|
Основная цель деятельности любого предприятия — зарабатывать как можно больше денег сейчас и в будущем. Если предприятие не сможет зарабатывать достаточно денег, то собственники (акционеры) постараются вложить свои деньги в другое предприятие, которое зарабатывает больше. И основным показателем успешности деятельности предприятия является прибыль — сумма превышения доходов над расходами отчётного периода.
Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основе непосредственной связи между понесенными затратами и заработанным доходом по конкретным статьям. Прибыль производственного предприятия от основной деятельности определяется как доход от реализации продукции уменьшенный на себестоимость реализованной продукции и уменьшенный на прочие расходы периода.
Все расходы предприятия, связанные с производство продукции, учитываются в себестоимости готовой продукции или незавершённого производства до тех пор, пока эта продукция не будет продана. При продаже они учитываются как расходы, и для вычисления величины прибыли сопоставляются с выручкой от продаж. Расходы за отчетный период — это расходы, которые не учитываются при определении себестоимости запасов, поэтому они рассматриваются как расходы, приходящиеся на период, когда они были понесены.
Производственные расходы могут быть переменные или условно-постоянные. Краткосрочные переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему продукции или уровню деятельности, то есть активизация деятельности в два раза приводит к удвоению переменных затрат. Итак, общие переменные затраты являются линейной функцией, а расходы этого рода на единицу продукции — величина постоянная. Постоянные расходы — это расходы, понесенные в течение определенного периода времени, которые остаются неизменными по величине в широком диапазоне объемов производства. Примеры таких расходов: амортизационные отчисления за фабричные здания, заработная плата администрации, плата за аренду оборудования, расходы на отопление и тому подобное.
Переменные расходы, приходящиеся на единицу продукции, можно измерить и сопоставить напрямую. Постоянные расходы относятся на стоимость продукции путем их распределения на основе выбранной базы распределения (фактора затрат).
Если оценивать деятельность предприятия, руководствуясь только данными регламентированного бухгалтерского учёта, который относит в себестоимость и переменные и постоянные производственные расходы, то можно прийти к ошибочным выводам. (Подробнее смотрите в статье "Когда бухгалтерский учёт может обманывать".)
При принятии решения значимыми для него являются только те расходы и поступления, величина которых зависит от принятого решения. Такие расходы и поступления называются релевантными, то есть принимаемыми в расчет (значимыми для того решения). Расходы и поступления, величина которых не зависит от принимаемого решения, являются нерелевантными и поэтому при принятии решения не учитываются. Таким образом, релевантными финансовыми составляющими, которые анализируются в процессе принятия решения, являются будущие денежные потоки, величина которых зависит от рассматриваемых альтернативных вариантов. Иными словами, в расчет должны приниматься только приростные (дифференциальные) потоки денежных средств, а потоки, которые остаются неизменными при любом варианте, являются нерелевантными для рассматриваемого решения.
Рассмотрим на конкретных примерах.
Принятие специальных решений о ценах реализации продукции
Иногда предприятие должно принять решение о сделке, выходящей за пределы его основного рынка.
К примеру, предприятие продаёт свою продукцию по Украине и экспортирует в некоторые страны Европы. В один из месяцев низкого спроса, когда у предприятия есть свободные производственные мощности, предприятие получило от предприятия в Беларуси запрос на возможную продажу окрашенного металлопроката в размере 60 тонн по цене 21000 грн./т. Обычная цена реализации такого металлопроката 22000 грн./т. Но у предприятия еще не было продаж в Беларусь и других заказов из этой страны пока нет. В то же время, по информации отдела продаж, даже разовые продажи продукции в Беларусь познакомят потребителей с качеством нашей продукции и, в будущем, позволят нам выйти на этот рынок с нашими обычными ценами. Стоит предприятию принять такое предложение?
Рассмотрим информацию из бюджета на этот месяц:
Таблица 1
|
Всего, ₴
|
На 1 т продукции, ₴
|
Основные материалы
|
97 480 000
|
17 050
|
Переменные производственные накладные расходы
|
9 236 000
|
1 560
|
Постоянные производственные накладные расходы
|
9 240 000
|
1 650
|
з/п переменная
|
1 649 000
|
290
|
з/п постоянная
|
3 472 000
|
620
|
Общие производственные затраты
|
121 077 000
|
21 170
|
Выручка
|
123 200 000
|
22 000
|
Валовая прибыль
|
2 123 000
|
830
|
На первый взгляд, ситуация выглядит так, что это заказ следует отбросить, поскольку предложенная цена в 21 000 грн./т ниже, чем производственная себестоимость в 21 170 грн./т. Однако более подробное изучения затрат показывает, что некоторые производственные затраты останутся неизменными, независимо от того примем мы этот заказ или нет. В таблице 2 представлена информация об изменении доходов и расходов в случае принятия этого заказа. Эта информация дает представление о том, какая информация является релевантной для данного решения.
