Ловушки себестоимости

или Почему бухгалтерская себестоимость — плохой критерий для принятия решений

Часть 2

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Дмитрий Доденко
Источник: finmanagement.com.ua
размещено: 03.04.2018
обращений: 14789

  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Но, даже если для принятия решений использовать себестоимость, рассчитанную по переменным затратам, в некоторых случаях можно принять ошибочные решения. Рассмотрим ситуацию, когда для производства продукции используется какой-то ресурс из разных источников (разных партий), который имеет разную стоимость. При использовании для принятия решений информации, основанной на переменной себестоимости, рассчитанной методом средневзвешенной стоимости, можно принять ошибочное решение о производстве и продаже дополнительных партий продукции, которое уменьшит прибыль предприятия.

    Рассмотрим случай из реального бизнеса. Предприятие выпускает два вида продукции. При производстве одного вида продукции тепло выделяется, при производстве другого — тепло потребляется. Тепла от производства продукта 1 не хватает и для производства продукта 2 необходимо закупать природный газ для производства дополнительного объема тепла.

    Для оценки стоимости запасов предприятие использовало метод средневзвешенной стоимости.

    Продукт 2 продается в различные регионы Европы на условиях поставки к месту назначения. Место доставки может находиться или в нескольких десятках километров от предприятия или на другом конце Европы. Поэтому цена продажи за вычетом стоимости доставки, может колебаться в значительных пределах.

    Для принятия решений о производстве и продаже продукта 2 использовался следующий алгоритм:

    1. Для предварительного планирования продаж отбирали заявки на покупку продукта 2 по ценам выше переменной себестоимости прошлого месяца.
    2. Планировались закупки сырья и производство продукта 2 в объеме, рассчитанном исходя из запланированного объема продаж (с учетом остатков).
    3. Рассчитывалась себестоимость запланированного производства продукта 2 исходя из плановых цен закупки сырья и других прямых расходов.
    4. Полученная плановая переменная себестоимость сравнивалась с минимальными ценами запланированных продаж. Объемы продаж при необходимости корректировались.

    Рассчитывалась полная себестоимость запланированных продаж и определялась плановая прибыль. При этом себестоимость тепла, используемого для производства продукта 2, рассчитывалась по методу средневзвешенной стоимости.

    Коммерческий директор исходит из того, что каждая продажа продукции по цене выше, чем переменная себестоимость, увеличивает прибыль. Для расчетов есть только одна себестоимость данного вида продукции, корректно рассчитана допустимым способом (по методу средневзвешенной стоимости). На первый взгляд, логика такого планирования выглядит безупречна — минимальная цена продажи выше, чем переменная себестоимость продукции (рис. 1):на этом графике себестоимость определена с использованием метода средневзвешенной стоимости. Разница между ценой продажи и себестоимостью, умноженная на количество (то есть заштрихованная площадь между линиями продаж и себестоимости) — это маржинальная прибыль.

    Но себестоимость запасов — это сумма затрат на получение конкретной партии запасов. На самом деле у нас есть два источника тепла — собственно тепло от производства продукта 1 и тепло от покупного газа. Поэтому у нас есть две партии готовой продукции с разной себестоимостью — продукт 2 без использования природного газа и продукт 2 с использованием природного газа. И не имеет значения, как в учете будет распределяться стоимость тепла от покупного газа. Главное, что тепло от производства продукта 1 всегда используется полностью и для производства каждой тонны дополнительного количества продукта 2 необходимо дополнительно закупать природный газ.

    Посмотрим на план продаж при распределении в учете себестоимости продукции, полученной без использования покупного газа и с его использованием (рис. 2):

    Линия продаж находится выше линии себестоимости, то есть все продажи осуществляются по цене большей, чем себестоимость. Соответственно, чем больше мы продаем, тем больше прибыль. С точки зрения бухгалтерии — вроде все правильно.

    От перестановки слагаемых сумма не меняется. На графике поменяем местами продажу по максимальным и минимальным ценам и увидим, что часть продаж осуществляется по ценам, которые ниже, чем переменная себестоимость продукта 2 (650 €/т). То есть, исключение этих продаж из плана увеличит нашу прибыль (рис. 3):

    Из рассмотренного примера можем сделать следующие выводы:

    1. Если для производства одного вида продукции используются различные по цене партии сырья, то для максимизации прибыли необходимо разделить в учете переменную себестоимость при использовании дешевого и дорогого сырья и сравнить себестоимость продукции из дорогого сырья с ценами продажи. Если переменная себестоимость продукции из дорогого сырья выше, чем минимальные цены продажи продукции, то такие продажи уменьшают прибыль.

    2. При планировании продаж партий одного вида продукции, для максимизации прибыли прежде всего, по контрактам с максимальным ценам планируем к продаже дешевые партии товара. Затем планируем к продаже оставшиеся партии продукции, если оставшиеся цены контрактов превышают ее переменную себестоимость.

    На реальном предприятии такое изменение порядка планирования принесло около € 500 тыс. в год дополнительной прибыли при уменьшении количества продаваемой продукции.

    Эта логика применима не только к производству, но и к торговле.

    Как видим, использование для оценки запасов в управленческом учёте метода средневзвешенной стоимости не даёт корректной информации для принятия решений. Хотя использование средневзвешенной стоимости допускается действующими бухгалтерскими стандартами (и национальными, и международными).

    Мы уже убедились, что в некоторых случаях продажа продукции по ценам ниже бухгалтерской себестоимости может принести предприятию дополнительную прибыль — если цена продажи превышает себестоимость по переменным затратам. А в некоторых случаях продажа продукции/товара по цене выше себестоимости может уменьшать прибыль предприятия — при использовании средневзвешенной стоимости для оценки запасов.

    Но проблема может быть не только в использовании средневзвешенной стоимости. Если не учитывать ограничения бизнеса, то возможны и другие ситуации, когда при выборе из нескольких видов продукции, отдавая предпочтение продукту с более высокой маржинальной прибыльностью мы заработаем меньше прибыли, чем от выбора продукта с меньшей величиной маржинального дохода на единицу продукта.

    Как это возможно? Читайте Ловушки себестоимости (часть 3).



    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
    КНИГИ ПО ТЕМЕ:
    Оцифрованный менеджмент: Business Intelligence для ТОПовОцифрованный менеджмент: Business Intelligence для ТОПов
    Принципы корпоративных финансов. Базовый курсПринципы корпоративных финансов. Базовый курс
    Карта и территория. Риск, человеческая природа и проблемы прогнозированияКарта и территория. Риск, человеческая природа и проблемы прогнозирования



    МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
    АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
    СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
    ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

    Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


    Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

    Менеджмент.Книги

    телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



    Спасибо, я уже подписан(-а)