ИНСАЙТЫ | Корпоративная культура 28 мая 2008 г.

Культурный шок

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№19, май 2008)

В "чужом монастыре" может быть очень уютно, если уклад привычен и есть единомышленники. В противном случае принятый на работу сотрудник может ощущать себя не намного комфортнее, чем на минном поле.

Культурный шок Пахан, разводящий, шестерка... Думаете, это сленг заключенных? Как бы не так! В одной компании такие "звания" присваиваются каждому сотруднику параллельно с должностью, указанной в штатном расписании. Деятельность компании не связана ни с криминальным бизнесом, ни с чьим-либо уголовным прошлым. Просто и руководителю, и его подчиненным нравится "играть" в такую игру.

Разумеется, предприятия, как и люди, имеют свой характер. Одни — веселые, лояльные и демократичные, другие — суровые, твердые, самоуверенные. Все это называется корпоративной культурой. Вот только уровень этой культуры, а иногда и бескультурья — различный.

Что необходимо предпринять, чтобы столкновение с новой культурной средой не стало для новичка стрессом, аналогичным тому, который испытали туземцы, впервые увидевшие конкистадоров, — разбирались журналисты "ВД".

Очень приятно: царь!

Висящие в кабинетах менеджеров корпорации портреты молодого человека удивляют случайных посетителей. "Это наш босс", — поясняют сотрудники. И, как школьники, встают при его приближении. Игнорирование этого правила грозит увольнением.

Кстати, что бы ни говорили эйчары о корпоративной культуре своих компаний — именно от руководителя и его стиля взаимоотношений с подчиненными на 90% будет зависеть культурный уровень компании. «Корпоративная культура начинается с руководителя. А любые попытки ее изменения заканчиваются на пороге его кабинета», — уверен Виктор Сапсир, психолог, бизнес-тренер.

Но сама система отношений, формирующая корпоративную культуру, складывается спонтанно, проявляясь во всем, что делает компания: в общении с клиентами, во взаимоотношениях с партнерами и дилерами. Она просачивается даже сквозь стиль коммерческих предложений и язык внутрифирменных посланий. Но корпоративная культура — это нечто большее, чем манера написания деловых писем. Это — совокупность взглядов на жизнь, норм и ценностей, которых придерживаются большинство сотрудников компании. Компонентами корпоративной культуры принято считать особенности взаимоотношений и коммуникаций, а также различные принятые в компании запреты, ограничения и ритуалы.

Тот, кто не разделяет их — навсегда останется в меньшинстве. Или вынужден будет менять работу, потому что «не вписался» в коллектив. Ведь человек, который не выполняет групповые нормы поведения, коллективом просто отторгается. «К нам в компанию на должность начальника технического отдела приняли бывшего военного. Как специалист он был очень силен, но после того как он начал внедрять ежедневные построения и докладные по любому поводу, сотрудники стали возмущаться. К счастью, высшее руководство не поддержало эти нововведения. Он очень обиделся и написал заявление об уходе, когда ему объяснили, что такая его инициатива не нужна», — поведал Максим Тонконогов, менеджер ООО «Софтсити» (разработка и внедрение ПО, штат — 62 чел.).

Другой вариант развития событий возможен, если корпоративные правила излишне формализованы и внедряются исключительно методом кнута. В этом случае жесткие предписания либо будут саботироваться сотрудниками, либо между сотрудниками и владельцами начнется заведомо проигрышное соревнование «кто кого перехитрит», либо же каждое очередное «закручивание гаек» вызовет волну увольнений.

«В сети ресторанов, где я начинала работать менеджером по персоналу, текучка превышала 70%. Потому что всех нещадно штрафовали. Официанта — если тот появлялся где-либо без подноса, уборщицу — без швабры, повара — без головного убора. Дошло до маразма: люди даже в туалет вынуждены были ходить со своими орудиями труда, — посетовала Ольга Ляд, директор по персоналу ООО «Ок-стиль» (г.Харьков, производство и продажа металлопластиковых конструкций, штат — 100 чел.).

А НАДО ЛИ?

35% предпринимателей в нашей стране пытаются формировать корпоративную культуру в своих компаниях, ориентируясь на западные технологии, 35% признают необходимость создания корпоративной культуры, но никаких специальных мер не предпринимают, а 30% считают это бессмысленной тратой времени.

Но не каждому может прийтись по душе и усердно внедряемая в массы подчеркнуто дружеская атмосфера. «Мне пришлось работать в компании, где было разрешено обращение друг к другу только на «ты» и по имени. Я долго привыкала называть пожилого директора Димой, а шестидесятилетнюю начальницу-главбуха — Машей. Кроме того, в этой компании командный дух подпитывался обязательными еженедельными празднованиями любых более или менее значимых событий: удачной сделки, дней рождения, профессиональных праздников. Никого не волновало, что у меня маленький ребенок и мне нужно уделить время ему, а не веселящимся коллегам. Через полгода я уволилась», — рассказала Ольга Молина, бухгалтер ООО «Нуса» (продажа автомобильных аксессуаров, штат — 19 чел.).

