За кулисами Google
Источник: журнал "&.СТРАТЕГИИ" (№5, 2012)
Мы стараемся найти способ, чтобы люди стали пользоваться технологиями так, как в свое время электричеством. Чтобы они «касались» продуктов Google, как зубной щетки, — два-три раза в день.
Мохаммед Гавдат (Muhammad Gawdat), вице-президент Google по развивающимся рынкам (Европа, Ближний Восток и Африка), отвечает за продажи и управление бизнесом более чем в 110 странах мира. Начинал свою карьеру системотехником в египетском подразделении компании IBM, после чего работал в NCR и BAT. До прихода в Google семь с половиной лет посвятил работе в Microsoft. В эксклюзивном интервью для нашего журнала Мохаммед рассказал о стратегиях Google, принципах работы компании, ее миссии, а также о том, что нас ожидает в ближайшем будущем в сфере интернет-технологий.
Мы встретились с вами здесь, в Киеве, на iForum. Какова цель участия Google в подобных мероприятиях?
Сейчас Украина для Google — один из самых быстрорастущих рынков в мире с точки зрения как пользовательского интереса, так и доходов. Последний факт обычно людей очень удивляет, но это правда.
По объему украинский рынок уже перестал быть маленьким. Он долго был таковым, но это время прошло, поэтому Украина играет весьма важную роль в бизнесе компании. Однако есть еще значительный потенциал для развития, и мне очень приятно видеть здесь такое большое количество людей, интересующихся развитием интернета.
Участвуя в подобных мероприятиях, мы верим, что вдохновим украинские компании максимально использовать возможности, предлагаемые современными технологиями.
Google сегодня, что это? В чем состоит его стратегия на глобальном уровне?
Если говорить глобально, то сейчас наиболее интересное время для Google, потому что появилось множество технологических инноваций, существенно меняющих мир. Было время в 1990-х, когда вам приходилось включать компьютер, ждать пока он загрузится, заходить в интернет. Сегодня с мобильными телефонами, планшетными компьютерами интернет стал частью нашего мира, он уже «на кончиках пальцев», всегда под рукой.
Ларри Пейдж (один из основателей Google. — Прим. ред.) говорит об этом: «Мы стараемся найти способ, чтобы люди стали пользоваться технологиями так, как в свое время электричеством. Чтобы они «касались» продуктов Google, как зубной щетки, — два-три раза в день».
Также наша задача — сделать Google «умнее». Поясню. Если сегодня вы ищете в Google, к примеру, хороший итальянский ресторан, то он выдает вам рекомендации по поводу действительно стоящих заведений. Но если у вас есть друзья, которые были в Италии и им понравились какие-то рестораны, то Google, зная об этом, может показать вам также и их рекомендации, что будет еще лучше. Понимая, кто вы, кто ваши друзья, что вам и им нравится, мы создаем такие продукты, которые делают интернет полезнее для вас.
Отличается ли стратегия от страны к стране?
Конечно. Есть страны невероятно продвинутые с пользовательской точки зрения, например, США или Великобритания. Там мы быстрее получаем доход, чтобы подпитывать инновационную машину. Но есть государства, где мы не ставим целей заработать. В случае с Африкой наша миссия состоит в том, чтобы организовать информацию и сделать ее доступной повсеместно. У нас не было цели получить прибыль в этом регионе за все восемь лет нашей работы там.
В США идет работа в сфере рекламы для очень продвинутых рекламодателей, тогда как в Африке наша задача — сделать интернет доступным для как можно большего числа людей. Скажем, мы убеждаем правительство и производителей обеспечить жителей смартфонами за $50.
Но независимо от стратегии мы едины в нашей главной цели — организовать всю имеющуюся в мире информацию, сделав ее доступной и удобной для использования.
Какова роль Украины и России с точки зрения стратегии?
Это очень важные страны. Наша стратегия в этих регионах базируется на следующем.
Во-первых, пользователи. У вас 16-17 млн. интернет-пользователей, Украина входит в ТОП-10 европейских государств по этому показателю, а Россия уже №1, и это существенно. Так что мы здесь, чтобы предоставлять и продвигать свои продукты для этих людей.
Во-вторых, большие возможности с точки зрения развития бизнеса. Заинтересованность в продвижении бизнеса онлайн стремительно растет, и мы готовы предложить инструменты для его успешного применять.
Немаловажный фактор в регионе — присутствие очень достойных конкурентов. Мы их уважаем, они хорошо работают.
