|
Еще один способ — изучить причины неудовлетворенности клиентов и использовать их для того, чтобы показать снижение производительности. Если ситуация критическая, покажите, что под угрозой само выживание организации. В таком случае текущая ситуация должна быть признана угрожающей. Если показать людям, как плохо работает их компания, сложившаяся ситуация уже не сможет их удовлетворять. Это поможет убедить в необходимости перемен даже скептиков. Для этого пригодится следующая формула [адаптировано из книги Jacobs, 1994]:
С = A ) B ) D
Где:
А = Неудовлетворенность существующим положением
В = Четко сформулированные цели перемен
С = Вероятность, что перемены будут успешными
D = Конкретные первые шаги для достижения целей
Формула демонстрирует: для того, чтобы успешно проводить перемены, важно (А) убедить людей в их необходимости, (В) четко и понятно объяснить, что предлагаемые перемены улучшат ситуацию, и (D) объяснить ваши цели и показать первые позитивные результаты перемен.
|
Джон Коттер [John Kotter, 1996] полагает: чтобы убедить работников в необходимости перемен, нужны смелые действия, подобные перечисленным ниже. Первые два примера, предложенные Коттером, противоречат философии универсальной системы показателей деятельности.
Смелые способы убеждения сотрудников в необходимости перемен
По мнению Коттера, смелые способы — это:
- Подвести баланс и признать большие потери за прошедший квартал.
- Продать штаб-квартиру компании и переехать в здание, которое скорее напоминает командный пункт на поле боя.
- Сообщить всем подразделениям, что у них есть всего 24 месяца для того, чтобы стать первыми или вторыми в своем секторе рынка, иначе из них будут изъяты инвестиции и они прекратят свое существование.
- Ввести систему, при которой 50% заработка десяти топ-менеджеров организации будет жестко зависеть от показателей качества работы всей организации.
- Показать менеджерам основные слабости организации по сравнению с конкурентами.
- Дать возможность ошибкам проявиться в полной мере и не пытаться что-то исправлять в последнюю секунду.
- Устранить очевидные примеры расточительства (например, загородный клуб, принадлежащий компании, часть принадлежащих ей самолетов/вертолетов, эксклюзивную кухню для топ-менеджеров в столовой компании и т.д.).
- Настоять на том, чтобы больше людей на нижних уровнях управления несли ответственность за широкий круг показателей работы компании.
- Сообщать больше информации работникам компании об уровне удовлетворенности потребителей и финансовых результатах работы компании, уделяя особое внимание информации, демонстрирующей ее слабости по сравнению с конкурентами.
- Настаивать на том, чтобы сотрудники регулярно говорили с неудовлетворенными клиентами, поставщиками и акционерами.
- Честно и более открыто обсуждать проблемы организации в информационных бюллетенях и выступлениях топ-менеджеров.
Источник: перепечатано с разрешения Joseph Boyett and Jimmy Boyett из книги The Guru Guide. New York: John Wiley & Sons, 1998, p. 59.
|
- Важные предложения должны быть основаны на убедительных фактах, чтобы сотрудникам было понятно, что они приведут к очевидным улучшениям. Представленное решение должно быть четким.
- Ясно покажите, как будут реализованы перемены, используя для этой цели план внедрения, где поэтапно разъясняется процесс перемен. Во время реализации плана перемен регулярно информируйте сотрудников и предоставляйте им вызывающую доверие информацию.
- Введите новые программы обучения, которые помогут людям развить навыки межличностного общения, умение ориентироваться на запросы клиентов, умение работать в команде, лидерские навыки и другие.
