Революция Wal-Mart
Источник: Washington ProFile
В 1962 году произошло событие, на которое тогда никто не обратил особого внимания. В городе Роджерс, штат Арканзас, открылся магазин Wal-Mart, создателем которого стал небогатый бизнесмен Сэм Валтон (Sam Walton) (1918-1992). Ныне его вдова и дети контролируют крупнейшую в мире торговую империю, в состав которой входит более 6.5 тыс. магазинов в 14-ти странах мира. В компании работают более 1.8 млн. человек.
Wal-Mart — это гигантские универсальные магазины, которые предлагают практически все виды товаров, необходимых в повседневной жизни. Это одна из крупнейших фирм планеты — по всем критериям она обходит таких гигантов, как ExxonMobil, General Motors и General Electric. В сфере розничной торговли у Wal-Mart нет конкурентов. Ее главный соперник в США — Home Depot (специализируется на продаже товаров для строительства, ремонта и дома) за год продает столько, сколько Wal-Mart реализует за три месяца. Ныне на долю Wal-Mart приходится примерно 10% всей розничной торговли США.
Ныне американские исследователи утверждают, что есть смысл говорить о "революции Wal-Mart". Валтон стремился продавать товары по меньшим ценам, но в большем количестве. Детище Сэма Валтона кардинально изменило индустрию розничной торговли — в ней рекордно выросла производительность труда. Большинство торговых сетей стали больше внимания обращать на свою ценовую политику, стремясь сделать товары доступными для максимально широкого круга потребителей. Кроме того, Wal-Mart сделал ставку на инновации, которые позволяют сэкономить и потребителю, и продавцу. В середине 1990-х годов магазины Wal-Mart создали крупнейшую и, вероятно, наиболее эффективную систему логистики и товароучета, использовали новые методы прогнозирования и формирования потребительского спроса. По данным консалтинговой компании McKinsey and Co. в период с 1995 по 1999 год Wal-Mart обеспечил 25% роста производительности труда, достигнутого американской экономикой.
В сборнике статей историков и экономистов "Wal-Mart: Лицо Капитализма 21-го Века" (Wal-Mart: The Face of Twenty-First-Century Capitalism) подчеркивается, что успехи гиганта обеспечены и за счет невероятной системы контроля не только за магазинами, покупателями и поставщиками, но и за собственными сотрудниками, которые действуют исключительно по жестким правилам. Одно из последствий этого — волна акций протеста и судебных исков (газета Wall Street Journal сообщила, что каждый час два бывших работника Wal-Mart подают в суд на свою бывшую компанию).
Опрос поставщиков товаров, проведенный в 2005 году компанией Cannondale Associates, показал, что компании-производители предпочитают иметь дело именно с Wal-Mart (всего у торгового гиганта 21 тыс. поставщиков). При этом Wal-Mart заставляет поставщиков подгонять фуры с товаром только в точно назначенное время — опоздание не должно превышать 1 минуты. Легендарный американский финансист и один из богатейших жителей планеты Уоррен Баффет (Warren Baffett) внес наибольший вклад в процветание экономики США (любопытно, что он не назвал такие высокотехнологичные компании, как Microsoft или Boeing).
Wal-Mart прославлен своими низкими ценами — магазины изначально используют слоган "Низкие Цены Каждый День" (Every Day Low Prices). Экономист Брэндон Босворт (Brandon Boswort), живущий в Гонолулу (Гавайи), провел простой опыт: он купил 14 видов товаров (таблетки от головной боли, рис, консервированный мясной фарш, туалетную бумагу) в местном Wal-Mart и небольших магазинах по соседству. Как оказалось, покупка одних и тех же товаров (одинаковые упаковки и бренды) в Wal-Mart обошлась ему в $92.37, в иных торговых точках — в $149.02.
Низкие цены обеспечиваются, с одной стороны, за счет оптовых закупок у поставщиков, а с другой — за счет поддержания низкого уровня зарплат сотрудников. К примеру, Wal-Mart предоставляет медицинские страховки менее 50% своих сотрудников (данные профсоюза AFL-CIO). Это делается достаточно элегантным способом: сотрудникам компании не дают трудиться более 32-х часов в неделю, что, согласно законам США, делает необязательным предоставление им страховок. В результате, чтобы обеспечить 200 сотрудников компании Wal-Mart, их детей и иждивенцев медицинской помощью, местные бюджеты вынуждены ежегодно тратить $420 750 (данные University of California Berkeley Center for Labor Research and Education).
