Два кубика адреналина
Автор: Андрей Ольшевский, "Власть денег" (№44, ноябрь 2008)
Пират Генри Мейнуэринг обладал оксфордским дипломом юриста, корсар Джордж Клиффорд имел графский титул, а майор Стид Боннер был владельцем плантации… Именно кризисы, сотрясавшие мир, заставили состоятельных и знатных людей пойти под знамена «Веселого Роджера». И далеко не наживы ради…
На сайте одной из тренинговых компаний «ВД» обнаружила занятное предложение для топ-менеджеров, погрязших в стрессах и рутине. Руководителям в ходе экстрим-тренинга предлагалось на одну ночь быть «погребенными» заживо. С оговоркой: «Оттуда вы выйдете новым человеком…». Экстремальные тренинги и опасные виды спорта уже давно в фаворе у бизнесменов (подробнее о докризисном отношении к экстрим-тренингам читайте «Дяди в подвале играли в гестапо», «ВД» №36, 2007 г.). Но если раньше такому направлению уделяли внимание в большей степени из-за скуки, то теперь на первый план вышел вполне рациональный мотив: найти варианты решения вполне конкретных проблем. В том числе и для проведения кадровых чисток. Почему нужно «закапывать» себя и коллектив, чтобы выжила компания, выясняла «ВД».
Кризис жанра
«Кризис — явление временное. К сложным моментам в жизни и бизнесе нужно быть готовым — заниматься спортом, правильно отдыхать, питаться, держать себя в тонусе и т. п. А когда наступает кризис, нужно больше времени уделять работе, планированию, мотивации сотрудников. Худшим решением для топа в такой момент будет уйти в мир своих хобби и оставить подчиненных наедине с проблемами. Кризис — это время, когда надо взять себя в руки и работать, работать и еще раз работать», — уверен Анже Йереб, обладатель черного пояса по карате и сертификата инструктора по сноубордингу, управляющий директор холдинга «Индустрия коммуникаций» (штат — 60 чел.).
С тем, что работе нужно уделять больше времени, согласен и Игорь Чернышев, частный предприниматель, занимающийся строительством коттеджей под заказ. Но в последние несколько месяцев он все больше стал гонять на автомобиле. «Меня уже окончательно достал этот кризис. Часть заказчиков «спрыгнула», часть прекратила финансировать строительство загородного жилища. Но я-то уже вложил кругленькие суммы в покупку стройматериалов, нанял бригады. Теперь для меня это замороженные деньги, и не известно, когда я их смогу вернуть, — жалуется Игорь. — Чтобы хоть как-то переключиться с бизнес-проблем, которые достали меня за день, за пару минувших недель я чуть ли не каждую ночь выезжал на трассу в поисках адреналина. Даже в стритрейсинге принимал участие, хотя до этого вообще не понимал подобных ночных гонок». И таких примеров — немало.
Скептики могут утверждать, что таким образом якобы «подорванные» топы просто хотят сбежать от проблем, а не решить их. Именно поэтому они и ищут «проблемы» на стороне. Но, по мнению Джина Н. Ландрама, доктора наук, автора книг и исследований в области мотивации и лидерства, склонность к риску является одним из качеств, которыми обладают люди незаурядные и успешные. Он утверждает, что такие люди воспринимают риск не как опасность, а как захватывающее приключение.
«Экстрим-увлечения (или, если хотите, развлечения) не просто вносят в жизнь новые ощущения. Это своего рода психотерапия, возможность рассмотреть проблему под другим углом, понять, что в жизни действительно важно, а что вторично, — уверяет Игорь Чернышев. — Мне кажется, что качества, необходимые для того, чтобы сохранить жизнь и здоровье в экстремальных спортивных ситуациях, и качества, без которых не выживешь в мире бизнеса, практически идентичны». На самом деле просто необходимо заниматься риск-менеджментом, чтобы понимать и знать, как действовать в чрезвычайных ситуациях. Например, инструкторы-авиаторы утверждают, что 80% тренировок посвящены именно разбору нестандартных ситуаций, которые могут произойти в воздухе, а вести самолет — это элементарно.
«Риск возникновения непредвиденных ситуаций существует и в спорте, и в бизнесе, но большинство рисков предсказуемы и просчитываемы. Поэтому важно грамотно оценить собственные возможности или же возможности компании, уверен руководитель одной крупной консалтинговой компании, пожелавший остаться неназванным. — Однажды я не дал согласие на участие нескольких топов моей компании в восхождении на Эльбрус. Они не имели достаточной подготовки в альпинизме. А не дай Бог что — и бизнес простаивает, да и больничные пришлось бы оплачивать».
