ИНСАЙТЫ | Бюджетирование 2 июля 2015 г.

Секреты успешного бюджетирования в компании

Автор: Сергей Полищук
Источник: журнал Companion

Вряд ли мы сможем представить себе компанию, которая может быть успешной, совершенно при этом, не имея планов, прогнозов или бюджетов. Такая ситуация — это своего рода управленческий моветон.

Секреты успешного бюджетирования в компании
Иллюстрация: Shutterstock.com
Если мы говорим о бюджетировании как о технологии планирования, то необходимо отметить, что оно (бюджетирование) задаёт определенные рамки, шаги, этапы, следование которым есть уникальным и неповторимым для каждой компании. Но знакомы ли вы с такими секретами?!

Итак, секрет первый — «Визуализируй то, что ты хочешь получить». Как-то у Нобелевского лауреата Милтона Фридмена (Milton Friedman) спросили, в чем смысл рыночной экономики? На что он без промедления ответил — «Бесплатных обедов не бывает» :). На мой взгляд, смысл бюджетирования можно втиснуть в рамки понимания прогнозной доходности бизнеса и его потребности в финансировании; все остальное — интерпретации на эти темы. Сказанное ложится в логику отчетов P&L и CF. Как детализировать доходы, по каким группам и направлениям, каковы статьи расходов периода, их детализация? Вот неполный перечень вопросов, требующих ответа на первой ступени начала бюджетирования. По сути — эти два отчета и должны стать вашими бюджетами: колонка "план" и колонка "факт". Разнообразить классику поможет вкрапление нефинансовых показателей, таких как: количество клиентов, средний доход на одного клиента, персонал, затраты на персонал и т.п. Это все зависит от специфики и фантазии.

С пониманием первого секрета идет второй: «Избегайте чрезмерного дробления бюджетов». В бесконечном потоке литературы вы найдете множество советов о том, сколько должно быть бюджетов: бюджет административных расходов, бюджет капитальных расходов, бюджет расходов на сбыт, бюджет производственной себестоимости, бюджет налогов, бюджет дебиторской и кредиторской задолженности т.п., от количества которых порой захватывает дух. Рецепт простой: есть функция — есть бюджет. Бюджетирование становится тогда эффективным, когда бюджеты являются отражением функциональной структуры предприятия (а не организационной). На мой взгляд, ошибочным есть стереотип, согласно которому дробление одной функции в разных бюджетах может стимулировать ответственность хозяев бюджета. Как итог — размываем ответственность за результат функции.

Следующий секрет «Бумага выдержит все или качество данных». Мы конечно можем создать шедевральные и безупречные бюджеты, но… в жизни возникает вопрос сопоставления плана и факта по истечению отчетного периода. И здесь ключевая роль отводится качеству учета в принципе. Смещение акцентов в сторону только управленческого учета на практике чревато увеличением расходов на администрирование обоих ветвей учета и отсутствием единой полной картины в принципе. Насколько это устраивает топ-менеджмент? Как итог — бухгалтерский учет не может быть «бедным родственником» управленческого — эти два вида учета должны дополнять друг друга, а не дублировать. Поэтому очень многое зависит от культуры ведения учета, наличия учетных политик, квалифицированного учетного персонала и понимания этого факта руководством.

Четвертый секрет — «Автоматизируй». Журнально-ордерная форма учета безвозвратно ушла в прошлое, и большинство компаний сегодня используют множество софтверных решений для упрощения процессов продажи, производства, склада. В связи с этим, с позиции бюджетирования, возникает множество сложностей вида: регистрация факта продаж происходит в одной программной среде, регистрация поступления и списания запасов — в другой, а отражение расходов, банка и задолженностей — в третьей. И здесь же неоднородные справочники контрагентов, расходов, доходов и т.п. Что делать? По-хорошему с точки зрения управления процессами необходимо пытаться свести все под один знаменатель. Как итог — получение факта для бюджетирования не составит труда. В противном случае необходимо придумывать сложные алгоритмы «импорта-экспорта» информации, ее адаптацию и трансформацию. Правильно поставленное бюджетирование, зачастую, улучшает качество бизнес-процессов, зоны ответственности по ним, и их консолидацию в единой учетной среде.

Пятый секрет — «Бюджетирование не ради бюджетирования». Анализ бюджетов должен стать тем катализатором, который запустит процесс индивидуальной и коллективной ответственности за их результат. Стало быть, бюджетирование может и должно обеспечивать функцию мотивации персонала компании. Успешность каждой функции или бизнес-процесса, на который положен бюджет (P&L или CF), должен быть оценен с принятием управленческих решений. Без этого бюджетирование всего лишь процесс без результата. Если мы говорим о бюджете P&L, необходимо понимание, как и в какой степени ответственный менеджер влияет на эти данные непосредственно, а на какие косвенно. Несколько иная картина в бюджете CF, где ответственный менеджер запрашивает определенный объем финансирования и исполняет его в рамках периода.

И, наконец, шестой секрет — «Обучение и общие цели». Имеет смысл перед тем, как требовать исполнения бюджетов, обучить сотрудников единообразному пониманию оценки их результативности. Также необходимо каскадировать цели и задачи каждого конкретного бюджета на сотрудников его обеспечивающих. Все это решается в рамках обучения. Ну и самое главное — это общность целей. Правильное видение всеми сотрудниками компании единых целей улучает как качество управления в целом, так и внедрение бюджетирования.

Об авторе:

    Сергей Полищук, руководитель финансово-экономического департамента УК "ЛІГА" в Группе компаний "ЛІГА".



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Разговор с незнакомцем. Почему мы ошибаемся в людях и доверяем лжецамРазговор с незнакомцем. Почему мы ошибаемся в людях и доверяем лжецам
Большая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людейБольшая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людей
EQ. Эмоциональный интеллект на практикеEQ. Эмоциональный интеллект на практике

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)