Машина, платформа, толпа: технологии, без которых бизнес уже всё
Источник: Блог издательства "МИФ"
Оставят ли машины нас без работы? Будут ли влиятельные платформы контролировать экономику? Станет ли у нас меньше (или больше) свободы в том, где жить и с кем общаться?
В конечном итоге все эти вопросы сводятся к одному: что технологии сделают с нами? Но такая формулировка неправильна. Технология — не более чем инструмент, и не важно, идет речь о молотке или о нейронной сети.
Инструменты не решают, что произойдет с людьми. Решают люди. Поэтому вопрос в том, что мы хотим сделать с помощью технологий? Как можем использовать их в бизнесе, чтобы стать сильнее и успешнее? Мощная, невероятная, но совершенно реальная книга «Машина, платформа, толпа» (Machine, Platform, Crowd) поможет создать будущее, которое нам понравится.
На гребне волны
Сегодня технологии делают то, что раньше казалось неподвластным программированию: побеждают в шахматы и го, диагностируют болезни, проектируют предметы и даже пишут музыку. Машины не просто выполняют инструкции — они самостоятельно решают задачи.
В начале XX века предприятия, перешедшие на электричество, быстро перегнали конкурентов, работающих по старинке. Сейчас, спустя столетие, технологии снова меняют эпоху. Они дали нам массу возможностей, но поставили под угрозу привычные способы «делать бизнес».
Хочешь быть успешным — меняйся. Эта книга поможет оказаться на гребне технологической волны.
Сигнал толпы
Технологические гиганты постоянно следят за толпой в поисках новаций, способных подорвать их положение. Когда они их находят, то не стараются задушить. Напротив: они их покупают и осваивают. В промежутке между 2011 и 2015 годами Apple приобрела 70 компаний, Facebook — более 50, а Google — почти 200.
Они делают это, даже если уже создали что-то подобное. Скажем, компания Facebook уже создала функцию обмена сообщениями и фотохостинг к тому моменту, когда купила WhatsApp и Instagram. Однако она не пропустила сигнал от толпы: появилась что-то новенькое и оно всем нравится.
Ищите «сигналы толпы» — они подсказывают, что людям действительно нужно.
Изобретая будущее
«Лучший способ предсказать будущее — изобрести его» — Алан Кэй (Alan Kay)
После проверки 82 000 прогнозов в таких сферах, как политика, экономика и международные отношения, политолог Филип Тетлок обнаружил, что по точности предсказаний «люди едва превосходят шимпанзе», бросающего дротики в мишень. Строить бизнес на прогнозах бессмысленно.
Успешные компании это уже поняли. Они переходят от долговременных прогнозов к краткосрочным циклам. Двигаясь небольшими шагами и получая обратную связь, можно быть гибким и вовремя вносить изменения в свои действия.
Меньше предсказывайте, больше экспериментируйте. А анализ данных доверьте машинам.
Отдайте роботам
В эру машин множество бизнес-процессов вовсе не требует участие людей. С появлением банкоматов клиенты все реже обращаются к сотрудникам банков. В ресторанах планшеты-меню заменяют официантов. В Японии 90% работ по опрыскиванию растений производят беспилотные вертолеты.
Подумайте: какую работу в вашей компании можно назвать бездумной, грязной, опасной или дорогостоящей? Именно ее нужно скорее передать машинам.
|