ИНСАЙТЫ | Корпоративное волонтерство 19 апреля 2011 г.

От «веревок» — к «социалке»

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№12, 2011)

За последний год корпоративное волонтерство активно видоизменялось. Из повода для пиара оно превратилось в командообразовательный инструмент.

Владимир Гуцол, руководитель ООО «Гуцол-авто» (междугородние и международные транспортные перевозки, штат — 32 чел.), никогда не задумывался над тем, нуждаются ли его подчиненные в командообразующем тренинге. Он искреннее полагал, что в отношении его подопечных, суровых дальнобойщиков, постоянно колесящих по стране, подобные методы управления слабоэффективны. Скепсис руководителя развеял случай.

Как-то раз один из детских домов области обратился в компанию с просьбой помочь в доставке стройматериалов, подаренных спонсором. Узнав об этом, водители сразу же согласились. После этой акции некоторые из них по собственной инициативе помогли с ремонтом, стали регулярно привозить детям подарки, а одна семья даже оформила опеку над ребенком. Такое стихийное волонтерство сдружило сотрудников, а руководителю оставалось только «официально» объявить о том, что компания готова всячески содействовать этим инициативам.

Благодаря хорошо про­пиаренным акциям считается, что корпоративное волонтерство — прерогатива крупных транснациональных компаний. Однако оказалось, что средний и мелкий бизнес также, по мере своих сил и возможностей, принимает участие в проектах социальной помощи. Правда, делает это скромно, с меньшим размахом и помпезностью, не освещая свои проекты в прессе и не привлекая излишнего внимания.

Отличительная особенность большинства таких мероприятий в том, что, помимо очевидной социальной пользы, они могут оказаться недорогим и в то же время эффективным способом повышения командного духа сотрудников. Но, чтобы добиться такого результата, необходимо учесть несколько важных моментов.

За все нужно платить

Корпоративное волонтерство: за и против Стремление помочь ближнему находит отклик в сердцах многих наемных сотрудников. Это естественное желание, которому психологи находят вполне рациональное объяснение. «Люди нуждаются в том, чтобы их альтруизм был востребован. Это качество не только врожденное, имеющее значение для выживания популяции, но и социально одобряемое. Желание «творить добро» поощрялось во все времена, — говорит Семен Кродий, психолог, HR-консультант. — Второй причиной, по которой «не-альтруисты» занимаются благотворительностью, является «перекос» нашего сознания. Одна из самых распространенных иллюзий, которой пропитаны наши умы, говорит о том, что «за все нужно платить». Следовательно, если тебе хорошо (есть квартира, машина и высокооплачиваемая работа), ради сохранения всего этого необходимо «откупиться» — принести часть своих доходов в жертву мирозданию, поделившись с теми, кто этого всего не имеет. Это очень архаичный пласт мышления, но такая точка зрения очень распространена».

Помощь сиротам, бездомным животным, уборка парков — подобные мероприятия как нельзя лучше служат целям, описанным психологом. Возможность внести свой вклад в решение социальных проблем не только приносит сотрудникам чувство морального удовлетворения, но и развивает социальную компетент­ность, инициативность, лидерские качества, стимулирует творческое мышление. А также имеет и такие приятные для компании последствия, как повышение командного духа, гармонизация социального климата, повышение привлекательности компании как работодателя. Помимо этого, принимая участие в волонтерских программах, новые сотрудники адаптируются намного быстрее. «Если реализация программ корпоративного волонтерства происходит на системной основе (не один раз в год) и ради одной общей цели, то это говорит о постоянной работе в команде всего персонала и улучшении психологического климата, по­скольку компания и ее сотрудники делают доброе дело. Меняется отношение к компании среди сотрудников, что позитивно влияет и на ее имидж», — отмечает Марина Сапрыкина, руководитель Центра развития корпоративной социальной ответственности (КСО).