Собак отвязать?
Но топы используют экстрим-тренинги не только в личных целях. Они стали активнее заказывать их и для сотрудников. «Если еще пару месяцев назад из десяти корпоративов всего лишь два были посвящены построению команды или же оценке персонала, то теперь ситуация кардинально изменилась. Восемь тренингов направлены на решение кадровых задач, в том числе и на выявление работников, подлежащих сокращению, — говорит Виталий Зорин, руководитель клуба «Лопухи в поисках адреналина» (штат — 10 чел.). — В экстремальных условиях управленцу легче понять, какие кадровые ротации следует провести. Например, бизнесмен может прийти к выводу, что ему целесообразнее сократить экономиста, который не может принимать молниеносные решения, в то время как секретаршу, проявившую недюжинные организаторские способности, поставить руководителем одного из подразделений компании. Потому как именно она взяла на себя ответственность за принятие нестандартного решения».
По мнению Сергея Зверева, известного российского бизнес-тренера, экстремальный тимбилдинг прекрасно моделирует бизнес-среду — изменчивую, агрессивную, непредсказуемую, а потому он весьма эффективен. Для подобных тренингов хорошо подходит формат сплава по горной реке. Во-первых, участвовать в катамаранном сплаве может любой человек, при этом все участники примерно в равной степени некомпетентны и должны быстро обучиться новым навыкам. Во-вторых, участникам нужно за доли секунды принимать решения, при этом эмоциональная напряженность и скорость наработки навыков очень высоки.
«На первый взгляд, поведение в ходе экстремального тренинга — неплохой показатель того, как человек ведет себя в сложной и напряженной ситуации. Однако вряд ли это могло бы стать надежным методом отбора или оценки, к примеру, кризис-менеджеров, — считает Олег Асмолов, психолог Центра психологического консультирования «Фактор» (штат — 5 чел.). — Дело в том, что существует категория людей, и их немало, которые способны сконцентрироваться и продемонстрировать во всей красе все свои лучшие качества — умение сохранять спокойствие, проявлять организационные способности, выдержку, даже харизму. И нередко это делают люди, от которых в обычной, спокойной жизни никто этого не ожидает. Но, во-первых, тренинг — это игра, во-вторых — кратковременная. И многие из тех, кто способен «на подвиг», для этого задействуют все свои ресурсы. Но совершать подвиги в течение длительного времени (а кризисы наши обычно имеют затяжной характер) они просто не в состоянии. Если такие нагрузки превышают предел выносливости этого человека, начинаются болезни, нервные срывы, алкоголизация. Поэтому в данном случае, как в боксе, нужны люди, умеющие не только красиво бить или уходить от ударов, но и держать удар. Посему значение будет иметь не только удачный набор личных качеств, но и способность к саногенному мышлению, ценностные ориентации, установки. И как раз с этим можно работать и этому можно учить».
Виталий Зорин также отметил, что было бы просто замечательно, если бы руководители, заказывающие экстрим-тренинги, отдавали себе отчет, зачем им это нужно. Чтобы они разрабатывали критерии и показатели, по которым собираются оценивать персонал, либо привлекали профессиональных эйчаров и психологов, способных «расшифровать» поведенческие характеристики подопечных. Ведь нецелесообразно неповоротливого стокилограммового бухгалтера оценивать по скорости передвижения. При этом топы не должны принимать участие в «оценочном» тренинге. Их задача наблюдать со стороны и делать выводы. Да и задачи на тренинге должны быть реальными, чтобы не произошло как в анекдоте, когда участник «адреналинового» тренинга-похода обратился к сидящему у сарая местному жителю с вопросом, как ему быстрее попасть на гору. В ответ житель задумчиво посмотрел сначала на туриста, затем — на гору и ответил: «Хотите, я собак отвяжу?».
Тенденцию возвращения топов к тимбилдингу и экстриму подтвердил и Виктор Афонин, проект-менеджер «Академии приключений» (штат — 5 чел.). Он отметил, что если ситуация в стране не изменится, то к данному виду услуг будут прибегать даже компании, по разным причинам раньше предпочитавшие этого не делать. В условиях экономии бесполезная трата денег на корпоративы в стиле «водка пей — трава валяйся» уйдут в небытие. Ведь уже сегодня рынок ивентов, по разным данным, обвалился на 40-50%.
|