ИНСАЙТЫ | Бюджетирование 2 июля 2015 г.

Секреты успешного бюджетирования в компании

Автор: Сергей Полищук
Источник: журнал Companion

Вряд ли мы сможем представить себе компанию, которая может быть успешной, совершенно при этом, не имея планов, прогнозов или бюджетов. Такая ситуация — это своего рода управленческий моветон.

Секреты успешного бюджетирования в компании
Иллюстрация: Shutterstock.com
Если мы говорим о бюджетировании как о технологии планирования, то необходимо отметить, что оно (бюджетирование) задаёт определенные рамки, шаги, этапы, следование которым есть уникальным и неповторимым для каждой компании. Но знакомы ли вы с такими секретами?!

Итак, секрет первый — «Визуализируй то, что ты хочешь получить». Как-то у Нобелевского лауреата Милтона Фридмена (Milton Friedman) спросили, в чем смысл рыночной экономики? На что он без промедления ответил — «Бесплатных обедов не бывает» :). На мой взгляд, смысл бюджетирования можно втиснуть в рамки понимания прогнозной доходности бизнеса и его потребности в финансировании; все остальное — интерпретации на эти темы. Сказанное ложится в логику отчетов P&L и CF. Как детализировать доходы, по каким группам и направлениям, каковы статьи расходов периода, их детализация? Вот неполный перечень вопросов, требующих ответа на первой ступени начала бюджетирования. По сути — эти два отчета и должны стать вашими бюджетами: колонка "план" и колонка "факт". Разнообразить классику поможет вкрапление нефинансовых показателей, таких как: количество клиентов, средний доход на одного клиента, персонал, затраты на персонал и т.п. Это все зависит от специфики и фантазии.

С пониманием первого секрета идет второй: «Избегайте чрезмерного дробления бюджетов». В бесконечном потоке литературы вы найдете множество советов о том, сколько должно быть бюджетов: бюджет административных расходов, бюджет капитальных расходов, бюджет расходов на сбыт, бюджет производственной себестоимости, бюджет налогов, бюджет дебиторской и кредиторской задолженности т.п., от количества которых порой захватывает дух. Рецепт простой: есть функция — есть бюджет. Бюджетирование становится тогда эффективным, когда бюджеты являются отражением функциональной структуры предприятия (а не организационной). На мой взгляд, ошибочным есть стереотип, согласно которому дробление одной функции в разных бюджетах может стимулировать ответственность хозяев бюджета. Как итог — размываем ответственность за результат функции.

Следующий секрет «Бумага выдержит все или качество данных». Мы конечно можем создать шедевральные и безупречные бюджеты, но… в жизни возникает вопрос сопоставления плана и факта по истечению отчетного периода. И здесь ключевая роль отводится качеству учета в принципе. Смещение акцентов в сторону только управленческого учета на практике чревато увеличением расходов на администрирование обоих ветвей учета и отсутствием единой полной картины в принципе. Насколько это устраивает топ-менеджмент? Как итог — бухгалтерский учет не может быть «бедным родственником» управленческого — эти два вида учета должны дополнять друг друга, а не дублировать. Поэтому очень многое зависит от культуры ведения учета, наличия учетных политик, квалифицированного учетного персонала и понимания этого факта руководством.

Четвертый секрет — «Автоматизируй». Журнально-ордерная форма учета безвозвратно ушла в прошлое, и большинство компаний сегодня используют множество софтверных решений для упрощения процессов продажи, производства, склада. В связи с этим, с позиции бюджетирования, возникает множество сложностей вида: регистрация факта продаж происходит в одной программной среде, регистрация поступления и списания запасов — в другой, а отражение расходов, банка и задолженностей — в третьей. И здесь же неоднородные справочники контрагентов, расходов, доходов и т.п. Что делать? По-хорошему с точки зрения управления процессами необходимо пытаться свести все под один знаменатель. Как итог — получение факта для бюджетирования не составит труда. В противном случае необходимо придумывать сложные алгоритмы «импорта-экспорта» информации, ее адаптацию и трансформацию. Правильно поставленное бюджетирование, зачастую, улучшает качество бизнес-процессов, зоны ответственности по ним, и их консолидацию в единой учетной среде.

Пятый секрет — «Бюджетирование не ради бюджетирования». Анализ бюджетов должен стать тем катализатором, который запустит процесс индивидуальной и коллективной ответственности за их результат. Стало быть, бюджетирование может и должно обеспечивать функцию мотивации персонала компании. Успешность каждой функции или бизнес-процесса, на который положен бюджет (P&L или CF), должен быть оценен с принятием управленческих решений. Без этого бюджетирование всего лишь процесс без результата. Если мы говорим о бюджете P&L, необходимо понимание, как и в какой степени ответственный менеджер влияет на эти данные непосредственно, а на какие косвенно. Несколько иная картина в бюджете CF, где ответственный менеджер запрашивает определенный объем финансирования и исполняет его в рамках периода.

И, наконец, шестой секрет — «Обучение и общие цели». Имеет смысл перед тем, как требовать исполнения бюджетов, обучить сотрудников единообразному пониманию оценки их результативности. Также необходимо каскадировать цели и задачи каждого конкретного бюджета на сотрудников его обеспечивающих. Все это решается в рамках обучения. Ну и самое главное — это общность целей. Правильное видение всеми сотрудниками компании единых целей улучает как качество управления в целом, так и внедрение бюджетирования.

Об авторе:

    Сергей Полищук, руководитель финансово-экономического департамента УК "ЛІГА" в Группе компаний "ЛІГА".



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу ZettelkastenКак делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу Zettelkasten
Прыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успехаПрыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успеха
Выбери себя!Выбери себя!

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2025, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)