Поэтому неудивительно, что во многих компаниях волонтерство возведено в ранг корпоративной культуры. «По данным исследований, проводимых, к сожалению, только среди западных компаний, бизнес-организации, реализующие социальные программы, эффективнее и успешнее компаний, которые не вкладывают в реализацию таких программ. Эксперты в области корпоративной социальной ответственности утверждают, что социально ориентированная деятельность выгодна для бизнеса. Это не только улучшает репутацию компании-работодателя и инвестиционную привлекательность бизнеса, но и повышает эффективность работы сотрудников», — рассказывает Алена Лысак, директор по развитию бизнеса HR-консалтинговой компании «Амплуа Брокер» (штат — 30 чел.). Впрочем, эксперт тут же оговаривается, что не встречала исследований, которые измеряли бы влияние таких проектов на бизнес и их стоимость в сравнении с альтернативными испытанными инструментами.

И что делать дальше?

Впрочем, какими бы мотивами ни руководствовались представители социально ответственных компаний, те, кто решил внедрять программы корпоративного волонтерства, сталкиваются с вопросами «с чего начать» и «что делать дальше». Причем делать так, чтобы получить максимальный эффект от самого благородного дела.

«Иногда достаточно просто внимательнее приглядеться к своим сотрудникам. Вполне возможно, что кто-то знает или даже помогает какому-то конкретному человеку или организации в качестве волонтера. Так, к примеру, одна наша сотрудница помогала семье с четырьмя приемными детьми, один из которых был тяжело болен, из-за чего мать была вынуждена почти круглосуточно находиться с ним в больнице. Тогда сотрудники нашей компании подключились к этой деятельности, стали помогать средствами, по очереди завозить продукты, медикаменты. С моей стороны потребовались лишь одно: на несколько часов раньше отпускать с работы тех, кто «дежурил» в этот день. И надо отметить, что уже через полтора-два месяца взаимоотношения в коллективе изменились — конфликтов стало гораздо меньше, сотрудники стали толерантны друг к другу», — поделилась своим опытом Наталья Климова, заместитель директора ЧП «Крис» (продажа, ремонт и сервисное обслуживание бытовой и офисной техники, штат — 38 чел.).

Если таких сотрудников нет, достаточно оглянуться вокруг, ведь повод для добрых дел есть всегда — соседний скверик, ближайший двор, школа, детский сад могут стать объектами благих свершений для всех желающих поучиться командному взаимодействию в работе на благо общества. Главное — чтобы сотрудники могли увидеть реальные результаты своего труда и ощутить гордость и удовлетворение от своей деятельности.

Планируя проведение подобных мероприятий, важно избегать ошибок, которые способны похоронить благие начинания. Одной из таких является недостаточная информированность сотрудников о целях и задачах волонтерских акций, когда работники не понимают, в чем, собственно, будет заключаться их роль и насколько это важно. Также негативно может отразиться неправильный выбор лиц или учреждений, получающих помощь, к примеру, предоставление через посредников либо предоставление помощи в не­адекватной форме. Так, сотрудники одной из украинских компаний, занимающихся продажами бытовой техники, провели благотворительный аукцион и презентовали телевизор детскому отделению больницы. Однако организаторы акции не учли одного — это был четвертый подаренный телевизор, в то время как в отделении не хватало самого необходимого — постельного белья, перевязочных материалов, медикаментов. Разумеется, сотрудники компании были очень разочарованы, узнав о том, что их подарок оказался ненужным.

Не менее бесполезны и разовые акции, в которых принимает участие только руководство компаний, вручающее подарки и получающее овации. В этом случае отсутствие обратной связи и видимых результатов полностью демотивирует коллектив участвовать в какой-либо благотворительной деятельности.

Не менее важно, чтобы подобные инициативы не были формализованы, основывались на добровольных началах и не напоминали участникам социалистические субботники в своих худших традициях. Поэтому, для того чтобы стимулировать сотрудников к участию в подобной деятельности, можно, ориентируясь на опыт западных корпораций, предоставлять отгулы, премировать или иным образом поощрять деятельность волонтеров.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
12 soft skills 21 века. Коуч-книга для вдохновения и развития12 soft skills 21 века. Коуч-книга для вдохновения и развития
Большая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людейБольшая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людей
Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограниченийБезграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)