Альпина Паблишерз
Фрагмент книги любезно предоставлен издательством "Альпина Паблишерз"

Управление переменами

ЧАСТЬ 2

Раздел: Управление изменениями
Автор(ы): Фрагмент книги "Универсальная система показателей деятельности. Как достигать результатов, сохраняя целостность"
размещено: 08.12.2010
обращений: 14463

  • Часть 1
  • Часть 2
  • Еще один способ — изучить причины неудовлетворенности клиентов и использовать их для того, чтобы показать снижение производительности. Если ситуация критическая, покажите, что под угрозой само выживание организации. В таком случае текущая ситуация должна быть признана угрожающей. Если показать людям, как плохо работает их компания, сложившаяся ситуация уже не сможет их удовлетворять. Это поможет убедить в необходимости перемен даже скептиков. Для этого пригодится следующая формула [адаптировано из книги Jacobs, 1994]:

    С = A ) B ) D

    Где:

      А = Неудовлетворенность существующим положением
      В = Четко сформулированные цели перемен
      С = Вероятность, что перемены будут успешными
      D = Конкретные первые шаги для достижения целей

    Формула демонстрирует: для того, чтобы успешно проводить перемены, важно (А) убедить людей в их необходимости, (В) четко и понятно объяснить, что предлагаемые перемены улучшат ситуацию, и (D) объяснить ваши цели и показать первые позитивные результаты перемен.

    Джон Коттер [John Kotter, 1996] полагает: чтобы убедить работников в необходимости перемен, нужны смелые действия, подобные перечисленным ниже. Первые два примера, предложенные Коттером, противоречат философии универсальной системы показателей деятельности.

    Смелые способы убеждения сотрудников в необходимости перемен

    По мнению Коттера, смелые способы — это:

    • Подвести баланс и признать большие потери за прошедший квартал.
    • Продать штаб-квартиру компании и переехать в здание, которое скорее напоминает командный пункт на поле боя.
    • Сообщить всем подразделениям, что у них есть всего 24 месяца для того, чтобы стать первыми или вторыми в своем секторе рынка, иначе из них будут изъяты инвестиции и они прекратят свое существование.
    • Ввести систему, при которой 50% заработка десяти топ-менеджеров организации будет жестко зависеть от показателей качества работы всей организации.
    • Показать менеджерам основные слабости организации по сравнению с конкурентами.
    • Дать возможность ошибкам проявиться в полной мере и не пытаться что-то исправлять в последнюю секунду.
    • Устранить очевидные примеры расточительства (например, загородный клуб, принадлежащий компании, часть принадлежащих ей самолетов/вертолетов, эксклюзивную кухню для топ-менеджеров в столовой компании и т.д.).
    • Настоять на том, чтобы больше людей на нижних уровнях управления несли ответственность за широкий круг показателей работы компании.
    • Сообщать больше информации работникам компании об уровне удовлетворенности потребителей и финансовых результатах работы компании, уделяя особое внимание информации, демонстрирующей ее слабости по сравнению с конкурентами.
    • Настаивать на том, чтобы сотрудники регулярно говорили с неудовлетворенными клиентами, поставщиками и акционерами.
    • Честно и более открыто обсуждать проблемы организации в информационных бюллетенях и выступлениях топ-менеджеров.

    Источник: перепечатано с разрешения Joseph Boyett and Jimmy Boyett из книги The Guru Guide. New York: John Wiley & Sons, 1998, p. 59.

    1. Важные предложения должны быть основаны на убедительных фактах, чтобы сотрудникам было понятно, что они приведут к очевидным улучшениям. Представленное решение должно быть четким.

    2. Ясно покажите, как будут реализованы перемены, используя для этой цели план внедрения, где поэтапно разъясняется процесс перемен. Во время реализации плана перемен регулярно информируйте сотрудников и предоставляйте им вызывающую доверие информацию.

    3. Введите новые программы обучения, которые помогут людям развить навыки межличностного общения, умение ориентироваться на запросы клиентов, умение работать в команде, лидерские навыки и другие.