Таблица 2
|
Не принимать заказ, ₴
|
Принять заказ, ₴
|
Разница (релевантные издержки), ₴
|
Основные материалы |
97 480 000 |
98 503 000 |
1 023 000 |
Переменные производственные накладные расходы |
9 236 000 |
9 329 600 |
93 600 |
Постоянные производственные накладные расходы |
9 240 000 |
9 240 000 |
0 |
з/п основных работников переменная |
1 649 000 |
1 666 400 |
17 400 |
з/п основных работников |
3 472 000 |
3 472 000 |
0 |
Общие производственные затраты |
121 077 000 |
122 211 000 |
1 134 000 |
Выручка |
123 200 000 |
124 460 000 |
1 260 000 |
Валовая прибыль |
2 123 000 |
2 249 000 |
126 000 |
Но прежде чем давать рекомендации о принятии заказа, необходимо рассмотреть следующие основные факторы. Во-первых, предполагается, что будущая цена реализации не будет зависеть от продажи части продукции по цене, ниже существующей на рынке в настоящее время. Если это предположение некорректно, конкуренты могут прибегнуть к такой же практике снижение цены реализации, пытаясь загрузить свои свободные производственные мощности. Это может привести к снижению рыночной цены в целом, что в свою очередь приведет к падению прибыли от будущих продаж. Снижение будущих прибылей может оказаться большим, чем краткосрочные поступления, полученные в результате принятия разового заказа с ценой реализации ниже рыночной. Во-вторых, решение принять рассмотренный заказ помешает компании принять другие заказы, которые могут быть получены в течение времени его выполнения. Иными словами, предполагается, что за анализируемый период времени более выгодных предложений компания не получит. В-третьих, предполагается, что ресурсы компании не могут быть использованы лучше и не смогут обеспечить дополнительный вклад в прибыль выше 126 000 грн. в месяц. И наконец, считается, что постоянные расходы для рассматриваемого периода неизбежны.
Пытаясь определить, какие расходы являются для конкретного решения релевантными, можно столкнуться с тем, что в одной ситуации затраты будут релевантными, а в другой те же затраты будут нерелевантными.
Как видим, в данной ситуации продажа партии продукции в 60 т по цене ниже производственной себестоимости, рассчитанной методом полного распределения, принесет предприятию 126 000 грн. дополнительной прибыли.
Принятие решений о прекращении производства какого-то вида продукции
Аналогичный подход следует применять для принятия решения о прекращении производства какого-то вида продукции. Уже притчей стал случай, произошедший в одной компании, когда новый руководитель исключил из ассортимента производства продукты, которые продаются ниже бухгалтерской себестоимости. В следующем периоде он увидел, что уже другие продукты стали неприбыльными. Он исключил из ассортимента производства и эти продукты. А потом оказалось, что компания совсем перестала зарабатывать прибыль на оставшихся продуктах. Это произошло потому, что свои решения этот руководитель принимал исходя из себестоимости продукции, рассчитанной методом полного распределения производственных затрат. И при исключении из ассортимента продуктов, которые брали на себя часть постоянных затрат, эта часть постоянных расходов распределялась на оставшиеся продукты. И маржа, которая зарабатывалась остальными продуктами, перестала покрывать постоянные затраты.
Принятие решений о том, что целесообразнее: изготавливать какие-то компоненты самостоятельно или покупать их
Для принятия решения о том какой продукт выгоднее производить самим, а какой покупать на стороне, информация о постоянных расходах, распределяемых на продукт, будет нерелевантной. А релевантной информацией будут не только переменные затраты на производство продукта по сравнению с ценой его закупки у стороннего производителя, но и сумма дохода в случае альтернативного использования освобождённых производственных мощностей. Большое значение имеет также информация о том являются ли рассматриваемые производственные мощности ограничением для конкретного предприятия.
Принятие решений о замене оборудования: независимость от прошлых расходов
Замена оборудования — это капиталовложение, или долгосрочное решение, которое требует применения процедур дисконтирования потоков денежных средств. Один из аспектов решений, связанных с заменой активов, связан с балансовой стоимостью (стоимостью за вычетом амортизации) старого оборудования. Эта проблема, часто вызывает трудности. Правильный подход к ней основывается на применении принципов релевантных затрат — учет того, что прошлые или безвозвратные расходы для принятия данного решения является нерелевантными. Релевантными будут только будущие денежные потоки, связанные с покупкой нового оборудования и его использованием. Однако нельзя забывать о денежных поступлениях от возможной продажи старого оборудования или другого альтернативного оборудованием.
Мы рассмотрели некоторые аспекты релевантности информации для принятия решений в бизнесе и убедились, что в некоторых случаях продажа продукции по ценам ниже бухгалтерской себестоимости может принести предприятию дополнительную прибыль — если цена продажи превышает себестоимость по переменным затратам.
Но в некоторых случаях продажа продукции/товара по цене выше себестоимости может уменьшать прибыль предприятия. В каких именно случаях? Читайте Ловушки себестоимости (часть 2).
Иллюстрация: Depositphotos.com
|
|