, что для двух его процедур возможны типовые внештатные ситуации 1 и 2. Они были отражены на модели бизнес-процесса «как должно быть». Для каждой внештатной ситуации были описаны соответствующие процедуры.
Принцип 2.4. Устранение «разрывов» на функциональных стыках.
При выполнении бизнес-процесса, при передаче информации не должны возникать разрывы между функциональными подразделениями. Документ, подготовленный при выполнении процедуры одного процесса должен без задержек передаваться в соответствующее подразделение, которое, в свою очередь, должно без задержки обрабатывать этот документ. Указанный принцип поясняет рисунок 25.
Рисунок 25. Разрывы на функциональных стыках.
Принцип 2.5. Поиск и исключение неиспользуемых выходов процесса.
Промежуточные результаты выполнения процедур бизнес-процесса должны подвергаться анализу с точки зрения их последующего использования — как в рамках рассматриваемого процесса, так и других процессов. Все неиспользуемые продукты процесса или продукты, от которых можно легко отказаться, должны быть устранены. Пример применения этого принципа показан на рисунке 26.
Рисунок 26.
Анализируя модели бизнес-процессов «как есть» можно выяснить, в результате выполнения каких процедур процесса возникает тот или иной документ (файл и т.д.), в каких процедурах он в дальнейшем используется. Такой анализ может выполняться, например, при помощи следующей формы.
№ |
Наименование
документа |
Наименование
и № процедуры бизнес-процесса, создающей документ |
1 |
Документ
1.1. |
Процедура
1.22 бизнес-процесса 1. |
Документ
используется бизнес-процессом |
Наименование
и № процедур процесса |
Бизнес-процесс
3 |
Процедуры
3.1, 3.2 |
Бизнес-процесс
8 |
Процедуры
8.6, 8.11 |
... |
|
2 |
Документ 1.2. |
... |
|
|
|
Принцип 2.6. Координация работ.
Процедуры, выполняемые в рамках бизнес-процесса, должны быть скоординированы по времени и ресурсам так, чтобы не возникало узких мест по загрузке персонала, оборудования, сетей и т.д. Сказанное демонстрирует следующий рисунок 27.
Рисунок 27.
По ходу выполнения процедур бизнес-процесса, показанного на рисунке 1, может сложиться ситуация, когда руководителю отдела необходимо будет выполнять одновременно две процедуры. В итоге, руководитель будет вынужден выполнять одну работу в ущерб другой (например, анализ документа в ущерб контролю деятельности подразделения и т.п.).
Анализ времени выполнения процедур помогает выявить «узкие» места бизнес-процесса. Для проведения такого анализа могут использоваться методики и инструментальные средства имитационного моделирования.
Принцип 2.7. Устранение дублирования функций.
Функции (процедуры) бизнес-процессов, которые дублируют друг друга полностью или частично, должны быть подвергнуты анализу и реорганизации. Для того, чтобы выявить дублирование функций необходимо:
1) путем анализа моделей (либо путем анализа результатов интервью с сотрудниками предприятия) найти процедуры различных бизнес-процессов со схожими названиями и составить таблицу процедур, «подозреваемых» в дублировании;
2) каждую найденную процедуру описать в виде детального бизнес-процесса, указать входящие и исходящие документы, информацию, ресурсы;
3) проверить на совпадение содержание входящей и исходящей информации, пользователей этой информации (ресурсов), перечень принимаемых решений и т.д.;
4) выявить наличие дублирования и его причины;
5) в случае наличия полного или частичного дублирования предложить меры по его устранению.
Для анализа дублирования функций может использоваться следующая таблица.
№ |
Функция |
Исходящие
документы |
Содержание
исходящих документов |
Функция
(дубли-
рующая) |
Исходящие
документы |
Содержание
исходящих документов |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пример анализа бизнес-процессов на наличие дублирования функций представлен на рисунках 28, 29.
Рисунок 28. Модель бизнес-процесса «как есть» 1.
Рисунок 29. Модель бизнес-процесса «как есть» 2.
При совместном анализе бизнес-процессов 1 и 2 видно, что существует дублирование процедур:
Наименование
процедуры |
Исходящие
документы/файлы |
Содержание
документов (информация) |
Процедура
А
Процедура
С |
Документ
1
Документ
6 |
Информация
1 |
Процедура
Б
Процедура
Д |
Файл
1
Документ
11 |
Информация
2 |
Принцип 2.8. Контрольные точки.
Целевые показатели эффективности бизнес-процесса должны оперативно контролироваться. Для этого необходимо разработать ряд контрольных процедур и встроить их в процесс. Пример встраивания контрольных процедур в бизнес-процесс показан на рисунках 30 и 31.
Рисунок 30. Модель «как есть».
Рисунок 31. Модель «как должно быть».
Контрольную процедуру 1 можно рассматривать, например, как контроль качества продукции (информации) с обратной связью в случае возникновения недопустимых отклонений в контролируемых параметрах. Результатом выполнения контрольной процедуры 2 может явиться повторное выполнение соответствующих процедур процесса.
Гречко Сергей Николаевич, olkonsal@skif.net наглядно, конкретно и корректно Александр, Aleksandrzakharov@hotmail,com Мне понравилось. Очень много цветных картинок разных форм с разным содержанием - и очень актуально, что подписи на фигурах на иностранном языке. Сразу видно, что автор руководствуется принципом - сам не разобрался - и другим не дам. Это отвечает современной концепции отечественного консалтинга: кто не умеет зарабатывать - идет учить других как это делается. Виктор, vik47@ ukr.net Если єто конкретно попробуй внедрить.
Желаю успеха
| Якщо Ви бажаєте подискутувати із конкретним читачем, то це можливо робити безпосередньо в нашому форумі. |
|
|