Agile для бизнеса: философия, а не методология
Источник: LABA
Agile — это способ мышления, который помогает строить высокоэффективные команды и с их помощью давать максимум ценности вашим клиентам. Юрий Козий, Agile-коуч, основатель компании AgileDrive, рассказал, почему люди важнее инструментов, а продукт вашей работы всегда важнее идеальных презентаций, которыми вы этот продукт описываете.
В Agile вся работа держится на четырех основных ценностях:
- Люди и взаимодействие важнее, чем процессы и инструменты.
- Сотрудничество с заказчиком важнее переговоров по контрактам.
- Рабочий продукт важнее исчерпывающей документации или презентации.
- Реакция на изменения важнее, чем следование изначальному плану.
Когда я расписываю Agile на уровне этих ценностей владельцу бизнеса, он говорит: «Черт, я и правда хочу, чтобы мы так работали.
И пока моя компания была небольшой, до 50 человек, и я знал всех по именам, я был готов подписаться, что мы действительно ценим людей больше, чем процессы, и оперативно реагируем на изменения, а не слепо следуем плану. Но сейчас нас уже 500, и я не уверен, что мы до сих пор верны этим ценностям.
У нас есть инструменты, процессы, переговоры по контрактам. Мы постоянно создаем презентации, документы, и следование плану берет верх над здравым смыслом». Следующий вопрос, который задает бизнес: «Как же мне это изменить?».
Очевидно, что это не те перемены, которые можно внедрить «с понедельника». Прийти на работу, сказать: «Сегодня у нас тренинг по Scrum и через три дня мы начинаем работать по Scrum». Нет, это так не работает. Agile — это не рубильник, который можно дернуть у себя в компании и сказать: «Мы стали Agile».
Эта история скорее о том, как современные лидеры могут создавать среду, которая вовлекает команды в создание качественных продуктов для ваших клиентов.
С помощью гибких (Agile) подходов лидеры создают такую атмосферу в организации, чтобы людям хотелось достигать целей, чтобы эти цели их вдохновляли. Сотрудники не боятся предлагать свои решения, создавать что-то новое, они знают, что их никто не будет порицать за ошибку.
Agile это не: «Коуч, сделай что-то с моими подчиненными». Это скорее: «Коуч, помоги мне стать лучшим лидером, чтобы я создал вовлекающую среду, научился слышать своих людей, и сделал из них классную команду».
Вот почему важна каждая из четырех ценностей:
1. Люди и взаимодействие важнее, чем процессы и инструменты
Часто мы настолько привыкли следовать каким-то практикам, процессам и процедурам, что прикрываемся ими и забываем, для чего они были созданы изначально. Как эта ценность реализуется на практике?
Сначала люди начинают работать по Scrum, проводить собрания, регулярно работать с владельцем продукта и налаживать эффективное взаимодействие.
Потом они все вместе ставят под сомнение текущие процедуры и политики компании, идут «наверх» и объясняют топ-менеджменту, без каких политик и процедур можно попробовать пожить пару недель и посмотреть, что получится.
Результаты поражают — организационные изменения инициируются «снизу» и реализуются при поддержке «сверху».
2. Взаимодействие с заказчиком важнее переговоров по контрактам
Недавно у меня был личный пример, как у коуча, с одной компанией, которая меня продвигает. Вроде на словах все отлично, мы обо всем договорились. Потом читаю контракт и вижу пункты, о которых мы не говорили, а они меня существенно ограничивают.
Я понимаю, что могу внести правки в документ, отправить его юристам, и мы будем так перекидываться письмами еще долго.
Но вторая ценность Agile говорит о том, что сотрудничество с клиентом или партнером важнее, чем контрактные споры, поэтому я поднимаю трубку, за три минуты решаю вопросы с партнером и расставляю все точки над «і». В результате оказывается, что они «не то имели в виду».
Так давайте попросим наших юристов записать то, что мы с вами имели в виду, и оформить это правильными словами в контракте. Вопрос решен.
3. Рабочий продукт важнее исчерпывающей документации или презентации
Некоторые клиенты говорят: «Черт возьми, зачем мы создаем идеальные презентации и документы? Просто чтобы продать идею внутри компании? А ведь лучше сделать рабочий прототип, показать его ценность, результаты действия на рынке и двигаться дальше».
Как признала одна организация, они тратят примерно 50% своего времени на создание внутренних презентаций и 50% — на работу. Признавать такое неприятно, но это способствует выздоровлению организации.
4. Реакция на изменения важнее следования первоначальному плану
Этот пункт — о нашей гибкости. Планирование важно, но, честно говоря, ваш годовой план, в который вы вложили столько усилий, не выдержит проверки временем уже в следующем месяце.
Будь то финансовое планирование, проектный план на год или план рекламных кампаний всех продуктов — уже через месяц-два все это часто становится неактуальным.
Но сотрудники продолжают следовать плану, у них даже есть личная финансовая мотивация — ведь ключевые показатели эффективности привязаны к годовым планам. Более гибкие компании переходят на квартальное планирование, а некоторые — на месячное, если это позволяет ваш бизнес-контекст.
Agile — это непросто. Не ждите чуда от консультантов, не думайте, что вы сходите на тренинг по Scrum — и все наладится само собой. Консультант поможет вам запустить изменения, но все остальное придется делать самим.
Agile поможет вам, как лидеру, наладить связь со своими людьми, лучше их слушать и слышать, эффективнее ставить задачи и наблюдать за результатами в полной прозрачности. Это — здоровый баланс между результатами и вовлеченностью ваших сотрудников, ведь работают не методологии — работают люди.
|