ИНСАЙТЫ | Трудоустройство студентов 18 августа 2009 г.

Небеспечное лето

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№33-34, 2009)

В связи с кризисом спрос на молодых недоспециалистов снизился, и на их места стали претендовать специалисты, попавшие под волну сокращений.

Времена юных романтиков, готовых поднимать целину, строить дороги и работать проводниками, чтобы хоть одним глазком взглянуть на Уральские горы, канули в небытие. Нынешние студенты куда более рациональны и прагматичны. Они хотят зарабатывать деньги, не отходя от компьютера. Нынешнее поколение добровольно завязло во Всемирной паутине, черпая вдохновение и деньги на виртуальных просторах. Но, увы, в нынешнем году многим пришлось обратить внимание на традиционные студенческие «подработки»: в фаст-фудах, промоутерских компаниях и т.д.

Post jucundam juventutem…

«Достаточно большое количество студентов устремились в ИТ-бизнес. Это позволяет молодым людям не зависеть от одного работодателя и получать опыт предпринимательской деятельности. Многие студенты подрабатывают, создавая сайты, работают системными администраторами неполный рабочий день, участвуют в разработке программных продуктов. Также широкое распространение получает интернет-бизнес, так называемый «манимейкинг». Молодые люди развивают свои интернет-проекты, сервисы и блоги и получают деньги от размещенной на них рекламы», — рассказала Галина Морозова, директор консалтинговой компании Capital Human Resources (штат — 40 чел.). Так, по словам Игоря Сивковича, координатора портала cv-job.kiev.ua, в сфере высоких технологий трудоустроены порядка 12-15% от общего количества работающих студентов.

Однако уверенно в этой сфере себя чувствуют лишь те, кто успел «раскрутить» свои проекты задолго до кризиса, приобрел опыт работы в софтверных компаниях либо заработал репутацию на виртуальных биржах труда.

«Новичкам», решившим подзаработать в интернете, не удастся выдержать конкурен­цию с опытными фрилансерами, материальные запросы которых тоже снизились в разы», — сообщил Сергей Гроцик, HR-консультант и профессор одного из киевских вузов. Стремящиеся поправить свое пошатнувшееся материальное положение профи готовы работать над разовыми и низкооплачиваемыми проектами, благодаря которым раньше оттачивали свое мастерство юные программисты и дизайнеры.

Впрочем, по прогнозам Игоря Сивковича, аутсорсинговые компании, работающие с украинскими программистами, осенью возобновят активную деятельность по привлечению студентов старших курсов. «Сокращать расходы разработчики ПО будут за счет привлечения более дешевой рабочей силы. И наши специалисты в этом отношении всегда были для них лакомым кусочком», — считает г-н Сивкович.

У современных студентов уровень владения иностранными языками значительно выше, чем у закончивших вузы три-пять лет назад. Поэтому многие занимаются переводами и репетиторством. Но и в этой сфере спрос на подобные услуги значительно снизился. «В прошлом году я проводила восемь-десять занятий в неделю. Нередко мне приходилось отказывать желающим изучать английский язык. Сейчас я провожу не более четырех-пяти занятий, и почти половина моих клиентов — те, кто отказался от услуг более дорогих репетиторов», — рассказала Евгения Поковалина, студентка Киевского лингвистического университета.

Поэтому в нынешние смутные времена многие студенты не брезгуют нелегким заработком расклейщиков объявлений, официантов, продавцов сезонных товаров. «Количество студентов, желающих подработать, за последние полгода значительно увеличилось. Если раньше мы с трудом находили персонал, то сейчас это перестало быть проблемой. Наиболее привлекательными для студентов остаются вакансии промоутеров, число которых сократилось незначительно вследствие того, что компании используют малозатратные способы продвижения», — рассказала Оксана Крамушкина, специалист по подбору персонала КА «Юса» (трудоустройство, поиск и подбор персонала, штат — 6 чел.).

Эту информацию подтвердил и Максим Муровайко, специалист по связям с общественностью портала rabota.ua: «Этим летом вакансий для студентов больше не стало, в то время как число желающих занять их увеличилось». При этом, по словам г-на Муровайко, оплата труда как сезонных, так и постоянных работников снизилась в среднем на 25-30%, а в некоторых отраслях, к примеру, в строительстве, и до 40%.

«Еще год назад многие крупные работодатели «заказывали» студентов пачками. Но теперь у тех же работодателей таких вакансий не более двух-трех», — рассказала Галина Морозова.

Непростой выбор

Не смогли реализовать свои планы и те, кто рассчитывал поработать в офисе, «подменяя» ушедших в отпуск секретарей, офис-менеджеров, маркетологов и бухгалтеров. По словам Кирилла Боханова, руководителя Центра трудоустройства студентов КНУ им. Т.Г.Шев­ченко, в этом году работодатели не обращались с подобными предложениями. Впрочем, вполне возможно, что тенденция, которая наблюдалась зимой (когда количество вакансий для студентов возросло за счет компаний, стремившихся снизить расходы и привлекавших их для выполнения неквалифицированной работы), будет отмечена и осенью нынешнего года.

