Управление реорганизациями компаний. |
Раздел: Управление изменениями | |
Автор(ы): Роберт Шнайдер, Пьер Коллерет, Поль Легри, журнал "Деловое совершенство" (№1-2, 2003) |
размещено: 19.06.2006 обращений: 13509 |
|
||||
Управление переменами
Источники основных измененийВ предыдущие десятилетия источники перемен преимущественно находились внутри организации. Ее члены, как руководители, так и служащие, сами находили возможности для совершенствования работы и предлагали необходимые для этого действия. В других случаях организация должна была откликаться на рост спроса на ее услуги или на возникновение потребностей потребителей в новых услугах. Как бы то ни было, результат оказывался один и тот же — развитие компании, приводимое в движение перспективами улучшения ее благосостояния. У членов организации сохранялась уверенность в том, что они контролируют ситуацию, или по крайней мере не возникало ощущения, что внешние силы куда-то влекут их против их собственной воли.
Проще говоря, можно утверждать, что те перемены, которые испытало западное общество в период между 1950 и 1985 гг., характеризовались двумя основными особенностями — преемственностью в практике работы компаний и улучшением условий труда. На самом деле эти изменения зачастую сводились просто к тому, чтобы лучше выполнять уже известную работу. Кроме того, некоторые перемены либо касались улучшения условий труда, либо расширения спектра услуг, предоставляемых потребителям, либо того и другого одновременно. Иными словами, основной задачей изменений было расширение или обогащение уже существующего.
Нарастание неопределенностиПроблемы, с которыми столкнулись компании в 90-е годы, оказались принципиально новыми. Давление, подталкивающее их к переменам, постепенно сместилось в сторону внешних факторов, и, как следствие, члены организаций стали, если так можно выразиться, утрачивать контроль над происходящими изменениями. Такое болезненное изменение характера развития компаний оказалось для них и неожиданным, и нежелательным. Общая экономическая обстановка в эти годы порой ухудшалась, порой становилась неустойчивой, иногда наблюдалось и то, и другое одновременно. В результате многие страны и отдельные компании были вынуждены сокращать свои расходы и повышать производительность труда. Это потребовало многих изменений, которые многими справедливо воспринимались как ограничения или даже как суровые испытания. Действительно, обстоятельства предлагали людям выполнять ту же работу или делать больше, чем прежде, при наличии меньших ресурсов.
Вероятно, сказанное выше является одним из возможных объяснений нарастающего недовольства работников, наблюдаемого в течение десятилетия. За исключением тех, кто склонен к мазохизму или обладает особенно авантюрным складом характера, подобные условия существования неизменно раздражают среднего работника, особенно если выявляется тенденция к непрекращающимся в будущем переменам. Вместе с тем всего сказанного недостаточно для исчерпывающего объяснения складывающейся обстановки. Новые вызовы возникают в связи с появлением новых технологий, а также под влиянием естественного повышения профессиональных требований, обуславливая потребность в постоянном обновлении знаний и повышении квалификации работников, что отнюдь не способствует ослаблению того груза проблем, которые они вынуждены нести.
Можно, конечно, выступать с резкими заявлениями, например, винить во всех бедах продолжающуюся глобализацию, но это мало что дает для того, чтобы ослабить хватку тех проблем, в тисках которых находятся ныне компании. Мы убеждены в том, что необходимо проявлять большую разумность и признать, что все указанные факторы, обусловливающие необходимость радикальных перемен, накапливались в течение нескольких десятилетий и являются следствием ряда феноменов, имеющих глобальный характер. Будь то цены на нефть, инновации в области средств связи и телекоммуникаций, расширение доступа к знаниям, демократизация всех институтов, старение населения, растущий разрыв между развитыми странами и остальным миром. Все эти внешние факторы, независимо от их происхождения, воздействуют на организации, заставляя их действовать в интересах собственного выживания или для того, чтобы идти в ногу со временем, а порой — и чтобы как-то повлиять на ход событий.
Мы глубоко убеждены в том, что все мы сейчас переживаем период больших потрясений, испытывающих нас на прочность во многих отношениях, и конца этому периоду, к сожалению, не предвидится. По нашему мнению, существуют все признаки того, что мы вступаем в период истинных преобразований.