Исторически большинство американцев, даже не достаточно квалифицированных, могли занять низкооплачиваемые должности и, постепенно набираясь опыта, переходить на лучше оплачиваемые работы. Таким образом, их доходы увеличивались, и они оказывались на более высоких ступеньках социальной лестницы. В 1970-е годы подобных метаморфоз стало значительно меньше, по сравнению с предыдущими десятилетиями. В 1980-е годы ситуация еще более ухудшилась, прежде всего, из-за процесса глобализации, который привел к вывозу рабочих мест (большей частью, в промышленной сфере) за пределы США. Кроме того, технологические прорывы позволили работодателям повысить производительность труда, не повышая зарплат. Эксперты предполагали, что беспрецедентный рост американской экономики позволит оживить этот процесс. Однако, несмотря на то, что доходы подавляющего большинства жителей США выросли, увеличилось число людей с высшим образованием и число домовладельцев, американская мечта не восторжествовала.
Одной из главных причин этого считается "волмартизация" (то есть, технология работы с наемными сотрудниками, принятая Wal-Mart), которая затронула огромное количество фирм. Экономист Аарон Бернстайн (Aaron Bernstein) считает, что несмотря на то, что в 1990-е годы появилось много новых миллионеров, сделавших состояния благодаря интернет-буму, многие фирмы сократили большое количество рабочих мест, причем сокращения коснулись не самых высокооплачиваемых и не самых низкооплачиваемых сотрудников, а сотрудников среднего звена. Кроме того, американские работодатели преуспели в борьбе с профсоюзами, что также позволило им не повышать зарплаты, не рискуя пострадать от стачек и забастовок, организованных возмущенными наемными работниками.
Ныне около 34 млн. американцев — почти каждый четвертый работающий житель страны — получает менее $8.70 в час (официальная черта бедности). Даже при условии, что человек занят полный рабочий день, зарабатываемых им денег недостаточно, чтобы его семья выбралась из нужды. В книге "Низкооплачиваемая Америка" (Low-Wage America: How Employers Are Reshaping Opportunity in the Workplace, сборник статей под редакцией профессора Эйлин Эпплбаум (Eileen Appelbaum)) делается вывод, что несмотря на то, что волмартизация позволяет снижать цены на потребительские товары, она ведет к исчезновению "среднего класса".
В 1980-е годы Wal-Mart активно использовал слоган "Покупайте Американские Товары!" (Buy American), однако в 1990-е начал активно ввозить товары из более "дешевых" стран — ныне на его долю приходится примерно 10% китайского экспорта в США. Появление дешевых китайских товаров негативно влияет на американских производителей, которые проигрывают ценовую войну азиатским конкурентам и закрывают производства на территории США.
Экономисты из Университета штата Пеннсильвания (Pennsylvania State University) доказывают, что глобальная экспансия супермаркетов Wal-Mart способствует распространению бедности. По их данным, из-за экспансии Wal-Mart только в США 20 тыс. семей опустились ниже официального уровня бедности. В графствах США, где Wal-Mart открыл свои магазины, вдвое, по сравнению с общенациональным уровнем, выросло число людей, обращающихся к властям за продовольственной помощью (так называемая программа "продуктовых талонов" — food stamp). Несмотря на то, что Wal-Mart нанимает много людей на работу, многие его сотрудники традиционно получают низкую зарплату. Появление супермаркетов Wal-Mart, которые предлагают широчайший ассортимент товаров (более 50 тыс. наименований), ведет к закрытию местных магазинов и негативно влияет на всю бизнес-цепочку, которая обслуживала торговцев (бухгалтеров, транспортников, юристов, строителей и пр.).
Джон Дикер (John Dicker), автор книги "Соединенные Штаты Wal-Mart" (The United States of Wal-Mart), утверждает, что Wal-Mart превратился в "глобального деспота", который в состоянии менять правила игры, оживлять или, наоборот, охлаждать экономики целых государств и создавать новые формы потребительской культуры. Эффект от революции Wal-Mart будет наблюдаться десятилетия.
|