    4. Вовлекайте работников в процесс планирования и внедрения перемен. Принятие сотрудниками перемен и их вовлеченность в реализацию перемен — существенные факторы успеха всей программы, без которых она обречена на неудачу. В конечном итоге результативность стратегии перемен зависит не только от ее качества, но и от ее принятия сотрудниками. Здесь имеется в виду хорошо известная формула:

      Результативность = качество ( принятие

    Важность вовлеченности сотрудников в процесс перемен иллюстрируется следующим примером, заимствованным у Кемпа [Kamp, 1999]:

      Подразделение финансовой организации хотело произвести важные изменения в своей работе. Руководитель подразделения представил сотрудникам основные идеи планируемых перемен, но хотел, чтобы они участвовали в процессе их реализации. Сотрудников просили посещать совещания и участвовать в рабочих группах, где обсуждались результаты внедрения программы перемен и высказывались различные предложения. В этой работе участвовало около 40% персонала. Высказанные мнения были учтены при разработке плана внедрения перемен. Сотрудники сообщили, что такое участие создало у них ощущение сопричастности переменам, они стали воспринимать перемены более позитивно. Было высказано много полезных идей, психологический климат также существенно улучшился. Работники, сначала не участвовавшие в совещаниях и рабочих группах, тоже захотели их посещать, так как увидели, как это было полезно для их коллег.
    1. Поощряйте тех, кто дает результат. Моральное поощрение (признание, похвала) предпочтительнее материального (например, денежного). Джули Бик [Julie Bick, 1997], рассказывая о своем опыте работы в корпорации Microsoft, говорит по этому поводу следующее: «Простая фраза «Отличная работа!» может быть весьма существенной. Кроме того, это дешевле и проще, чем повысить зарплату или продвинуть по службе. Похвала и признание заслуг поднимают дух, ваша команда начинает работать усерднее — и все потому, что люди видят, что их усилия отмечают и признают». Существуют разные формы признания. Ниже приводится текст, в котором Кузис и Познер [Kouzes & Posner, 1999] приводят обзор различных способов выражения благодарности и признательности работникам. (Они использовали меморандум Джона Шоллау (John Schallau) из компании Centigram Communications Corporation.)

    Способы поднятия морального духа сотрудников

    Индивидуальные поощрения

    • Билеты на спектакль, представление, спортивный матч
    • Поездка в выходные
    • Приглашение на корпоративные события-праздники
    • Ужин, поход в ночной клуб
    • Поездка в выходные на курорт, в дом отдыха
    • Посещение семинара в другой организации
    • Подписка на журнал

    Поощрения за результаты, достигнутые группой

    • Офисная вечеринка с вручением наград
    • Обед с персоналом и партнерами в хорошем ресторане
    • Футбольный матч
    • Поездка на пляж

    Тематические дни для упрочения дружеских отношений

    • День футболок
    • День уродливых галстуков
    • День гавайских рубашек
    • Парад костюмов в День всех святых

    Сувениры с символикой

    • Футболки с логотипом компании
    • Спортивные сумки
    • Кружки для кофе
    • Пивные кружки и бокалы для вина
    • Наборы ручек и карандашей

    Еда (для специальных событий)

    • Сэндвичи
    • Специальные ленчи
    • Пицца
    • Еда из ресторана
    • Пончики

    Источник: J. M. Kouzes and B. Z. Posner. Een hart onder de riem: hoe kan ik anderen erkenning geven en belonen? Schiedam, The Netherlands: Scriptum Management, 1999.

    1. Позаботьтесь о том, чтобы у проекта реорганизации была выраженная индивидуальность. Дайте ему амбициозное название, чтобы сотрудники понимали, что у них есть реальные цель и мечта, которые нужно реализовать.

    2. Начинайте осторожно — с тестового проекта, практикуйтесь и пробуйте. Начинайте с самой легкой части проекта, которая может дать быстрые результаты.

    3. Опираясь на философию универсальной системы показателей деятельности, сделайте так, чтобы проект был принят в высших эшелонах организации. Топ-менеджеры должны взять на себя роль лидеров в продвижении проекта, чтобы он добился успеха. Включите проект в повестку ежемесячных совещаний топ-менеджеров. Помните о следующих соображениях [Senge, 1990]:
      • Существенные перемены вряд ли возможны, если их направляют исключительно топ-менеджеры.
      • Циничное отношение к проекту чаще всего развивается тогда, когда генеральный директор делает громогласные заявления и «спущенная сверху программа» отвлекает сотрудника от осуществления реальных перемен.
      • Поддержка топ-менеджеров не решает всех проблем, связанных с реальным принятием перемен сотрудниками и необходимостью учиться новым способам работы. Если руководители действуют не мудро, это снижает популярность программы перемен и желание сотрудников учиться новому.