Четыре новых феноменаПериоды любых преобразований отличают некоторые характерные феномены. В контексте происходящих в настоящее время изменений, помимо того что они происходят под давлением внешних обстоятельств, мы считаем необходимым отметить четыре феномена, которые оказывают наиболее заметное влияние на выбор руководителями компаний путей управления происходящими переменами, а именно — разрыв с прошлым, фрагментарность, одновременность и повторяемость. Разрыв с прошлым. Под давлением внешних обстоятельств компании порой вынуждены полностью порывать свои связи с прошлым. При этом оказывается, что им недостаточно просто улучшить свою работу, но они обязаны действовать совершенно отличным образом, применяя при этом новые методы, имеющие мало общего с теми, что использовались в прошлом. В старых компаниях и в отраслях с сильными, устойчивыми традициями подобный разрыв с прошлым зачастую оказывается весьма болезненным, и не находится достаточных стимулов для того, чтобы бросаться в неизведанные области.
Рекуррентность. Часто от работников организаций можно слышать такую фразу: «Ну, мы сделали это! Теперь можем слегка расслабиться». Но, к сожалению, расслабляться нельзя, ибо завтра все начинается сызнова. На самом деле речь идет не столько о приспособлении к ясно видимым ситуациям, сколько о внедрении последующих изменений, с тем чтобы идти в ногу с потоком постоянно возникающих внешних воздействий. Порой обстоятельства могут измениться еще до того, как прошло достаточно времени после внедрения предыдущего комплекса изменений. Это напоминает плавание под парусом в шторм — не успеешь переменить курс с одного галса на другой, как возникает необходимость все начинать заново. Организация становится частью непрерывной игры обстоятельств, когда необходимые перемены вызываются действием постоянно изменяющихся внешних факторов, и приходится все начинать снова и снова.
Суровая практикаПеречисленные выше четыре феномена находятся в разительном контрасте с гораздо более благоприятными условиями существования организаций в предыдущие десятилетия, превращая практику внедрения изменений в гораздо более сложную задачу для их персонала и руководителей.
Не слишком ли мы драматизируем ситуацию? Возможно, но в целом сказанное выше отражает реальное состояние многих западных организаций, как мелких, так и средних или крупных, за которыми авторы наблюдают в течение ряда лет. Если статья задела некоторых из них за живое, то спешим их заверить в том, что в своем положении они не одиноки, а возникшие у них трудности — не игра воображения. Вместе с тем следует отметить, что некоторым организациям посчастливилось. Они не испытывают финансового давления и даже реально развиваются. Но в общем контексте современной неустойчивости с внезапными и непредсказуемыми колебаниями конъюнктуры даже эти компании, пусть и в меньших масштабах, сталкиваются с теми же вызовами, требующими постоянной перестройки их работы.
Как следует себя вести?Возникшая ситуация является новой в истории современных компаний, и пока еще сложно указать, какие действия, подходы, взгляды, умения и навыки требуются от их работников для преуспевания в этих обстоятельствах. Помимо опыта, накопленного в областях, где постоянно приходится действовать в непредсказуемых обстоятельствах, например, службы скорой медицинской помощи, пожарной охраны, полиции, наш собственный опыт позволяет вывести ряд общих правил поведения для успешного ориентирования в зонах неустойчивости. Одним из таких правил является непрерывный мониторинг состояния дел внутри организации и внешних условий для соответствующего регулирования ее деятельности. Также существенным может быть регулярное информирование служащих о том давлении со стороны, которое испытывает организация, регулярно анализировать ее приоритеты и сообщать о них всему персоналу посредством прямых и частых контактов с работниками.