Вы говорите, что с помощью технологий и интернета хотите сделать жизнь пользователей более удобной. Но в этом есть и другая сторона медали. Не порождает ли это угрозу безопасности, особенно если речь идет о коммерческой информации или личной жизни людей. Как Google разрешает подобное противоречие?
Я думаю, что это самый важный вопрос. Это то, над чем Google усердно работает. Мы понимаем, что интернет меняется каждый год. Чтобы решить названное вами противоречие, в Google существуют три очень практичных и важных принципа:
- Прозрачность.
- Возможность подключиться/отключиться.
- Миграция.
Прокомментирую каждый из них.
Прозрачность.
Приватность, личная жизнь в интернете — сложный вопрос и одновременно огромный вызов. По-нашему, лучший способ справиться с ним — прозрачность. Мы делаем так, чтобы пользователь полностью осознавал, какую информацию он нам доверяет, как мы этим пользуемся и зачем.
Возможность подключиться-отключиться.
Мы говорим пользователю: «Если вам все это не нравится, идите в настройки своего аккаунта и внесите изменения. Например, если вам не нравится, какая к вам приходит таргентинговая реклама, не подходит то, как мы размещаем «куки» (cookies) на ваш компьютер или вы не хотите сохранять историю своих посещений, то можете это изменить».
Миграция.
Неправильно «захватить» пользователя и держать его взаперти. Если пользователь зашел в Google, у него должна быть возможность сказать: «Знаешь, Google, ты мне не нравишься, я ухожу». Мы разрабатываем продукты таким образом, чтобы он мог это сделать. Возьмем, к примеру, Gmail — это единственная система, где можно сказать: «Эй, мне не нравится, я ухожу в hotmail». Мы скачаем для вас весь ваш контент и покажем, как удобнее совершить переход, мигрировать. Мы даем свободу перейти в любое время и сделать это с комфортом.
Многие потребители ленятся или бывают не совсем образованными, чтобы разобраться, как можно пользоваться продуктами Google себе во благо. Например, не хотят читать политику конфиденциальности. Как вы доносите информацию до них?
Во-первых, занимаемся их образованием. Но образование — это процесс, который не происходит одномоментно. Мы постоянно доносим информацию о новшествах, например, представляем новую кнопку, новый функционал. Открыто говорим обо всем.
Во-вторых, многое зависит от самих потребителей. Действует эффект сарафанного радио. От нас здесь мало зависит. Приведу пример. Сегодня, когда вы идете по улицам Лондона, на вас постоянно направлены камеры, за вами отовсюду наблюдают. Кого-то это беспокоит, однако большинство людей в городе просто не знают об этом либо игнорируют. Те же, кого волнует происходящее, ищут дополнительную информацию, и как только находят, рассказывают об этом другим пользователям.
По мнению экспертов, со временем данные о приватной жизни могут стать новой валютой — валютой Google, Facebook. Что вы об этом думаете? Будут ли обменивать не евро по курсу к доллару, а Googles к Facebooks, например?
Мы в Google верим, что находимся на гребне волны, впереди остальных в вопросах конфиденциальности. И это пример для остальных, пример для подражания. По моему мнению, именно другие игроки интернет-рынка дают повод волноваться. Так же как вас беспокоит наблюдение на улицах Лондона, меня волнует, что за моими детьми постоянно следят, ведь значительная часть их жизни видна в Facebook.
Я считаю, что в этом есть определенная проблема защиты личной жизни — намного большая, чем когда машина распознает слова в вашем e-mail в Gmail и может показать по ним рекламу.
Какие цели вы ставите, разрабатывая продукты?
Разрабатывая продукты, мы не стремимся получить моментальную прибыль. Увидев какую-либо проблему, ставим перед собой задачу решить ее, дать нашим пользователям приемлемое и удобное решение. Мы думаем в первую очередь о том, что хорошо для пользователя, как решить проблему, а уже потом о прибыли. Ни на одном совещании я не слышал от Ларри слово «прибыль». Он всегда говорит о новых продуктах, невероятных возможностях и всегда вдохновляет нас мыслить именно в этом направлении.
Мы как компания находимся на расстоянии одного клика. Если вас что-то не устроит, вы завтра будете, например, с Yandex. Поэтому мы каждый день придумываем что-то новое и заново вас завоевываем. Думаем сегодня о том, как сделать вас довольными завтра.
Довольны ли вы тем, что происходит с Android, Google все меньше вмешивается в разработку приложений, теряет контроль над ним?