- Вовлекайте работников в процесс планирования и внедрения перемен. Принятие сотрудниками перемен и их вовлеченность в реализацию перемен — существенные факторы успеха всей программы, без которых она обречена на неудачу. В конечном итоге результативность стратегии перемен зависит не только от ее качества, но и от ее принятия сотрудниками. Здесь имеется в виду хорошо известная формула:
Результативность = качество ( принятие
Важность вовлеченности сотрудников в процесс перемен иллюстрируется следующим примером, заимствованным у Кемпа [Kamp, 1999]:
Подразделение финансовой организации хотело произвести важные изменения в своей работе. Руководитель подразделения представил сотрудникам основные идеи планируемых перемен, но хотел, чтобы они участвовали в процессе их реализации. Сотрудников просили посещать совещания и участвовать в рабочих группах, где обсуждались результаты внедрения программы перемен и высказывались различные предложения. В этой работе участвовало около 40% персонала. Высказанные мнения были учтены при разработке плана внедрения перемен. Сотрудники сообщили, что такое участие создало у них ощущение сопричастности переменам, они стали воспринимать перемены более позитивно. Было высказано много полезных идей, психологический климат также существенно улучшился. Работники, сначала не участвовавшие в совещаниях и рабочих группах, тоже захотели их посещать, так как увидели, как это было полезно для их коллег.
- Поощряйте тех, кто дает результат. Моральное поощрение (признание, похвала) предпочтительнее материального (например, денежного). Джули Бик [Julie Bick, 1997], рассказывая о своем опыте работы в корпорации Microsoft, говорит по этому поводу следующее: «Простая фраза «Отличная работа!» может быть весьма существенной. Кроме того, это дешевле и проще, чем повысить зарплату или продвинуть по службе. Похвала и признание заслуг поднимают дух, ваша команда начинает работать усерднее — и все потому, что люди видят, что их усилия отмечают и признают». Существуют разные формы признания. Ниже приводится текст, в котором Кузис и Познер [Kouzes & Posner, 1999] приводят обзор различных способов выражения благодарности и признательности работникам. (Они использовали меморандум Джона Шоллау (John Schallau) из компании Centigram Communications Corporation.)
Способы поднятия морального духа сотрудников
Индивидуальные поощрения
- Билеты на спектакль, представление, спортивный матч
- Поездка в выходные
- Приглашение на корпоративные события-праздники
- Ужин, поход в ночной клуб
- Поездка в выходные на курорт, в дом отдыха
- Посещение семинара в другой организации
- Подписка на журнал
Поощрения за результаты, достигнутые группой
- Офисная вечеринка с вручением наград
- Обед с персоналом и партнерами в хорошем ресторане
- Футбольный матч
- Поездка на пляж
Тематические дни для упрочения дружеских отношений
- День футболок
- День уродливых галстуков
- День гавайских рубашек
- Парад костюмов в День всех святых
Сувениры с символикой
- Футболки с логотипом компании
- Спортивные сумки
- Кружки для кофе
- Пивные кружки и бокалы для вина
- Наборы ручек и карандашей
Еда (для специальных событий)
- Сэндвичи
- Специальные ленчи
- Пицца
- Еда из ресторана
- Пончики
Источник: J. M. Kouzes and B. Z. Posner. Een hart onder de riem: hoe kan ik anderen erkenning geven en belonen? Schiedam, The Netherlands: Scriptum Management, 1999.
|
- Позаботьтесь о том, чтобы у проекта реорганизации была выраженная индивидуальность. Дайте ему амбициозное название, чтобы сотрудники понимали, что у них есть реальные цель и мечта, которые нужно реализовать.
- Начинайте осторожно — с тестового проекта, практикуйтесь и пробуйте. Начинайте с самой легкой части проекта, которая может дать быстрые результаты.
- Опираясь на философию универсальной системы показателей деятельности, сделайте так, чтобы проект был принят в высших эшелонах организации. Топ-менеджеры должны взять на себя роль лидеров в продвижении проекта, чтобы он добился успеха. Включите проект в повестку ежемесячных совещаний топ-менеджеров. Помните о следующих соображениях [Senge, 1990]:
- Существенные перемены вряд ли возможны, если их направляют исключительно топ-менеджеры.