В известной мере команда управления организацией сталкивается с проблемой доверия. Во времена потрясений доверие персонала к руководству ослабевает, и его следует укреплять вновь и вновь. Открытое и регулярное разъяснение подчиненным выбранных направлений развития, принимаемых решений, распределения приоритетов способствует сохранению доверия к руководителям и позволяет направлять всех сотрудников в ту сторону, которая признана необходимой. Другое правило состоит в том, чтобы подходы к руководству одновременно способствовали устранению неустойчивости организации как единого целого, а также решению проблем, связанных с отдельно взятыми изменениями. Сознавая недостаточную устойчивость организации, ее руководство обязано быть очень осторожным в процессе принятия решений и в отслеживании их результатов, в то время как умение видеть глобальные перспективы имеет для руководителей самостоятельную ценность. Если руководители не умеют вести себя соответствующим образом, то тем самым они поощряют такие же действия со стороны неформальных лидеров организации со всеми с этим связанными опасностями. В отношении любых отдельно взятых изменений руководители организации самого высокого уровня обязаны соблюдать методичность и обеспечивать постоянный мониторинг. Исследование, проведенное ProSci* (www.prosci.com), доказало, что среди наиболее частых причин неудач компаний во внедрении изменений чаще всего наблюдаются следующие две: делегирование ответственности за проведение изменений на нижние уровни менеджмента и быстрая утрата интереса к проводимым изменениям со стороны высшего руководства. Практика диктует также более общие правила, выходящие за рамки отдельных действий и заключающиеся в применении «органичных или адаптивных» подходов, предполагающих отсутствие стабильности норм и основанных на применении соответствующих методов работы. Эти методы характеризуются быстрым принятием решений и постоянным пересмотром принятых решений и приоритетов, частыми перестройками работы организации, тесной увязкой планирования и реализуемых мероприятий, постоянным обменом информацией, конструктивностью решений, максимальным приближением уровня принятия решений к повседневной работе компании и т.д. Такой стиль руководства вплотную приближается к кризисному управлению. Высшие руководители организации обязаны обеспечить участие в поиске правильных решений всех, кто способен внести свой полезный вклад в общее дело, и следить за тем, чтобы лица, принимающие решения, поддерживали сотрудничество со всеми остальными членами организации. Таким образом, требуются такие лидеры, которые способны объединить нужных исполнителей для анализа возникающих проблем и поиска путей их решения без применения для этой цели сложных бюрократических механизмов. Необходимы также лидеры, не жалеющие сил для разъяснения подчиненным существа принимаемых решений и обладающие достаточной смелостью, чтобы донести до них информацию о значительных рисках ошибок и, соответственно, о необходимости проведения экспериментов, поиска правильного пути методом проб и ошибок. Из приведенных требований следует, что менеджеры должны обладать развитым воображением, способностью быстро приспосабливаться к обстановке, умением ставить перед собой вопросы и отвечать на них. Они обязаны не только принимать нужные решения, но и отказываться от принятого решения, если оно оказалось неверным. Кроме того, менеджеры должны прививать указанные качества всем сотрудникам организации, с тем чтобы они выступали в роли партнеров, действующих согласованно и гармонично. Пауль Штребер (1996) на ряде примеров доказывает, что такое партнерство представляет собой разновидность общественного договора, заключаемого между всеми членами организации. В противном случае неизбежно возникает разрыв между руководством и остальным персоналом. Вместе с тем опыт прошлых лет доказывает, что следует опасаться возникновения хронической усталости менеджеров и персонала, обусловленного необходимостью постоянно приспосабливаться к обстоятельствам принимать наилучшие решения в постоянно меняющейся обстановке. Признаками такой хронической усталости могут быть быстрая утомляемость, снижение творческих способностей, ослабление энтузиазма. Что же делать в таком случае? Один из советов относится к менеджерам, которые должны постараться отличить действительно важное от случайного, после чего четко наметить приоритеты, довести их до исполнителей и тщательно направлять их последующие действия. Важно также вовремя сделать перерыв во внедрении изменений, чтобы дать людям возможность восстановить энергию, не заставляя их участвовать в работах, необходимость выполнения которых в большей степени обусловлена данью моде, нежели реальными потребностями организации. ПРОДОЛЖЕНИЕ — Часть II. Выбор стратегии внедрения изменений >>
|
- Летающее кенгуру
- Управляемое разрушение, или Как развалить организацию
- Драйвери людської поведінки та перешкоди на шляху до змін
- Включатель перемен
- Как изменить корпоративную культуру
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор Copyright © 2001-2023, Management.com.ua |
Менеджмент.Книги
Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management