Десять способов бороться с манипуляторами в бизнесе и переговорах
Источник: Blog Imena.UA
Манипулятор в бизнесе — не только главный герой «Волка с Уолл-стрит». С таким человеком вы запросто можете ежедневно сталкиваться в офисе, и поначалу он (или она) кажутся вполне нормальными людьми. Помните: небольшая, но статистически значимая часть бизнес-лидеров (от 3% до 4%) подходит под клиническое описание психопата. То же самое касается и нарциссов. Научное исследование показывает, что слабая толика нарциссизма может способствовать достижению успеха в бизнесе, но проработав хоть некоторое время в любой сфере, вы поймёте, что некоторые профессионалы не умеют и не желают сдерживать своё самолюбие. Таких людей хлебом не корми дай поманипулировать вами. Как противостоять манипулятору, с которым вы столкнулись за столом переговоров или в офисе?
Учимся отражать атаку газлайтеров
Газлайтинг — манипулятивная техника, которую можно описать с помощью нескольких словосочетаний: «Этого не было», «Ты всё придумал(-а)», «Ты в своём уме?». Газлайтинг — одна из самых коварных манипулятивных техник, потому что она направлена на то, чтобы исказить и разрушить ваше чувство реальности; она изъедает способность доверять самому себе, вследствие чего вы перестаёте видеть грань между нормальным и недопустимым отношением к себе.
Как дать отпор газлайтеру? Записывайте происходящие события, снабжая их подробным описанием, рассказывайте о них друзьям и делитесь своим опытом в группах — а также можете использовать в качестве документальных подтверждений электронную почту; никакие важные вопросы не решайте устно. Всё это поможет противостоять газлайтингу.
Боремся с проецированием
Вам знакома ситуация, когда человек утверждает, что во всех бедах, которые с ними происходят, виноваты не они, а вы? Это называется «проецированием». Мы все грешим этим время от времени, но нарциссы и психопаты делают это регулярно. Проецирование — это защитный механизм, используемый для того, чтобы нивелировать ответственность за своё дурное поведение и черты характера, приписав их другом человеку.
Чтобы победить, не «проецируйте» своё собственное чувство сострадания и сочувствия на патологических людей и не принимайте их проекций на себя. Каждый раз, когда вы переносите свои моральные нормы и систему ценностей на других людей, вы рискуете стать жертвой дальнейшей эксплуатации с их стороны (особенно в бизнесе).
Избегаем обобщений
Вы сказали, что ваш коллега порой не учитывает долгосрочные последствия определённых финансовых решений. Офисный манипулятор в ответ заявляет, что вы назвали его «безрассудным». Вы отметили, что сделка может расстроиться, если условия А, Б и В будут иметь место. Ваша коллега-нарцисс заявляет боссу, что вы назвали сделку «катастрофой».
Что же происходит? Дело не в том, что ваш противник не понял, о чём шла речь. Он или она не были заинтересованы в понимании ваших слов с самого начала. Большинство таких людей вместо того чтобы тщательно рассмотреть иную точку зрения, обобщают всё, что вы говорите, делая безапелляционные заявления, не предусматривающие никакие нюансы в ваших доводах или другую точку зрения, отличную от их собственной. Для того чтобы справиться с этим, не признавайте обобщений и помните, что они — всего лишь форма «чёрно-белого» мышления.
Оппоненты перемещают цели? Есть решение
Часто в процессе переговоров или решения спорных вопросов манипуляторы внедряют в ваше сознание логическую ошибку, известную как «перемещение целей», чтобы иметь все основания для постоянного недовольства вами. Это происходит, даже если вы предоставили все мыслимые и немыслимые доказательства в пользу вашего аргумента или приняли все необходимые меры для выполнения их просьбы. Звучат всё новые требования; от вас хотят всё больше доказательств. Не поддавайтесь на такие игры. Вам следует оценивать правильность своих действий самостоятельно. Просто держите в уме тот факт, что вы и так хороши, и никто не может заставить вас чувствовать себя ущербным или недостойным.