Я люблю Android. В мире много людей, впервые столкнувшихся с технологиями именно благодаря телефонам на Android. Так, они впервые вышли в интернет.
Мы уверены, что нам сейчас нужно сделать так, чтобы смартфоны на Android стали доступными для самых разных категорий людей в развивающихся странах. Только представьте себе, сколько при этом можно сделать, насколько изменится жизнь людей!
Так что, контроль для нас — это не определяющий фактор. Если интернет растет, развивается, соответственно и Google развивается, становится все более успешным. Мы не хотим контролировать процесс развития интернета, нам просто хочется, чтобы он развивался.
ПРОДУКТЫ Google
- Поиск Google — c 2003 года Google обработал более 450 млрд. уникальных запросов.Поиском Google пользуются уже больше 2 млрд. потребителей, причем ежедневно 16% поисковых запросов новые.
- Google+ — запущен в июле 2011 года. На сегодня насчитывает более 170 млн. пользователей.
- Google Chrome — занимает 29% рынка браузеров; около 160 млн. потребителей.
- Gmail — почтовый сервис; почти 350 млн. активных пользователей.
- Android — операционная система для мобильных устройств; сегодня в мире активировано более 300 млн. устройств на базе ОС Android.
- Google Play — магазин приложений, включающий в себя более 450 тыс. приложений для устройств на ОС Android.
- YouTube — 60 часов видео загружаются на него каждую минуту, при этом в интернете ежедневно проигрываются более 4 млрд. видеороликов.
|
Расскажите о распределении продуктов Google в общем портфеле в процентном соотношении, с точки зрения затрат на продвижение и отдачи, прибыли.
Мы вкладываем средства и время в новые продукты в стиле Google, хорошо известном как: «Ключевые продукты и немного безумия». На наши ключевые продукты всегда идут 70% инвестиций (Поиск, Карты, Навигация); около 20% — на новые перспективные продукты (YouTube, Chrome, Android); примерно 10% — это инновационные исследования и разработки (Google+, беспилотный автомобиль Google, Project Glass и др.).
Значительная часть дохода поступает от контекстной рекламы в Поиске, однако в последнее время мы все больше прибыли получаем от YouTube, видеорекламы, мобильных технологий и специальных корпоративных приложений. Три квартала назад объявили о том, что мобильный бизнес превысил $1млрд.
Что нас ждет в ближайшие три-пять лет? Какие тренды есть на рынке, и как это будет влиять на политику Google?
Во-первых, мобильность, переход от компьютеров к мобильным устройствам. Конечно, это все связано с «облачными» вычислениями. Многие воспринимают «облака» как тренд, но они — уже реальность. Просто люди не осознают, что это так и они уже в «облаках». Google, YouTube и другие продукты работают на этих технологиях.
Во-вторых, телевидение и видео уже не будут такими, как прежде. Возьмите SMART TV от Sony и Samsung, появление Google TV и Apple TV. Видео стало чем-то иным по сравнению с тем, что было четыре-пять лет назад. Эта тенденция изменяет сами формы доступа к нему.
В-третьих, мы движемся в таком направлении, когда технологии будут предугадывать, что вы хотите, вместо того, чтобы ожидать запроса от вас. И Google+ мы создаем именно с такими сервисами. Куда бы вы ни пошли в интернет, везде необходим социальный интеллект.
Люди привыкли жить в Facebook и ВКонтакте. Как вы привлекаете к Google+?
Мы на самом деле странная компания и этого вообще не делаем ни для одного продукта, а просто над ним работаем. Если он действительно хорош, люди будут им пользоваться.
Google+ обладает двумя характеристиками, которые меняют способ социального присутствия. Первая — круги (Circles): вы можете выбирать, с кем хотите делиться информацией. Это, кстати, стало для отрасли открытием, хотя, очевидно, что то, чем я хочу поделиться со своей девушкой, и то, чем хочу поделиться с мамой, — разные вещи.
Вторая — видеовстречи (Hangouts). Люди социальны, если в Facebook вы можете задать вопрос, то здесь имеете возможность увидеться и поговорить. В Google+ предусмотрено много подобного.
Как ни удивительно, мы не стараемся «пушить», продвигать маркетинговыми средствами продукты для людей. Мы ознакамливаем наших пользователей, и если им нравится, они рассказывают своим друзьям, а те передают дальше.
Google+ внедрил видеочаты. Недавно возможность видеочатов ввел Facebook, а также там можно показывать свои статусы определенным людям.