«Был период, когда небольшие отечественные компании, которые ранее не принимали участия в программах стажировок и привлечения молодежи, вдруг стали приглашать студентов на вакансии специалистов бэк-офиса», — рассказала Оксана Крамушкина. При этом учащейся молодежи придется конкурировать со специалистами — уволенными либо отправленными в неоплачиваемые отпуска. А единственное, что могут противопоставить им студенты, — низкую цену своего свободного времени.

Однако далеко не всегда сами студенты готовы серьезно относиться к своей работе. «Проблема молодых людей без опыта работы и студентов в частности состоит в недостаточной ответственности. Они воспринимают это свое сегодняшнее место работы как «черновик» своей карьеры: не понравилось — перепишу заново, не захочу — не приду сегодня на работу, ведь друзья позвали на пляж», — поделился наблюдениями Сергей Гроцик.

Крупные компании, кадровая политика которых строилась на привлечении молодых людей еще со студенческой скамьи, частенько решали эту проблему методом «естественного отбора», непосредственно на рабочем месте оценивая потенциал стажера. И действительно, этот способ целиком оправдывал себя. «Однако, учитывая, что количество вакансий резко сократилось, сейчас появилась необходимость осуществлять более целенаправленный и тщательный выбор уже на этапе первого знакомства», — сообщила Оксана Крамушкина.

В подборе молодых людей существует своя специфика (подробнее см. «Здравствуй, племя молодое!», «ВД», №38, 2007 г.). Традиционные вопросы об опыте работы, анализ производственных ситуаций, успехов и неудач — здесь невозможны. Бесполезны и столь любимые «эйчарами» профессиональные тесты и кейсовые методы. Да и психологические методики нередко дают сбой. Ведь, как известно, многие черты личности формируются и приобретают устойчивость лишь к 25 годам. Поэтому определить, насколько благонадежен и исполнителен окажется молодой человек с «нулевым» опытом — задача не из легких. Чтобы решить эту проблему Сергей Гроцик советует тщательно выяснять все подробности биографии претендента на вакансию. «Это поможет точнее определить, что стоит за желанием работать — материальная необходимость, установка на профессиональное самосовершенствование или просто блажь», — считает г-н Гроцик.

А для подстраховки всегда желательно иметь в резерве двух-трех студентов «на замену». Ведь даже опытные рекрутеры признаются, что оценивая молодых людей без опыта работы, они ошибаются гораздо чаще, чем при подборе опытных специалистов.

О чем спросить студента

Правила диктует рынок

И все же будущие специалисты по информационным технологиям устраиваются в софтверные компании, юные журналисты находят себя в молодежных и развлекательных интернет-изданиях, юристов и экономистов желают видеть своими сотрудниками коллекторские и аудиторские фирмы, как рассказал Кирилл Боханов. Именно в этих сферах студенты останутся наиболее желанными работниками и в ближайшем будущем.

Готовы брать на работу студентов туристические и страховые компании. Но рассчитывать даже на минимальный оклад не приходится — практически везде предлагается работа «на процент» от заработка — в среднем на таких условиях он может составить 1000-1500 грн. ежемесячно. Аналогичные предложения, по словам Оксаны Крамушкиной, поступают и от торговых компаний. По ее прогнозам, выгодная для работодателя ситуация может затянуться на несколько лет, так как рынок труда реагирует на экономические изменения с некоторой задержкой.

Поэтому эксперты советуют молодым людям не спешить хвататься за любую работу. «В условиях кризиса, когда без работы оказались довольно квалифицированные специалисты, молодым людям стоит посвятить свое свободное время обучению, вместо того чтобы заниматься поисками низкоквалифицированной работы. Дополнительные знания по специальности можно приобрести на бизнес-тренингах и семинарах, которые сейчас стали вполне доступны. Эти усилия окупятся немного позднее — после окончания вуза, когда человек придет на свое первое место работы», — считает Татьяна Кучерук, руководитель проекта, рекрутинговая компания CareerGuide (штат — 10 чел.).

«Одним словом, в ближайшее время условия отбора студентов станут жестче, оплата будет меньше, а требования возрастут», — считает Оксана Крамушкина. И это оставляет надежду, что самые деятельные и целеустремленные молодые люди смогут профессионально реализовываться, не дожидаясь «лучших времен».




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Креативь! Поставь идеи на потокКреативь! Поставь идеи на поток
Год личной эффективности. Сборник 3. Межличностный интеллект. Продуктивно взаимодействую с другимиГод личной эффективности. Сборник 3. Межличностный интеллект. Продуктивно взаимодействую с другими
Искусство офисных интриг. Как построить успешную карьеру в мире лжи, подстав и грязной игрыИскусство офисных интриг. Как построить успешную карьеру в мире лжи, подстав и грязной игры

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)