    4. Начинайте процесс постоянного совершенствования, обучения и развития с высшего уровня менеджмента, а потом, уровень за уровнем, спускайтесь вниз.

    5. Устраните то, что оказывает негативное воздействие на мораль и мотивацию работников. На практике оппоненты часто тормозят, бойкотируют и саботируют перемены, используют старые правила и разрабатывают тайные планы, предоставляют неверную информацию, избегают новых заданий и представляют себя «жертвами». Тех, кто препятствует переменам, нужно убедить изменить к ним свое отношение. Если же этого не получится, то их следует перевести на второстепенные должности, а возможно, вообще удалить из организации.

    6. Нужно предпринимать такие решительные меры, потому что мой опыт показывает, что «пятая колонна» в организации может сорвать весь проект перемен. Поэтому вы не должны колебаться — нужно принимать меры!

    7. Дайте руководителям и командам полномочия и сделайте их хозяевами процессов, за которые они несут ответственность.

    8. Сделайте работников компании акционерами, и тогда они будут себя вести как хозяева.

    Перед тем как внедрять перемены, проверьте, сложилась ли благоприятная ситуация. Вам нужно предвидеть, с какими проблемами вы можете столкнуться в процессе внедрения перемен. В таблице 10.2 приведен опросник, который поможет вам в этом [Rampersad, 2003]. Ответьте на вопросы из этой таблицы, обводя номер ответа, который наиболее точно описывает ситуацию в вашей организации. Используйте следующий ключ для перевода ответов в баллы: 1 — «нет», 2 — «в какой-то степени», 3 — «да». Сложите все поставленные вами баллы. Чем ближе полученная сумма к 60, тем благоприятнее ситуация для изменений. Чем она ближе к 20, тем меньше шансов, что перемены пройдут успешно. Внедрение проекта изменений столкнется с большими трудностями, если вы на многие вопросы ответили «нет». Об этих вопросах вам стоит серьезно подумать. Обсудите эти оценки в вашей рабочей группе и подумайте вместе о том, что можно было бы улучшить в вашей организации.

    Блиц-анализ готовности компании к переменам

    Чтобы разобраться в обстоятельствах внедрения концепции универсальной системы показателей деятельности, топ-менеджеры компании Business Jet заполнили опросник (их ответы отмечены кружочком в таблице 10.2). Итоговый балл 35 означал, что компания Business Jet еще не готова к эффективным переменам. Нужно уделить больше внимания обеспечению поддержки перемен внутри компании. Перед тем как программа перемен начнет реализовываться, нужно также сообщить дополнительную информацию о необходимости перемен и позитивных результатах, которые они принесут как ключевым менеджерам, так и рядовым сотрудникам.

    Модель устойчивых перемен в организации (НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ)

    Как уже упоминалось ранее, традиционные концепции управления переменами не приводят к долговременным устойчивым изменениям. Они часто непродуктивны и приносят только косметический эффект. По этой причине мы вводим интегральную модель, которая в качестве элемента концепции TPS создает стабильную основу для устойчивых и долговременных перемен в организации [Rampersad, 2003]. Эта модель представлена в таблице 10.3. В ней также обобщается содержание данной главы. В заключение мы представляем следующий важный тезис:

    Нет индивидуального обучения + нет группового обучения + нет надобности + нет людей, которые принимают перемены + нет перспектив + нет коммуникации + нет внутренней умиротворенности + нет вовлеченности + нет приверженности + нет доверия + нет радости + нет изменения сознания = нет устойчивых перемен в организации.


    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
    КНИГИ ПО ТЕМЕ:
    Четвертая промышленная революция и бизнес. Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярностиЧетвертая промышленная революция и бизнес. Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности
    Седьмое чувство. Как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпохуСедьмое чувство. Как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху
    Психология управления изменениями. 7 главных правилПсихология управления изменениями. 7 главных правил



    МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
    АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
    СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
    ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

    Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


    Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

    Менеджмент.Книги

    телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



    Спасибо, я уже подписан(-а)