Противостоим тем, кто сменяет тему
Переключение с одной темы разговора на другую выглядит весьма невинным, но в руках опытного манипулятора смена темы превращается в средство, которое помогает избежать ответственности. Такие люди не хотят обсуждать темы, в которых вы можете привлечь их к ответственности. И потому они будут перенаправлять дискуссию в выгодное для них русло. Если не вмешаться, это будет продолжаться вечно, и у вас не будет возможности обсуждать по-настоящему актуальные проблемы компании. Дайте отпор с помощью «метода заезженной пластинки»: продолжайте перечислять факты, не обращая внимания на попытки отвлечь вас. Хорошо работает фраза: «Я говорю не об этом. Давайте сосредоточимся на реальной проблеме».
Защищаемся от перехода на личности
Даже если вы терпите это с тех пор, как впервые столкнулись с задирой на детской площадке, переход на личности не перестаёт быть деструктивным (встретить его можно даже в ходе предвыборных кампаний на пост президента США). Просто не допускайте такого. Сразу прекращайте любой диалог, в котором присутствует переход на личности. Вам надо заявить, что вы не будете этого терпеть. Не принимайте подобный тип поведения в переговорах: ваши оппоненты используют переход на личности, потому что бессильны в других методах убеждения и у них закончились аргументы.
Как можно противостоять сплетням и клевете
Распространённая техника офисных манипуляторов — контролировать то, как другие видят вас: они играют роль жертвы, а вы автоматически превращаетесь в злодея. Чёрный пиар — это обезоруживающий удар, направленный на то, чтобы саботировать вашу репутацию и оклеветать ваше имя. Часто в ход идёт тактика «разделяй и властвуй»: цель — настроить людей или группы в вашей компании друг против друга. У вас есть все возможности помешать таким сплетникам. Стоит документировать любые виды травли и ни в коем случае не позволять себе то дурное поведение, которое вам ложно приписано.
Защищаемся от обесценивания
Остерегайтесь коллег, которые всячески выражают вам своё расположение, но при этом агрессивно унижают вашего предшественника. Нарциссы-агрессоры постоянно так поступают: они обесценивают своих бывших в глазах новых партнёров, а со временем новые партнёры становятся жертвами такого же плохого обращения, как и их предшественники. Это работает не только в личной, но и в профессиональной сфере. Знание об этом — первый шаг для борьбы с обесцениванием. То, как человек относится к кому-то или говорит о ком-то, в будущем может быть перенесено и на вас самих.
Преодолеваем агрессивный «юмор»
Проблема не в вашем чувстве юмора, а в скрытом смысле этой едкой шутки. Манипуляторы наслаждаются, отпуская в ваш адрес злобные замечания. Они, как правило, преподносятся как «обычные шутки», что позволяет таким людям безнаказанно говорить довольно оскорбительные вещи, при этом оставаясь невинными и сохраняя хладнокровную манеру общения. Каждый раз, когда вы возмущаетесь бестактностью или грубостью, вас сразу обвиняют в том, что у вас «нет чувства юмора». Такой офисный тролль как правило использует ещё и газлайтинг — не позволяйте таким людям убеждать вас в безобидности подобных «шуток».
Воюем с «треугольниками»
Один из самых хитроумных способов, с помощью которых манипуляторы отвлекают вас от своих настоящих целей — переключение вашего внимания на мнимую угрозу со стороны других. Называется это явление «триангуляция». Манипуляторы любят докладывать заведомо ложную информацию о том, что другие говорят о вас. Чтобы противостоять этой тактике, просто поймите, что третьим участником этой драмы также манипулируют. Он или она в этом случае — жертва, а не враг. Главное, что можно сделать — «перестроить» такой «треугольник» в вашу пользу или просо заручиться поддержкой третьей стороны, на которую манипуляторы не успели повлиять.
По материалам "10 Techniques Used by Manipulators (and How to Fight Them)", Inc.
Фотоиллюстрация: Indie Wire
|