- Циничное отношение к проекту чаще всего развивается тогда, когда генеральный директор делает громогласные заявления и «спущенная сверху программа» отвлекает сотрудника от осуществления реальных перемен.
- Поддержка топ-менеджеров не решает всех проблем, связанных с реальным принятием перемен сотрудниками и необходимостью учиться новым способам работы. Если руководители действуют не мудро, это снижает популярность программы перемен и желание сотрудников учиться новому.
- Начинайте процесс постоянного совершенствования, обучения и развития с высшего уровня менеджмента, а потом, уровень за уровнем, спускайтесь вниз.
- Устраните то, что оказывает негативное воздействие на мораль и мотивацию работников. На практике оппоненты часто тормозят, бойкотируют и саботируют перемены, используют старые правила и разрабатывают тайные планы, предоставляют неверную информацию, избегают новых заданий и представляют себя «жертвами». Тех, кто препятствует переменам, нужно убедить изменить к ним свое отношение. Если же этого не получится, то их следует перевести на второстепенные должности, а возможно, вообще удалить из организации.
- Нужно предпринимать такие решительные меры, потому что мой опыт показывает, что «пятая колонна» в организации может сорвать весь проект перемен. Поэтому вы не должны колебаться — нужно принимать меры!
- Дайте руководителям и командам полномочия и сделайте их хозяевами процессов, за которые они несут ответственность.
- Сделайте работников компании акционерами, и тогда они будут себя вести как хозяева.
Перед тем как внедрять перемены, проверьте, сложилась ли благоприятная ситуация. Вам нужно предвидеть, с какими проблемами вы можете столкнуться в процессе внедрения перемен. В таблице 10.2 приведен опросник, который поможет вам в этом [Rampersad, 2003]. Ответьте на вопросы из этой таблицы, обводя номер ответа, который наиболее точно описывает ситуацию в вашей организации. Используйте следующий ключ для перевода ответов в баллы: 1 — «нет», 2 — «в какой-то степени», 3 — «да». Сложите все поставленные вами баллы. Чем ближе полученная сумма к 60, тем благоприятнее ситуация для изменений. Чем она ближе к 20, тем меньше шансов, что перемены пройдут успешно. Внедрение проекта изменений столкнется с большими трудностями, если вы на многие вопросы ответили «нет». Об этих вопросах вам стоит серьезно подумать. Обсудите эти оценки в вашей рабочей группе и подумайте вместе о том, что можно было бы улучшить в вашей организации.
Чтобы разобраться в обстоятельствах внедрения концепции универсальной системы показателей деятельности, топ-менеджеры компании Business Jet заполнили опросник (их ответы отмечены кружочком в таблице 10.2). Итоговый балл 35 означал, что компания Business Jet еще не готова к эффективным переменам. Нужно уделить больше внимания обеспечению поддержки перемен внутри компании. Перед тем как программа перемен начнет реализовываться, нужно также сообщить дополнительную информацию о необходимости перемен и позитивных результатах, которые они принесут как ключевым менеджерам, так и рядовым сотрудникам.
Как уже упоминалось ранее, традиционные концепции управления переменами не приводят к долговременным устойчивым изменениям. Они часто непродуктивны и приносят только косметический эффект. По этой причине мы вводим интегральную модель, которая в качестве элемента концепции TPS создает стабильную основу для устойчивых и долговременных перемен в организации [Rampersad, 2003]. Эта модель представлена в таблице 10.3. В ней также обобщается содержание данной главы. В заключение мы представляем следующий важный тезис:
Нет индивидуального обучения + нет группового обучения + нет надобности + нет людей, которые принимают перемены + нет перспектив + нет коммуникации + нет внутренней умиротворенности + нет вовлеченности + нет приверженности + нет доверия + нет радости + нет изменения сознания = нет устойчивых перемен в организации.
|
|
|