|
Реструктуризация Гаврилово-Ямского льнокомбината
Предприятие до реструктуризации
Текстильная компания «Гаврилово-Ямский льнокомбинат» была основана в 1872 году в Гаврилове, небольшом городе Ярославской губернии, для производства льняной пряжи и тканей, в основном, для российского рынка. Основной источник городских доходов, предприятие до сих пор отвечает за общественное имущество и несет расходы на социальные нужды.
К началу проекта комбинат производил льняную и хлопчатобумажную полотенечную ткань, обивочные материалы, блузки и полотно. Качество продукции было средним в соответствии с требованиями внутреннего рынка, но низким по сравнению со стандартами международного рынка.
После приватизации «Гаврилово-Ямского льнокомбината» в 1993 году, в компании работало более 3 500 человек. Когда реорганизация стартовала, в начале 1996 года, численность рабочих составляла всего 2 400 человек. Рабочие имеют 76% акций компании.
Диагноз, поставленный консультантами
В начале проекта компания находилась в очень сложном экономическом положении из-за нехватки наличных средств, низкого качества продукции, распада внутреннего рынка и отсутствия управленческих инструментов и методик.
a) Были выявлены слабые стороны компании:
- производство, продукция и разработка продукции
- старая многоэтажная планировка и недостаточное техническое обслуживание
- продукция: среднее и низкое качество (некоторые пряжи были недостаточно тонкими для соответствия требованиям высококачественного производства)
- ограниченные возможности по развитию производства: разработка новых изделий связана с потребностями торговли и клиентов
- очень низкий средний оборот на одного занятого: приблизительно 2 600 долл. США на человека (средний показатель в Западной Европе составляет приблизительно 126 000 долл. США).
- вопросы маркетинга
- отсутствие навыков и квалификации по маркетингу: выполнение функций маркетинга осуществлялось практически только на бумаге
- отсутствие сети сбыта: продвижение товаров полностью контролировалось оптовиками
- чрезвычайно высокая доля бартера
- стратегия ценовой конкуренции.
- администрирование и финансы
- не применялись управленческие инструменты (финансовое планирование, система контроля и т.д.)
- отчетность представляла только обязательные балансы
- осуществлялся неверный расчет себестоимости и цены
- не использовались новые информационные технологии в нужном объеме
- убытки от социальной сферы составляли 8% общего годового оборота.
- организация и управление
- решение многих эксплуатационных вопросов замыкалось на генеральном директоре
- упрощение организационной структуры, задачи и ответственность в соответствии с которой зачастую определялись только на бумаге
- нечеткое понимание миссии компании и отсутствие долгосрочной стратегии роста: компания пыталась выжить в повседневной среде.
б) сильные стороны «Гаврилово-Ямского льнокомбината», которые в основном были связаны с:
- преданностью и энергичной деятельностью руководства компании, направленной на улучшение производственных показателей
- некоторым опытом работы с зарубежными клиентами (через оптовые компании): руководству было известно о серьезных запросах зарубежных клиентов по условиям качества и ассортимента
- наличием большого технического опыта в переработке льна.
Рекомендации консультантов и их выполнение
a) Стратегия
Чтобы соответствовать требованиям, которые выдвигает новая рыночная экономика, процесс реструктуризации основывался на проведении изменений снизу вверх с оперативной поддержкой менеджеров в решении повседневных задач возникающих перед их компанией.
В результате долгосрочная стратеги развития компании была определена так: «стать ведущим российским производителем льняных тканей и эффективно конкурировать на международном рынке».
Процесс содействия реструктуризации
б) Предпринятые действия
Для претворения в жизнь процесса реструктуризации были предприняты следующие действия:
- производство, продукция и разработка продукции
- сокращение отходов
- уменьшение отклонений для получения более равномерной плотности тканей
- внедрение простых методов контроля качества
- улучшение технического обслуживания и его планирование
- разработка новых, более привлекательных для клиентов видов продукции.
- вопросы маркетинга
- введение маркетинговой концепции по ценовой политике
- внедрение инструментов анализа конкуренции (оценка показателей, сбор информации, оценка продукции и т.д.)
- разработка новых каталогов и новых подборок образцов, которые рассылаются целевым группам клиентов
- разработка более привлекательной системы упаковки
- определение и проведение рекламной кампании
- увеличение объема экспорта с целью нормализации движения наличных средств.
- администрирование и финансы
- внедрение международных стандартов бухгалтерского учета
- применение компьютерной системы управленческой системы учета, обеспечивающей руководство всей
- необходимой информацией по результатам деятельности компании
- внедрение новой системы определения цен, основанной на методике расчета переменных затрат.
- организация и управление
- уточнение миссии компании с целью определения долгосрочной стратегии развития
- организация «Исполнительного комитета», состоящего из руководителей высшего уровня управления компанией, для поддержки процесса принятия решений
- оказание помощи генеральному директору во внедрении системы, четко определяющей задачи и ответственность аппарата управления — определение и внедрение концепции создания центров затрат и прибыли — внедрение системы целевого управления.
Положение компании к середине 1997 года и ее перспективы
После начала реструктуризации компания значительно улучшила результаты экономической деятельности, в частности:
- общие продажи достигли в 1996 году своего пика, приблизившись к 9 млн. долл. США, а доля экспорта в общем обороте увеличилась с 41,4% в 1995 году до 44,8% в 1996 году
- оборот, приходящийся на одного занятого увеличился примерно на 44%.
Эти показатели были достигнуты благодаря:
- улучшению общего качества продукции
- улучшению позиционирования на рынке и более эффективному управлению со стороны вновь созданного исполнительного комитета
- проектированию и выпуску четырех новых коллекций тканей (шотландка, швейцарская вышивка, в полоску, принца Уэльского), отвечающих потребностям клиентов
- разработке новых изделий для обновления традиционного ассортимента (около 50% традиционного ассортимента компании радикально изменилось)
- участию на международных ярмарках: компания впервые за историю своего существования приняла участие в международной ярмарке во Франкфурте
- созданию сети представителей-агентов в России.
Тенденция роста продаж «Гаврилово-Ямского льнокомбината» в 1995-96 годах
Увеличившаяся доля экспорта дала позитивное движение наличных средств, и была достигнута цель, заключавшаяся в уменьшении доли бартера. Более того, внедренные методы контроля качества гарантировали компании значительные улучшения производительности: только с учетом фазы кручения увеличение производительности составило 10%. После начала процесса реструктуризации возникли гораздо лучшие перспективы развития:
- благодаря произведенному притоку наличных средств компания осуществляет капиталовложения в производственные мощности с целью дальнейшего улучшения качества продукции
- ожидается, что развитие сети внутренних продаж с осуществлением предоплаты наличными средствами позволит увеличить рентабельность компании и усилит ее конкурентные позиции на внутреннем российском рынке
- в настоящий момент ведутся переговоры об инвестициях в размере около 5,3 млн. долл. США в производство льняного полотна высокой плотности (NM 20-26), которое будет продаваться на рынках ЕС и России. Для гарантированного выполнения этого проекта консультанты оказали содействие в выборе российского партнера, имеющего большой коммерческий и промышленный опыт и надежный доступ к сырью
- ЕБРР оценивает возможность участия в этом совместном предприятии, через деятельность российского венчурного фонда, которому были предоставлены такие возможности.
Відгуків немає
|
|