В каждой избушке — свои игрушки

Впрочем, по мнению Ольги Шаповаленко, руководителя отдела консалтинга компании Staff Service (кадровый консалтинг, поиск и подбор персонала, штат — 20 чел.), говорить о странности или необычности корпоративной культуры возможно только в случае, если оценивать ее поверхностно, не анализируя причин возникновения подобных странностей. Ведь на формирование индивидуального корпоративного стиля деятельности влияет, как минимум, три фактора: специфика деятельности компании, личность руководителя и все многообразие личностей сотрудников всех уровней. В качестве примера г-жа Шаповаленко приводит требования к кандидатам на вакантные должности, в которых проявляются особенности корпоративной культуры, определенные спецификой деятельности компании. «Например, одна из компаний искала менеджера по продажам, у которого обязательно есть домашние животные. На первый взгляд, странное требование, но если учесть, что компания занимается производством и реализацией кормов для котов и собак, все становится на свои места», — объяснила она.

«Сотрудники более лояльно относятся к любым требованиям, причины которых ясны и понятны. И если объяснить, что новые правила безопасности вводятся из-за того, что было совершено хищение, то в 90% случаев люди отнесутся к таким мерам с пониманием. В противном случае все будет воспринято в штыки», — считает Виктор Сапсир.

А в компании «Эспан» менеджер по персоналу периодически проводит акцию для новичков под названием «Какие из правил корпоративной культуры, принятых в нашей компании, удивили вас больше всего?». «Это позволяет нам лучше осознавать наши отличия от других компаний, и если необходимо, вносить коррективы», — поделилась секретом Станислава Винярская, менеджер по персоналу ООО «Эспан» (продажа косметики и товаров медицинского назначения, штат — 80 чел.).

Вольному — воля

«Мы существуем так, как нам нравится. Мы работаем так, как сами считаем правильным. Мы в гробу видали все корпоративные ценности, вместе взятые. Все наградные доски мы вешаем в туалете. Клиентам мы редко пишем предложения объемом более одной страницы», — именно так звучит девиз, размещенный на сайте известной на весь СНГ web-студии Артемия Лебедева. Выходит, не только жесткая дисциплина и фанатичная клиентоориентированность могут ставиться во главу угла корпоративной культуры предприятия. Правда, находятся скептики, утверждающие, что все это — часть продуманного имиджа, призванного подчеркнуть творческую атмосферу и креативность компании. А своими более чем 200-ми сотрудниками в этой компании директора управляют весьма уверенно и без особых сантиментов.

Кстати, немало других компаний, сфера деятельности которых связана с высокими технологиями, не считают нужным «напрягать» своих сотрудников излишними строгостями. «Например, в компании Google нет определенного дресс-кода: «Ходите в чем хотите, лишь бы это выглядело прилично», а работа планируется по принципу «70-20-10». Речь идет о том, что 70% времени специалист работает над проектом, 20% уходит на интересующую его тему в рамках компании, а 10% рабочего времени он посвящает чему душе угодно. Авось из этого тоже что-то вырастет», — рассказала Ольга Шаповаленко.

Впрочем, хотя то, что называется командным духом или его отсутствием, буквально витает в воздухе каждого офиса, но сразу уловить и понять, с чем придется столкнуться и в какой атмосфере существовать, невозможно.

ОТ ГИЛЬДИЙ ДО ФАБРИК

  • О правилах поведения внутри профессиональных сообществ было известно со времен средневековых гильдий. Эти правила регламентировали язык, поведенческие знаки, аксессуары и даже покрой и цвет одежды, благодаря чему члены таких сообществ могли отличать «своих».
  • Термин «корпоративная культура» использовал в середине прошлого века немецкий генерал-фельдмаршал и военный теоретик, один из идеологов германского милитаризма Хельмут фон Мольтке.
  • В науку понятие «корпоративная культура» введено лишь после Второй мировой войны Британским институтом человеческих отношений. Э. Жак является автором первой книги на эту тему, которая называется «Изменяя культуру фабрики».

«Обычно на собеседовании люди спрашивают о зарплате, о функциональных обязанностях, но почти никогда — о корпоративной культуре или стиле руководства. Хотя именно это играет решающую роль, когда принимается решение об увольнении. А мы не хотим терять своих сотрудников, ведь компания тратит время и ресурсы на их поиск, обучение и адаптацию. Поэтому лучше сразу брать на работу людей, которых не испугает, например, необходимость не опаздывать на работу и раз в два месяца посещать корпоративные тренинги», — рассказала г-жа Ляд.

Еще одной уловкой, которая позволяет снизить адаптационный стресс и используется рекрутерами, становится поиск кандидатов из компаний, где стиль руководства и корпоративная культура аналогичны тем, которые предполагаются на новой работе.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
От сильных идей к великим делам. 21 мастер-класс по превращению планов в достиженияОт сильных идей к великим делам. 21 мастер-класс по превращению планов в достижения
Как лгать при помощи статистикиКак лгать при помощи статистики
12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)