Абсолютно точно. И это здорово! Это именно то, чего мы хотели. Google — место безумцев. Мы реально сумасшедшие, тратим большое количество денег на то, что нам денег не принесет. И это хорошо, потому что продвигает мир вперед. Мы показываем, как что-то делается, а другие наследуют и получают преимущества. Нам удастся найти разумную идею, кто-то найдет другую. От этого мир будет двигаться вперед.
Но Google — не благотворительная организация. Как вам удается на протяжении стольких лет, неся такие социальные идеи, думая только о пользователе, оставаться прибыльным бизнесом, привлекательным работодателем и компанией — примером для подражания?
Я думаю, что это наш секрет. Вспомните начало XX века. Открывая магазин, владелец хотел сделать своих клиентов счастливыми. Тогда всем было понятно: если покупатели довольны, у вас будут деньги. Потом капитализм научил нас: все ради денег. Я думаю, здесь кроется ошибка. Крупный бизнес забыл, что все делается ради людей, цели не должны сводиться к деньгам. Деньги — результат любви клиента к компании и тому, что она делает. Если вы делаете что-то действительно здорово, деньги придут. Разве не так?
Мы помешаны на пользователях, на том, чтобы решать их проблемы. Я знаю, сказанное звучит немного по-детски, но это так и есть. Основатели Google постоянно думают о том, как сделать что-то полезное, изменить мир. Например, изобрести автомобиль, ездящий самостоятельно. Мы все без ума от нашей работы и миссии. Мы здесь другие, в необычном месте, создаем необычные вещи. Думаю, в этом весь ответ.
Расскажите о ваших личных принципах работы, правилах распределения времени. Как вы расставляете приоритеты в жизни?
Хотел бы я знать (смеется). Это непросто. У меня столько стран, так много направлений работы, продуктов. И еще я много времени провожу в пути. В апреле — около трех недель командировок, примерно столько же в мае. Но у меня есть такая роскошь, как великолепная команда. В каждой стране, в том числе в Украине, работают очень умные люди.
Я вкладываю около 20% своего времени — практически день в неделю — в работу с предпринимателями по региону, коучинг, обсуждения и еще примерно день в неделю анализирую ключевые показатели доходности и бизнеса. Большинство своего оставшегося времени провожу в общении с сотрудниками и партнерами в головном офисе или своем регионе.
В чем вы черпаете вдохновение?
У меня много увлечений, но мое реальное вдохновение вот в чем. Мне очень повезло. Я египтянин. У большинства моих соотечественников нет шанса делать то, что делаю я, — влиять на мир. И я к этому отношусь очень серьезно. Это огромная доза адреналина. Я просыпаюсь каждое утро и надеюсь, что мои слова, идеи возымеют влияние на людей, кто-то в этом помещении после моего доклада что-то откроет и окажется на пороге изменения мира. Для меня это невероятное, огромное социальное вдохновение.
Моя мечта: когда мне будет 60 лет, чтобы кто-то очень успешный подошел ко мне и сказал: «Помните, вы говорили об этом 14 лет назад? Это изменило мою жизнь, показало направление, в котором нужно двигаться». Если так произойдет, значит, моя жизнь стоила того.
Сейчас множество предпринимателей увлечены стартапами в сфере интернет-технологий, digital, мобильных приложений. Можете им что-то посоветовать, чтобы они стали успешными?
Я рад, что есть драйв на рынке. Нам в Google нравится, когда успешны другие. У нас подобная история, мы были очень маленькими и преуспели. Это то, что нравится в себе и хочется видеть в других, поэтому мои советы будут отражением культуры Google.
В душе мы верим в то, что невозможного не существует: будь то мечта об автомобилях, которые ездят сами, или способность обслуживать 4 млрд. пользователей по каждому возникающему у них вопросу. Многие подумают, что это невозможно. Но если так думать, то у вас никогда не получится.
На развивающихся рынках — в Украине, Египте или где-то еще — есть два уровня невозможного. На первом люди думают, что что-то невозможно, а на втором, что даже если возможно, то «не в Украине». Я призываю так не думать. Возможно все. Одно из лучших игровых приложений года для iPad было разработано в Украине.
Я призываю стартаперов мыслить не в рамках того, как они будут жить ближайшие три года, а о том, что могут сделать, чтобы изменить мир, реализовать невозможное.
Если так думать и действовать, то успех обязательно придет.
Беседу вела Эвелина Кутепова.
|